Евгения Острянская
Обобщение опыта работы «Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры".
Работая по данной проблеме, однозначно встаёт вопрос какие же программы и технологии использовать в работе. Для этого я проанализировала методическую литературу, программы и технологии и получила следующие результаты.
Публикация «Обобщение опыта работы „Формирование физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр“» размещена в разделах
Программа «Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Данная программа на сегодняшний день – один из широко востребованных документов, в соответствии с которым в России работают дошкольные образовательные учреждения разных типов, видов и категорий. Что же предлагает нам данная программа по физическому развитию ребёнка? Программа «Детство» определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. Кроме этого влияет на развитие предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. В программе «Детство» чётко прописаны те физические качества, которые должны быть сформированы у ребёнка дошкольного возраста, это: быстрота, координация, скоростно-силовые качества, реакция на сигналы и действие в соответствии с ними, содействие развитию общей выносливости, силы, гибкости. Кроме этого чётко подобраны по возрастам подвижные игры на развитие того или иного физического качества. Последний переработанный вариант программ соответствует ФГТ.
«Са-Фи-Данс». Это оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений. Программа «Са-Фи-Данс» разработана Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной на кафедре гимнастики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и названа по именам разработчиков.
Структурная основа данной программы представлена различными разделами, где основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Так, в танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игро-ритмика, игро-гимнастика и игро-танец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игро-пластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. В раздел креативной гимнастики включены музыкально-творческие игры и специальные задания. Основной целевой установкой программы «Са-Фи-Данс» является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. К сожалению, в предлагаемой
программе отсутствуют тесты и диагностика, позволяющие определить уровень развития физических качеств ребенка. Таким образом, в современных программах физического воспитания дошкольников используются как традиционные, так и современные средства и формы организации физического воспитания. Анализ показывает, что в последнее десятилетие разработчики программ стали все больше смещать акценты с урочных на внеурочные формы занятий, что заметно усиливает воспитательный аспект физкультурно-оздоровительной деятельности. Однако при этом мало внимания обращается на принципиальную роль физического воспитания в общей системе образовательно-воспитательного пространства дошкольного учреждения, ориентированного на формирование и обеспечение здоровья воспитанников. Именно поэтому каждая из рассмотренных программ имеет в основном частный характер, отсутствуют комплексные методики и программы физического воспитания, которые бы формировали отношение к физическому воспитанию как важнейшему и даже системообразующему фактору воспитания культуры здоровья.
2.4. Выводы.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем отметить, что здоровью ребёнка-дошкольника в комплексных программах уделяется особая роль, хотя подвижная игра недостаточно оценивается, как средство развития физических качеств. Я считаю, что для работы в данном направлении необходимо использовать, как комплексные программы, так и парциальные программы, которые помогут мне вести работу в нужном русле. Кроме того, после изучения исследований отечественных и зарубежных педагогов и психологов я выделила для себя следующие тезисы:
- Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
- В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.
- Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и, при том, много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
- Активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.
- Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей в их основе лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания и игровой деятельности они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания.
- Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры, по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны восприятию и выполнению. В играх дети упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыком основных движений. Улучшается общая координация движения, развивается способность целенаправленно владеть своим телом в соответствии с задачей и правилами игры. Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для развития физических качеств. Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки детей 5-6 лет повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Таким образом, содержание игр обогащает представление детей, активизирует наблюдательность, мышление воображение, внимание, а также развивает память, сообразительность и находчивость.
3. Практическая часть
3.1. Мониторинг развития у детей старшего дошкольного возраста физических качеств.
В данном разделе я описываю экспериментальную работу по проблеме развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности, но для этого, в начале, обращаем внимание на группы здоровья каждого ребенка. А затем, используя методы исследования, применяемые в экспериментальной работе, такие как: контрольные испытания (тесты, педагогический эксперимент и математико-статистические методы, мы анализируем и обрабатываем полученные данные, что полностью соответствует логике исследования.
Поскольку невозможно осуществлять развитие физических качеств детей только педагогическими мерами, совместно с медицинскими работниками необходимо оценить здоровье детей и выявить группы здоровья детей. Каждая группа здоровья характеризуется следующим образом.
К первой группе здоровья относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями, нормальным физическим развитием. Дети этой группы редко болеют, быстро без последствий справляются с заболеванием и имеют минимальное число пропусков по болезни.
Ко второй группе относятся также здоровые дети, не имеющие хронических заболеваний. Однако у них низкие показатели мышечной силы, жизнеспособности легких, содержания гемоглобина в крови, могут наблюдаться небольшие отклонения со стороны зрения, речи, физического развития, осанки, сердечнососудистой системы, частые или длительные заболевания из-за сниженной сопротивляемости.
К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. Эти дети состоят на диспансерном учете у педиатра или специалиста и получают регулярное лечение.
К четвертой и пятой группе относятся дети с тяжелыми органическими нарушениями и тяжелыми хроническими заболеваниями. Массовые дошкольные учреждения дети этих групп не посещают.
Прежде чем соотнести детей к той или иной группе здоровья, необходимо изучить и оценить их состояние по четырем основным критериям: наличие или отсутствие заболеваний; уровень физического и психического развития, гармоничность развития; уровень физических систем организма; устойчивость к воздействию вредных факторов среды (в том числе и к заболеваниям).
Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста физических качеств включает в себя несколько этапов:
- подготовка проведения эксперимента;
-констатирующий срез по выявлению уровня сформированности физических навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- формирующий эксперимент по развитию у детей физических качеств;
- контрольный срез по выявлению результативности формирующего эксперимента.
Была поставлена цель - определить уровень сформированности физических качеств у детей в старшей группе детского сада.
Задачи исследования определили выбор методов: наблюдение, эксперимент, тесты.
К основным показателям, характеризующим физические качества ребенка старшего дошкольного возраста можно отнести : силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость.
Исследование задействовало детей старшей группы, в количестве 25 человек.
Для того, чтобы определить исходный уровень сформированности физических качеств были использованы тесты и подвижные игры, в процессе выполнения которых я оценивала уровень сформированности физических качеств каждого ребенка, руководствуясь знаниями и умениями, которыми должен владеть ребенок старшего дошкольного возраста. Показатели физических качеств определялись по трем уровням: высокий, средний и низкий.
Ниже представлена таблица с уровнем развития физических качеств на констатирующем этапе мониторинга.