Анжелика Абрамова
Обобщение опыта работы «Коммуникационные технологии: составляем и отгадываем загадки вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
В нашей группе для развития коммуникативных способностей детей мы используем такие технологии как : составление и отгадывание загадок и придумывание сказок. Вначале расскажу о том, как учились составлять загадки, а потом и о сказках.
Слайд 2.
Люди с давних времен упражняли свой ум и сообразительность. Придумать загадку непросто, но и не меньше мудрости надо, чтобы разгадать ее.
Публикация «Обобщение опыта работы „Коммуникационные технологии: составляем и отгадываем загадки вместе“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Темочки
В народной речи загадывать означает задумывать, замышлять, предлагать для решения что-либо неизвестное.
Загадка всегда вызывает любопытство своим скрытым смыслом. Загадка - это мудреный вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.
Слайд 3.
Загадки - неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку-"грушу, которую нельзя скушать", и ножницы, у которых "два конца, два кольца, посередине гвоздик". Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Для создания в загадке метафорического образа употребление различных средств выразительности способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, становится очередной ступенькой в развитии его мышления и речи. Коллективное отгадывание загадок с последующим их обсуждением дает возможность взрослым формировать у ребенка коммуникативные способности. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности.
Слайд 4.
Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и художественной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное развитие ребенка.
Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Загадки помогают детям понять, как емко и красочно, по-разному используя языковые средства, можно сказать об одном и том же.
Слайд 5.
Слово загадка происходит от слова "думать". Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку - значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию. В ходе образовательной и совместной деятельности взрослого и ребенка, дети с удовольствием отгадывают и стараются придумать свои загадки. Отгадывание загадок требует от детей интеллектуальных усилий. В каждом случае - это тренировка мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования. Эти виды работы помогают развитию познавательной деятельности и подготовке детей к школе.
Слайд 6.
Первым этапом нашей работы было введение в тему: знакомство с загадками; загадывание и отгадывание загадок; дети обратили внимание, что многие загадки они уже знают и решили придумать свои загадки.
Далее на втором этапе детям была предложена ситуация: надо запомнить много загадок. Сделали вывод, что запомнить трудно, но можно записать загадки и нарисовать отгадки. Решили сделать книгу загадок.
Слайд 7.
Прежде, чем учить детей сочинять загадки, мы знакомились с самой загадкой, ее происхождением, структурой. Детям было интересно узнать, что человек начал создавать загадки еще в глубокой древности, ее использовали как один из приемов иносказательного, тайного языка. Экзаменационная роль загадки хорошо отражена в мифах, сказках, былинах, песнях и других фольклорных жанрах. Узнали, что загадки бывают народными и литературными, научились их различать.
Дети сами обратили внимание, что загадки можно разделить по темам, например, загадки о явлениях природы, средствах передвижения, о человеке, о животных, цветах и т. д.
Слайд 8.
Существуют различные виды загадок по способу построения в них логических задач.
1. Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления. В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.
2. Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одно-двух сторон. Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета.
3. Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения. Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку. Такой анализ развивает логическую способность мыслить и рассуждать в необходимой последовательности.
4. Метафорические загадки. "Красненькие сапожки в земельке лежат" (свекла). Разгадывание таких загадок представляет собой расшифровывание метафор. Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.
Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающем миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений? Доступность загадки для ребенка зависит от сложности художественного образа, от того, какими выразительными средствами он создан.
Слайд 9.
Обучать детей умению отгадывать загадки надо начинать не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.
Фактические знания об окружающем, приобретенные детьми во время наблюдений, игр, труда, подготавливают ребенка к пониманию содержания загадок и тем самым облегчают отгадывание. Эти знания необходимо выразить в точном, а иногда и образном слове. В ходе наблюдений надо побуждать детей к поискам нужных слов, обозначающих увиденное.
При отгадывании загадок важен не только результат - правильная отгадка, но и доказательство, т. е. умение логично и последовательно путем рассуждения убедить, что отгадка найдена правильно. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, т. е. важным средством обучения связной речи детей. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов. Смысл создания рассуждения состоит в умении подобрать доводы. У детей следует вызывать интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. При отгадывании загадки перед детьми ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.
Для этого можно организовать упражнения "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?". После того, как мы научились отгадывать загадки, умеем доказать правильность отгадки, дети обратили внимание, что многие загадки они уже знают и предложили сочинить свои загадки.
Слайд 10.
Занятия по обучению детей придумыванию загадок тесно связаны с занятиями по описанию предметов. Игра "Цепочка" : детям предлагается назвать, как можно больше признаков предмета, не повторяясь.
В игре "Магазин игрушек" ребенок-покупатель должен подробно описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец - отгадать, какая это игрушка, и продать ее. В этой игре предметы, которые описываются, представлены наглядно для всех.
Слайд 11.
Более сложной будет игра "Почтальон принес посылку", в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
Метод противоречий при изучении свойств и качеств позволяет ребенку проникнуть в сущность и глубину предметов и явлений. Предварительно необходимо научить детей подбирать противоположные признаки, состояния, действия, обогатить их лексику словами-антонимами. Работа над антонимами может проводиться в игре "Противоположности".
Можно с детьми придумать, например, такую загадку : " Я бываю разная: чистая и грязная, полная и пустая, глубокая и мелкая, и зовусь. " (тарелкою)
Слайд 12.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны.
Наиболее важны из них:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;- развитие сенсорной сферы.
Загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.
И теперь мы уже вплотную начали работать над составлением загадок по схемам и моделям.
Слайд 13.
Модель 1.
Для составления загадки выбирается объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным признакам (по длине, по цвету и т. д.). И заполняется левая часть таблицы. Далее просим дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения (заполняем правую сторону таблицы). После заполнения таблицы предлагаем прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "как" или "но не".
Слайд 14.
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью. Перед детьми таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а затем в правой части). Далее предлагаем детям составить загадку в целом, используя связки "как", "но не".
Слайд 15.
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. По окончании заполнения таблицы проводится чтение загадки.
Слайд 16.
При составлении загадок помогают опорные схемы. Дети составляют свои мнемозагадки.
Слайд 17.
Ребята совместно с родителями и самостоятельно придумали много загадок, мы записали их в "Книгу загадок".
Слайд 18-19.
Загадки, которые дети составили самостоятельно.
Слайд 20.
Еще в нашей группе апробируется методика Скребцовой-Лопатиной "Добрые сказки", девиз которой "обучение через сказки". Самое важное - это ее направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиций добра, справедливости, любви.
Слайд 20-24.
Сказка для ребенка - игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребенка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и перед вами счастливый малыш.