Светлана Виноградова
Обобщение опыта работы с родителями за пять лет
▼ Скачать
Семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом мы создаём оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Наш девиз в работе с родителями воспитанников : от сосуществования к сотрудничеству и партнёрству.
Цель взаимодействия:
Публикация «Обобщение опыта работы с родителями за пять лет» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
• Создание единого образовательно- воспитательного пространства, в котором всем участникам процесса комфортно, полезно и интересно: и детям, и родителям, и педагогам.
Сотрудничество с родителями опирается на принципы :
• Целенаправленность и систематичность;
• Открытость детского сада для семьи;
• Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• Дифференцированный подход к каждой семье с учетом специфики семьи, возраста родителей;
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• Мониторинг общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;
Сотрудничество с семьёй осуществляется посредством разнообразных, как традиционных, так и нестандартных форм взаимодействия:
• Коллективные / родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер- классы, ролевые игры, дискуссии, семинары- практикумы, творческие лаборатории, круглые столы, конференции, конкурсы, анкетирование и тестирование /
• Индивидуальные /консультации, анализ педагогических ситуаций, день вопросов и ответов о проблемах детского развития, посещение родителями образовательной и игровой деятельности, тетрадь «Говорят дети» и пр. /
• Наглядно- информационные / уголок педагогической информации, сменная информация «Тема недели» и «Сегодня», фотоуголок, выставки детского и семейного творчества, уголок коротких новостей «Актуально!» и «Наши успехи», советов специалиста /логопед и ГИБДД/, рекомендации медицинского работника, поздравительный стенд, библиотечка для родителей и т. д. /
Расскажу о становлении родительского коллектива нашей группы. Взаимодействие с родителями началось в 2009 году с первой младшей группы. Известно, что ранний возраст- это период маленьких достижений. Участие родителей в жизни малыша в это время наиболее важно для полноценного развития ребенка и его успешной адаптации к ДОУ.
Взаимодействие с семьями начали со знакомства. Изучили взаимоотношения в них, взгляды на воспитание. Использовали следующие методы:
• анкетирование; индивидуальные беседы с родителями; наблюдения;
• Выборочное посещение семей;
• Беседы с ребенком и наблюдение за ним.
Из наиболее активных родителей был сформирован родительский комитет, который стал опорой для педагогов и проявил себя в позитивной деятельности в течение всех 5 лет существования группы. Родительский комитет :
• оказывал помощь в оформлении пространства развивающей среды группы; занимался благоустройством территории участка для прогулок детей; участвовал в оформлении и подготовке совместных мероприятий и т. п.
Различные формы взаимодействия, которые предлагались родителям в группе, помогли им осознать не только ценность этапа раннего развития ребенка, но и восполнить живое общение с ним в ходе совместной двигательно- игровой деятельности:
Родители сумели оценить компетентность воспитателей группы. Позитивная атмосфера, доброжелательность и взаимное доверие содействовали процессу сотрудничества. Становлению партнерских отношений способствовала организация совместных мероприятий в нестандартных формах:
• Развлечение с игротекой и элементами рукотворчества «Шарики воздушные, легкие, послушные!»/ присутствовали дети, родители, воспитатели/
• Выставки родительского творчества «Умелые ручки»;
• Родительское собрание в середине года в форме творческой лаборатории по теме «Окружающий мир глазами и руками ребенка и взрослого», где родители обучались практическим приемам.
В конце первого года итоговое собрание прошло «За круглым столом». Воспитатели и родители поделились успехами и вспомнили о том, как преодолевали трудности.
Для укрепления партнерских отношений планомерно придерживались стратегии сотрудничества. Наиболее активных родителей, бабушек и дедушек поощряли :
• Благодарственное письмо, грамота или диплом за победу или участие в выставке, конкурсе, акции;
• Информация о проявившем себя родителе помещалась на стенде в приемной для всеобщего обозрения и стимулирования остальных;
Дети взрослели, а вместе с ними становились мудрее родители. Обогащался новыми знаниями их опыт воспитания собственного ребенка. Отношение к детскому саду становилось всё более позитивным.
На родительских собраниях сегодня всегда полный зал. Нетрадиционные формы проведения, актуальные темы, эмоциональный настрой под тихую инструментальную музыку в начале каждой встречи делают их не похожими друг на друга.
Общение с коллективом родителей осуществлялись с опорой на конструктивные правила:
• Говорим только о том, судить о чем мы имеем право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
• Планируя серьезный разговор с родителями, никогда не начинаем его утром, на улице, на ходу, в детской приемной при скоплении других родителей; приглашаем пройти в группу и присесть. Это дает гарантию того, что нас услышат и дослушают до конца.
• Никогда не начинаем разговор со слов «Ой, извините, вы не уделите мне несколько минут для беседы?» или «Вы не понимаете всей важности разговора…», «Вы должны меня выслушать…». Начинаем беседу со слов: «Хочу с Вами посоветоваться» или «Сегодня Тимоша меня приятно удивил».
• Не сравниваем неумения ребенка с успехами других детей, чтобы не создавать ситуацию неловкости, каждый день находим маленький успех.
• Научились говорить строго по делу и приводить конкретные факты, предлагать пути решения сложной ситуации.
• Не стремимся демонстрировать родителям свое интеллектуальное превосходство в педагогических знаниях, говорим доступным языком.
• В формировании общественного мнения по актуальному вопросу опираемся на родителей- единомышленников, имеющих авторитет в группе.
• При общении, убеждении родителей в чем- либо стараемся помнить поговорку : «К каждому замку найдется свой ключ». Результат не всегда оправдывает ожидания.
• Содержание выставляемой для ознакомления информации четко структурируем, обязательно обращая на свежую информацию внимание фразой: «Вас это обязательно заинтересует!»
• Выкладываем на подоконник в приемной периодически литературу на актуальные педагогические темы.
• Напоминаем, что всегда рады видеть их в группе на любом мероприятии.
• Не скупимся на благодарности, помещаем хвалебную информацию в приемной на всеобщее обозрение в качестве стимула для других, менее активных родителей, а также для детей, чтобы учились гордиться друг другом.
• Систематически обновляем фотографии в фото уголке.
Применение этих простых правил позволило нам увидеть эффективность вложенных усилий. В группе сложилась традиция семейных праздников:
• «Пусть бабушки и дедушки улыбаются!»
• «День Материнской славы»
• «Новогодняя сказка»
• «Зимние посиделки» для родителей
• «Колядки» для детей
• «Папа, мама, я- здоровая семья!»
• «Мой папа – защитник Отечества!»
• «Весенний мамин день!»
• «Мы немного подросли, в группу старшую пошли»
• и многое другое.
В группе всегда царит атмосфера эмоциональной доброжелательности, творчества и удивления друг другом. Связь поколений- важный аспект воспитания дошкольников. Сегодня близким людям не всегда хватает времени на полноценное общение друг с другом. В группе мы стараемся объединить старших членов семьи, детей и внуков, подарить им минуты радости. Бабушки и дедушки- частые гости на групповых мероприятиях. К Дню Победы дети вели поисковую деятельность, выявляли интересные факты из жизни бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. По итогам поиска была оформлена фотовыставка, состоялась встреча с чествованием старшего поколения. Пользу этого мероприятия трудно переоценить.
На праздниках родители не только гости, они с удовольствием перевоплощаются в сказочных героев:
• Кукла Лена на развлечении «День игрушки»,
• Веселый клоун с заданиями в сюжетной игре «Умники и умницы»,
• Баба Яга или Зайка, Солнышко или Пугало огородное,
• Зимушка или Дед Мороз со Снегурочкой и т. д.
Для нормального развития ребенка необходима не только материнская, но и отцовская любовь. Отсутствие внимания со стороны отца может привести к искажению мироощущения и нарушению поведения ребенка. А если нет отца, его заменяет дедушка или дядя. Папы в нашей группе очень активны и отзывчивы: умеют не только отремонтировать или прикрутить, но и посоревноваться в перетягивании каната.
На городском конкурсе по ПДД родители поддержали детей и с достоинством показали свои умения.
В нашей группе очень любят пешие экскурсии. Дети систематически посещают промышленные и продуктовые магазины, Отделение связи, АЗС и Авто магазин, СТО, водоем неподалеку от детского сада. В некоторых экскурсиях нас сопровождали родители или бабушки, старшие сестры и братья. Они страховали детей при переходе улицы.
Весной родители помогли организовать в нашей группе проведение велосипедного заезда в авто городке детского сада. Все дети без исключения приняли в нем участие! Дети еще раз закрепили знание правил безопасного движения.
В. А. Сухомлинский
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Родители нашей группы приняли активнейшее участие в двух городских выставках в рамках мамонтовских фестивалей и в ежегодных выставках внутри ДОУ и группы.
Реализуя задачу педагогического просвещения родителей нашей группы, мы помогали им получать такие знания, которые они используют теперь, как руководство к действию, а не как оторванную от жизни абстракцию.
По нашим наблюдениям более, чем у 58% родителей сформированы элементы педагогической рефлексии. Они научились самокритично оценивать себя как воспитателей и смотреть на ситуацию глазами ребенка, не стесняются обратиться за советом к педагогу. Мы сделали вывод:
• партнерские отношения с коллективом родителей в нашей группе сформированы на достаточно высоком уровне.