Татьяна Рябинская
Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Проблема коммуникативных качеств дошкольников традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, не стандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих грамотно и смело выражать свои мысли.
Публикация «Обобщение опыта по развитию коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Важной задачей для меня, как для педагога стал поиск эффективных средств организации образовательного процесса, которые бы способствовали развитию и формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Возникновение данного опыта связано, прежде всего с тем, что у дошкольников отмечается недостаточное развитие социально-коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, что в дальнейшем может сказаться на социализации ребёнка, в межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние.
Избежать такого можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка. Поэтому я стала искать новые подходы в решение проблемы развития и формирования коммуникативных навыков дошкольника.
В современном обществе эмоциональной и коммуникативной сфере ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, не смотря на то, что общение обогащает чувственную сферу и является фундаментом для дальнейшего развития ребёнка и во многом определяют особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Старший дошкольный возраст-уникальный период развития коммуникативных качеств, именно в это время закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрализованную деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.
Поэтому перед взрослыми со всей остротой стоит серьёзная задача довести до ребёнка необходимую коммуникативную информацию, определённые чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.
Таким образом, вопрос развития коммуникативных качеств у дошкольников актуален и одним из эффективных путей решения данного вопроса я вижу через организацию театрализованной деятельности.
Диапазон опыта
представлен системой мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством организации театрализованной деятельности.
Коммуникативная направленность этих занятий активизирует формирование всех видов речевой деятельности : умение слушать и говорить, свободно пользоваться языком и выразительными средствами речи в различных речевых ситуациях.
Новизна опыта заключается в создании условий для развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность, апробация системы занятий на основе дидактических игр и упражнений.
В своих трудах Нуждина М. А., Мильруд Р. П. пришли к выводу о том, что коммуникативные навыки необходимо развивать ещё в детстве. Тогда, когда ребёнок наиболее пластичен, способен всё впитывать в себя.
Таким образом, анализируя литературу, можно сделать выводы, что игра является способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря чему у ребёнка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребёнка к действительности. Всё это может дать театральная деятельность. Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста позволяет успешно развивать коммуникативные качества детей.
Опыт адресован педагогам, обеспечивающим получение дошкольного образования, руководителям театрализованных студий, работающих с дошкольниками, также он может быть полезен студентам педагогических колледжей и вузов.
Технология опыта
Целью моей педагогической деятельности является развитие у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :
1. Создание условий для реализации творческой активности детей дошкольного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков
2. Разработка системы мероприятий, развивающих занятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
3. Определение организованных форм театрализованных игр и представлений, как одного из средств развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Работа по созданию театрализованных представлений осуществлялась поэтапно.
На начальном этапе внимание детей старалась акцентировать на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребёнку, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка. Как известно, атмосфера доверия, установленная на этом этапе, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы на всех дальнейших этапах.
На промежуточном этапе игровые ситуации позволяли ребёнку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей. На каждом занятии воспитанникам предоставлялась возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать своё собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди. У детей постепенно углубляется интерес к театрализованным играм. Они учатся сочетать в роли движение и текс, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантониму 2-3х действующих лиц.
На завершающем этапе проводились специальные развивающие занятия с использованием игровых ситуаций на развитие способности ребёнка понимать эмоциональные состояния свои и других людей; на формирование умения выражать эмоции и чувства в движении, мимикой, голосом, на развитие способности переживать.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля- всё это сближало детей, делало их союзниками, партнёрами в общем деле.
На всех этапах работы мною активно использовался такой метод, как похвала, адекватная реальным достижениям ребёнка, позволяющая расширить его представления о своих возможностях.
Результатом работы является сформированность навыков общения, а также большой интерес дошкольников и родителей к организации и проведению театрализованных представлений.
Таким образом, театрализованная форма воспитания- одно из эффективных средств развития коммуникативных качеств у дошкольников.
Критерием результативности опыта является положительная динамика развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Если на начальном этапе у 36 % детей был низкий уровень коммуникативных склонностей, то на завершающем этапе у 78% детей средний уровень, а у 20% -высокий уровень сформированности.
Повысилась творческая активность детей. 26% воспитанников имеют высокий уровень; 72 %-средний и лишь у 2 %детей низкий уровень активности.
Улучшились навыки общения детей. На начальном этапе у 56% воспитанников отмечался низкий уровень сформированности навыков, на завершающем этапе у 64% детей средний уровень, а 36% воспитанников имеют высокий уровень сформированности навыков.
Также неоднократные наблюдения за детьми позволило мне сделать вывод, что у детей появилась любовь к исполнительскому мастерству, они с удовольствием стали участвовать в театрализованных играх, представлениях, концертах.
Хотелось бы также отметить, что у родителей наметилась положительная тенденция понимания нравственных аспектов в воспитании личностных качеств ребёнка, посредством участия в театрализованных играх.
Если на начальном этапе работы основными критериями развития личности родители выделяли интеллектуальную сторону развития детей, то к концу завершающего этапа 86% родителей отметили важность эмоционально- духовной сущности ребёнка.