Получи документы

Обобщение опыта работы «Коммуникационные технологии: составляем и отгадываем загадки вместе»

Анжелика Абрамова
Обобщение опыта работы «Коммуникационные технологии: составляем и отгадываем загадки вместе»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1.

В нашей группе для развития коммуникативных способностей детей мы используем такие технологии как : составление и отгадывание загадок и придумывание сказок. Вначале расскажу о том, как учились составлять загадки, а потом и о сказках.

Слайд 2.

Люди с давних времен упражняли свой ум и сообразительность. Придумать загадку непросто, но и не меньше мудрости надо, чтобы разгадать ее.

Публикация «Обобщение опыта работы „Коммуникационные технологии: составляем и отгадываем загадки вместе“» размещена в разделах

В народной речи загадывать означает задумывать, замышлять, предлагать для решения что-либо неизвестное.

Загадка всегда вызывает любопытство своим скрытым смыслом. Загадка - это мудреный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.

Слайд 3.

Загадки - неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку-"грушу, которую нельзя скушать", и ножницы, у которых "два конца, два кольца, посередине гвоздик". Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением дает возможность взрослым формировать у ребенка коммуникативные способности. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.

Слайд 4.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и художественной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.

Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.

Слайд 5.

Слово загадка происходит от слова "думать". Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. В ходе образовательной и совместной деятельности взрослого и ребенка, дети с удовольствием отгадывают и стараются придумать свои загадки. Отгадывание загадок требует от детей интеллектуальных усилий. В каждом случае - это тренировка мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования. Эти виды работы помогают развитию познавательной деятельности и подготовке детей к школе.

Слайд 6.

Первым этапом нашей работы было введение в тему: знакомство с загадками; загадывание и отгадывание загадок; дети обратили внимание, что многие загадки они уже знают и решили придумать свои загадки.

Далее на втором этапе детям была предложена ситуация: надо запомнить много загадок. Сделали вывод, что запомнить трудно, но можно записать загадки и нарисовать отгадки. Решили сделать книгу загадок.

Слайд 7.

Прежде, чем учить детей сочинять загадки, мы знакомились с самой загадкой, ее происхождением, структурой. Детям было интересно узнать, что человек начал создавать загадки еще в глубокой древности, ее использовали как один из приемов иносказательного, тайного языка. Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, былинах, песнях и других фольклорных жанрах. Узнали, что загадки бывают народными и литературными, научились их различать.

Дети сами обратили внимание, что загадки можно разделить по темам, например, загадки о явлениях природы, средствах передвижения, о человеке, о животных, цветах и т. д.

Слайд 8.

Существуют различные виды загадок по способу построения в них логических задач.

1. Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.

2. Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одно-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.

3. Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения. Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает логическую способность мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.

4. Метафорические загадки. "Красненькие сапожки в земельке лежат" (свекла). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.

Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающем миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Доступность загадки для ребенка зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан.

Слайд 9.

Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Фактические знания об окружающем, приобретенные детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребенка к пониманию содержания загадок и тем самым облегчают отгадывание. Эти знания необходимо выразить в точном, а иногда и образном слове. В ходе наблюдений надо побуждать детей к поискам нужных слов, обозначающих увиденное.

При отгадывании загадок важен не только результат - правильная отгадка, но и доказательство, т. е. умение логично и последовательно путем рассуждения убедить, что отгадка найдена правильно. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т. е. важным средством обучения связной речи детей. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Для этого можно организовать упражнения "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?". После того, как мы научились отгадывать загадки, умеем доказать правильность отгадки, дети обратили внимание, что многие загадки они уже знают и предложили сочинить свои загадки.

Слайд 10.

Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Игра "Цепочка" : детям предлагается назвать, как можно больше признаков предмета, не повторяясь.

В игре "Магазин игрушек" ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец - отгадать, какая это игрушка, и продать ее. В этой игре предметы, которые описываются, представлены наглядно для всех.

Слайд 11.

Более сложной будет игра "Почтальон принес посылку", в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.

Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребенку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Предварительно необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может проводиться в игре "Противоположности".

Можно с детьми придумать, например, такую загадку : " Я бываю разная: чистая и грязная, полная и пустая, глубокая и мелкая, и зовусь. " (тарелкою)

Слайд 12.

Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.

Наиболее важны из них:

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- стимуляция умственной активности;

- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;- развитие сенсорной сферы.

Загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

И теперь мы уже вплотную начали работать над составлением загадок по схемам и моделям.

Слайд 13.

Модель 1.

Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам (по длине, по цвету и т. д.). И заполняется левая часть таблицы. Далее просим дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (заполняем правую сторону таблицы). После заполнения таблицы предлагаем прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "как" или "но не".

Слайд 14.

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а затем в правой части). Далее предлагаем детям составить загадку в целом, используя связки "как", "но не".

Слайд 15.

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. По окончании заполнения таблицы проводится чтение загадки.

Слайд 16.

При составлении загадок помогают опорные схемы. Дети составляют свои мнемозагадки.

Слайд 17.

Ребята совместно с родителями и самостоятельно придумали много загадок, мы записали их в "Книгу загадок".

Слайд 18-19.

Загадки, которые дети составили самостоятельно.

Слайд 20.

Еще в нашей группе апробируется методика Скребцовой-Лопатиной "Добрые сказки", девиз которой "обучение через сказки". Самое важное - это ее направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиций добра, справедливости, любви.

Слайд 20-24.

Сказка для ребенка - игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и перед вами счастливый малыш.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи» (с презентацией) Из опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи». У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми,.

Информационно-коммуникационные технологии, используемые в ДОУ Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно.

Обобщение опыта работы «Адаптация детей раннего дошкольного возраста» Когда малыш после доясельного периода приходит в детский сад, у него начинается самый сложный период- период адаптации, т. е. приспособления.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.

Обобщение опыта работы по ПДД Обобщение опыта работы по ПДД. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей - это важная проблема, стоящая не только перед государством,.

Обобщение опыта работы по ПДД в ДОООбобщение опыта работы по ПДД в ДОО Сегодня присутствовала на заседании круглого стола "Работа по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма" регионального значения.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи через воспитание любви к Родине» Цель: Расширять представления детей о стране, в которой мы живём. Вызвать чувство восхищения красотой русской природы, талантом русского.

Обобщение опыта работы с ИКТ в детском саду «Использование информационно - коммуникационных технологий в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» «Человек.

Обобщение опыта работы с родителями за пять летОбобщение опыта работы с родителями за пять лет Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг.

Конспект занятия для детей раннего возраста «Отгадываем загадки по сказкам»Конспект занятия для детей раннего возраста «Отгадываем загадки по сказкам» Цель проекта -Знакомим детей с загадками,которые составлены по сказкам. Задачи -Расширяем познавательную активность детей,знакомим с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Коммуникационные технологии: составляем и отгадываем загадки вместе»
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 13:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Коммуникационные технологии: составляем и отгадываем загадки вместе»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Абрамова (УИ 374283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД