Ольга Суркова
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья воспитателя Сурковой Ольга Александровны
МБДОУ «Детский сад № 96»
«Все правила достойного поведения
давным - давно известны,
остановка за малым –
умением ими пользоваться»
Паскаль.
Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Темочки
Проблема воспитания детей изучалась и рассматривалась педагогами и психологами с давних времён и до нашего времени. Этой проблемой занимались К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, О. А. Соколова, А. М. Виноградова, Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, В. И. Логинова, М. Э. Вайнер, В. А. Петровский и др.
Дошкольный возраст – это важный период развития ребёнка, а также активного усвоения ребёнком навыков и привычек культурного и организованного поведения и развития.
Мы работаем в старшей группе с детьми пяти лет. В содержание образования нашего детского сада заложена основная образовательная программа дошкольного образования нашего МАДОУ. Исходя из наблюдений за детьми отмечалось:
• Недостаточное выполнение детьми норм культуры поведения, культуры общения. А ведь поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители и воспитатели.
• недостаток культуры поведения и доброжелательности в их отношении не только друг с другом, но и с окружающими людьми в детском саду.
Начали мы работу с обследования особенностей поведения, сознания и чувств детей в соответствии с задачами воспитания :
• Проведена дополнительная диагностика «Типы поведения детей», предложенная М. Э. Вайнер.
• психолог провела дополнительное обследование при помощи методики «Закончи историю». Исходя из результатов исследования социального сознания детей, заметили, что 19 детей из 25 не объясняют и не мотивируют нравственную оценку поведения людей. Дети знают, как надо поступить, но не всегда могут это объяснить, что говорит о недостатке нравственного сознания, а это в свою очередь влияет на культуру поведения детей.
• психолог провела обследование коллектива детей нашей группы методом социометрии. Была использована методика Коломинскго Я. Л. «Выбор в действии». Цель: Изучение и оценка межличностных отношений в группе, их симпатий и антипатий. Исходя из результатов социометрии мы видим, что психологическая обстановка в группе благоприятная, что способствует формированию дружелюбия, взаимопонимания, вежливости и взаимопомощи.
Проведя диагностику, мы поставили перед собой цель работы: обеспечить воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Работа проходила в три этапа.
1 этап - первичное восприятие материала : сообщить знания и сформулировать конкретные навыки культуры поведения. Преобладание объяснительно - репродуктивных методов.
2 этап – повторение знаний, закрепление их при восприятии нового материала. Наряду с объяснительно – репродуктивными методами используются проблемно – ситуативные методы.
3 этап – использование знаний в новой ситуации, опираясь на сделанные ранее выводы. Преобладают проблемно – ситуативные методы.
В образовательной деятельности мы используем методики Волчковой В. Н. и Степановой Н. В., Груба Г. В. и Помеловой И. К., Николаевой С. О. и других и игровые технологии, опираясь на методику Вайнер М. Э.
Содержание занятий объединено игровым сюжетом, мотивацией, что помогает заинтересовать детей и включить их в деятельность. Например, к нам часто приходит Незнайка, и дети вместе с ним учатся правилам культуры поведения, делятся своими знаниями, помогают, выходят из проблемных ситуаций.
В содержание всех занятий входят игры, упражнения, направленные на воспитание культуры поведения у детей, а также элементы самомассажа, психогимнастики, пальчиковой гимнастики, физкультминутки. В конце каждого занятия подводится итог деятельности, дети привлекаются к самооценке: «Как ты думаешь, что было самым трудным?», «Какие ошибки допускали?», «что больше всего запомнилось?».
В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по воспитанию культуры поведения у детей, опираясь главным образом, на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятиях. В игре особенно проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. В своей деятельности дети используют различные вида игр.
По - прежнему, любимыми остаются сюжетно – ролевые игры, где дети отражают элементы окружающей действительности, изображают героев прочитанных книг. В утренние и вечерние часы дети любят поиграть в настольные игры, которые формируют привычку самостоятельно и постоянно соблюдать установленные правила. Наблюдая за поведение детей в играх, отмечаем, что они тали проявлять больше умений, сдержанности и самостоятельности в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей.
Ежедневно мы предусматриваем труд для всех детей группы и для каждого в отдельности. В самообслуживании мы используем умения детей для организации взаимопомощи и воспитания моральных норм (помочь завязать шарф, научить завязывать шнурки, навести порядок).
В уголке «Дежурства» мы помещаем фотографии детей, назначенных дежурными по столовой, уголку природы и занятиям. При назначении дежурных мы учитываем тип поведения и сформировавшиеся навыки детей. Дети вместе с нами контролируют работу дежурных и оценивают её; всегда охотно помогают, если одного из дежурных нет в детском саду.
В течение дня читаем детям художественную литературу, небольшие рассказы из книги «Азбука поведения», обсуждаем жизненные различные ситуации (что бы ты сделал? как бы поступил? что хорошо и что плохо).
Таким образом, организуя различную деятельность детей, мы имеем возможность обогатить их практический опыт культуры поведения, углубить знания и моральные представления, чувства и отношения.
В конце января 2015 года нами была проведена промежуточная диагностика особенностей поведения детей по методике «Закончи историю».
Видна положительная динамика в освоении правил культуры поведения у детей. Дети стали больше общаться друг с другом; самостоятельно следовать правилам культуры поведения; научились давать оценку своим поступкам и поступкам сверстников; стали эмоционально - отзывчивее и доброжелательнее.
Большая роль в воспитании к. п. детей отводится родителям.
Для эффективности взаимодействия с родителями в деле воспитания детей мы выбрали такие методы, как:
- наблюдение (общение родителей с детьми во время утреннего прихода
в д/с и ухода домой; в проведении совместных мероприятий);
- опросные методы (беседы, тестирование, анкетирование, изучение
продуктов детской деятельности);
- вовлечение родителей в единое образовательное пространство.
Результатами нашей работы стало более тесное взаимодействие с родителями и их интерес к воспитанию своего ребенка. Родители чаще стали обращаться за советами, ответственнее стали относиться к нашим рекомендациям и пожеланиям.
Результатами проделанной работы стали:
1. Повышение формирования нравственных представлений, суждений, оценок.
2. Повышение уровня овладения детьми нормами и правилами поведения.
3. Развитие культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности.
Итак, главным результатом нашей работы стало повышение уровня развития и воспитания культуры поведения детей нашей группы.