Наталья Денисова
Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами.
2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения в общественных местах.
3. Учить детей заботиться о своем здоровье, избегая ситуации, приносящие вред здоровью.
4. Воспитывать у детей природоохранное поведение. Развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению. Научить детей различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
Публикация «Обобщение опыта „Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
5. Научить детей правилам безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребёнка со взрослым или сверстником в некоторых случаях можно оценить положительно - как стремление отстоять себя и право на своё мнение, поступок. Любая общественная норма должна быть осознана и принята маленьким человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Воспитание навыков безопасного поведения с детьми начала с младшего дошкольного возраста по программе Н. Н. Авдеевой «Безопасность», имеется приложение к этой программе Т. А. Шорыгиной. В самом начале своей работы поставила задачи:
1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами.
2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах поведения в общественных местах.
3. Учить детей заботиться о своём здоровье, избегая ситуации, приносящие вред здоровью.
4. Воспитывать у детей природоохранное поведение. Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.
5. Научить детей различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды.
6. Научить детей правилам безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.
Чтобы выполнить эти задачи, составила индивидуальную программу «Интегративное воздействие разных видов детской деятельности на воспитание навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста».
Так как дети были маленькие, и жизненного опыта не было, начала работу с чтения детской художественной литературы. Несколько раз, рассказав детям сказку «Волк с семеро козлят» объяснила детям, что нельзя без родителей открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос. Эту сказку обыграли: выучили песенку мамы, слова волка. И вот тогда мои малыши проявили интерес: как же надо вести себя, когда в дверь стучится чужой дядя?
Важным условием воспитания и развития детей стало создание развивающей среды. Пространство для свободной деятельности детей старшего дошкольного возраста распределила следующим образом по интересам: оборудована зона транспорта нитеобразно, которая представлена игрушечным аэродромом (самолёт, трап, погрузчик, скорая помощь, пожарная машина, автобус, речным причалом (катер, лодка) и железнодорожным транспортом (электричка, локомотив).
В самом нижнем ярусе оборудован макет улицы с домами, перекрёстком, игрушечными автомобилями, куклами - пешеходами, изготовленными из картона, а также макет комнаты с открытым окном, балконом как источником опасности. Весь демонстративный и дидактический материал находится в доступном для детей месте : рабочие тетради, дидактические игры «Одень по сезону», «Витамины», «Плохо - хорошо», «Соберём грибы» и т. д. В свободное время дети очень любят играть в этой зоне.
Все мы хорошо знаем, как дети любят играть. Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Непроизвольно дети сами, а так же оборудованная зона создали наши новые сюжетно - ролевые игры: «Аэродром», «Железнодорожный вокзал», «Речной причал». Впоследствии дети сами стали режиссё рами в организации других игр: «Скорая помощь», «Пожар». Но моя помощь постоянна была нужна детям - это новые идеи, новые образы. Играя в игру «Пожар» куклы получили ожоги, которые были залечены доктором Дашей. Доктор Даша внушительно сказала, что ожог можно получить не только на пожаре, но и от солнца. Дети начали вспоминать случаи и фантазировать о солнце, планетах, космосе, таким образом, мы подошли к теме «Космос и космическое пространство». Поэтому, я решила, что новая интересная зона заинтересует детей. Оборудовала зону «Космос». Появилась новая сюжетно - ролевая игра «Космос». Играя в сюжетно - ролевые игры, дети учатся самостоятельно распределять роли, активно и свободно общаться друг с другом, у них воспитывается чувство товарищества, коллективизм, взаимовыручка. Играя, дети, незаметно получили знания о профессиях, узнали правила поведения в общественном транспорте, что нельзя кричать, толкаться, затевать игры, прислоняться к дверям (можно упасть, удариться, получить траву, быть осторожными и внимательными при входе и выходе из любого вида транспорта.
Пополняю зону «Уголок русской народной культуры» новыми предметами народных умельцев и репродукциями русских художников. В уголок поместила репродукции К. Брюллова «Последний день Помпеи», И. Айвазовского «Девятый вал», М. Савицкого «Дети войны».
Для того, чтобы воспитывать у детей чувства прекрасного и любви к природе, рассматриваем картины выдающихся русских художников - пейзажистов, таких как И. Шишкин, И, Левитан, А. Саврасов. Но ознакомление с произведениями живописи немыслимо без создания особой эмоциональной атмосферы увлеченности, а достигаю ее с помощью живого слова, музыки, поэтических текстов. Все средства направляю на то, чтобы увлечь, зажечь, разбудить душу ребенка.
Например: при рассматривании картины и. Левитана «Золотая осень» (роща пылает кострами берез, золотыми россыпями светится земля, в холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба, желтые и рыжие обрывистые берега, красноватые ветки кустарника, осенний воздух чист и прозрачен. Левитанская осень - праздник золота и синевы). Эмоциональное воздействие важно на ранней стадии ознакомления с основами безопасности жизнедеятельности дошкольников. Но при всей своей красоте природа является источником повышенной опасности (ядовитые растения, грибы, дикие животные, змеи, пожары, наводнения, опасности на воде, в воздухе, и т. д.).
Вот почему я подобрала серии картин, в которых заложены не только элементы хрупкости и красоты природы, но и огромный разрушительной силы, воздействующей на человека. Среди них: «Последний день Помпеи» (К. Брюллов, «Девятый вал» (И. Айвазовский, «Дети войны» (М. Савицкий,. При рассматривании картины «Последний день Помпеи» К. Брюллова, я обращаю внимание детей на гибель города при извержении вулкана Везувия (охваченное пламенем небо застилает черные тучи дыма и пепла. Течет раскаленная лава, рушатся здания, люди в ужасе бегут из города. Они как - бы застыли на мгновение, освещенные ослепительной вспышкой молнии. Женщина крепко обняла дочерей. Как она может защитить их? Старая мать в изнеможении опустилась на землю. Она просит сына оставить ее и спасаться самому. Но тот в недоумении: они либо пойдут вместе, либо будут вместе ожидать гибели). Если бы видели лица детей при рассматривании этих картин, а на вопрос, что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины, дети отвечали: жалость, ужас, желание помочь этим людям. Предлагаю детям передать цветом радость, боль, страх, огонь в ночи. Интересуюсь у детей, какие краски при этом использует художник? Они отвечают: синие, фиолетовые, коричневые, а если их поменять, то картина станет жизнерадостной. Например: на занятии «Горит дом» : прочитав рассказ Л. Толстого «Пожар», рассмотрели картины о пожаре, а затем дети отразили свои сопереживания героям рассказа в рисунках. В программе «Детство» отбор познавательных задач осуществлен, исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно: придание обучению развивающего характера, обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания, интегрированный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса.
Обучение правилам безопасного поведения веду не только в игре, но и на занятиях. Отдаю предпочтение интегрированным занятиям, так как эти занятия предполагают смену разных видов деятельности, что не позволяет детям утомляться, у детей сохраняется интерес на протяжении всего занятия, что так же способствует эмоционально - творческому развитию личности. На таких занятиях дети своей продуктивной деятельностью отражают полученные знания и впечатления от рассматривания картин, экскурсий, прочитанных художественных произведений.
Только я не в силах осветить весь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка. Поэтому активно привлекаю родителей к сотрудничеству, так как именно семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Стараюсь не жаловаться на непослушных детей, а нахожу в каждом ребенке что - то интересное положительное. Стараюсь с каждым родителем найти изюминку в ребенке. Советуюсь и незаметно предлагаю сделать то - то или другое: прочитать сказку, выучить стихотворение, изготовить аппликацию общими усилиями. Провела большую работу с родителями по закреплению детских навыков безопасного поведения детей в природе, быту, дороге - это оформление буклета с детскими рисунками. Этот буклет помогает мне при закреплении правил безопасного поведения детей. Вовлекаю родителей в походы на экскурсии, которые расположены далеко от детского сада. Для организации сюжетно - ролевой игры «Пожар» дважды совместно с родителями ходили на экскурсию в Пожарное депо. Там дети узнали от пожарников, что в любое время суток к ним может поступить сигнал о возникновении пожара. Они всегда должны быть наготове.
Вовлекаю родителей в походы на экскурсии, которые расположены далеко от детского сада. Для организации сюжетно - ролевой игры «Пожар» дважды совместно с родителями ходили на экскурсию в Пожарное депо. Там дети узнали от пожарников, что в любое время суток к ним может поступить сигнал о возникновении пожара. Они всегда должны быть наготове. Дети увидели, как выглядит костюм пожарников, куда прикручивается шланг у машины, как устроена машина. Незабываемое впечатление произвело на детей, когда их привезли на пожарных машинах к детскому саду. Глаза у них так и светились от счастья.
Родители с удовольствием принимают участие в занятиях, театрализованных спектаклях, где они обыгрывают сюрпризные моменты. Большую помощь оказывают родители в изготовлении костюмов для наших театрализованных игр, спектаклей. Совместно с ними создали видеотеку для детей, которая состоит из мультфильмов по охране жизни и здоровья детей : «Королева - зубная щетка», «Мойдодыр», «Путаница», «Доктор Айболит», «Осторожно, обезьянки» и т. д. В свете новой философии использую новые формы с семьей: дежурство родителей в группе, как я уже говорила, участвуют в занятиях, театрализованных спектаклях, таким образом, привлекаю родителей к тесному сотрудничеству, доверию и пониманию провела анкетирование родителей по безопасному поведению детей дома. Эта анкета состоит из 7 вопросов. Результаты анкетирования следующие.
Организовала семинар «Елочка - живая иголочка» по изготовлению елочек из различных материалов. Цель этого семинара - охрана природы.
Итогом моей работы с детьми и родителями стало открытое собрание в форме КВН «Каждый маленький ребенок должен знать это с пеленок», участниками которого стали родители и дети. На этом собрании были выявлены знания детей и опыт родителей в следующих номинациях: разминка «Отвечаем быстро», литературная викторина, устами младенца, кто быстрее, черный ящик, умники и умницы, игра со зрителями, сюрпризный момент.
Анализируя работу по игровой, изобразительной, театрализованной деятельности и работу с родителями, я убедилась, что дети получили навыки безопасного поведения в природе, в быту, на дороге, около воды, научились терпимее относиться друг к другу.
Я считаю, что с поставленными задачами по воспитанию безопасного поведения у детей дошкольного возраста справилась. Это моя маленькая победа в большом вопросе воспитания детей.