елена белобородова
Обобщение опыта работы «Окно в большой мир через детскую лабораторию»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме
«Окно в большой мир через детскую лабораторию»
Ребенок по своей природе –
Пытливый исследователь,
Открыватель мира.
В. А. Сухомлинский
Дошкольный возраст – это тот период в жизни человека, кода каждый новый день приносит новые открытия, дает новые знания. Дети часто задают множество вопросов: Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? Как путешествовать по океану, где нет дорог и указателей? Что будет, если.? Некоторые вопросы любознательных почемучек заставляют глубоко задуматься и требуют специальной подготовки, ведь ответ должен быть достоверным в доступной форме.
Публикация «Обобщение опыта работы „Окно в большой мир через детскую лабораторию“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Учитель года
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Я считаю, торопиться с готовым ответом не стоит, не надо давать детям знания в готовом виде, а лучше создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие их вопросы. Из своего опыта я знаю, что усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает это сам. Это подтверждает содержание одной китайской пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!» Именно она стала девизом в организации дальнейшей моей работы.
Изучая новинки методической литературы, я обратила внимание на одну интересную статью Н. А. Коротковой, в которой рассказывалось о познавательно - исследовательской деятельности дошкольников, о детском экспериментировании. Мы привыкли считать, что эксперименты и различные опыты проводятся в школе, а оказывается в дошкольном возрасте это тоже возможно. И я решила глубже изучить эту тему. По данной проблеме сделала подборку тематической литературы. Замечательным источником помощи в своей работе считаю пособия для работников ДОУ «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А. И. Ивановой, «Методика проведения учебных исследований в детском саду». А. И. Савенкова, а так же «Детское экспериментирование» И. Э. Куликовской, Н. Н Совгир. Много полезного и интересного почерпнула из публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч» «Ребенок в детском саду»
Теоретической базой данной проблемы является исследование профессора Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида детской деятельности выделяет метод экспериментирования.
Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования активизируются все познавательные процессы. Необходимость давать отчет о увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать, исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – образное и наглядно – действенное мышление. Своими корнями этот метод познания уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, а экспериментально – исследовательская деятельность: «Экспериментально – исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую».
На практике я действительно убедилась, что слова Н. Н. Поддьякова актуальны и в наше время. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я столкнулась с некоторыми трудностями, связанными с недостаточной изученностью данной проблемы, отсутствие методической литературы по организации экспериментирования. В имеющихся публикациях, в основном, описаны опыты, игры – эксперименты с различными материалами. Сначала я испытывала затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, организации оформления уголка с соответствующим материалом. Таким образом, назрела необходимость создания методической системы работы по детскому экспериментированию.
Эту работы я начала с построения предметно – развивающей среды, а именно, в группе появилась мини - лаборатория. В качестве оборудования для проведения опытов стала использовать природный и бросовый материал. Для исследования различных материалов в уголке экспериментирования появились приборы – помощники: микроскопы, увеличительные стекла, чашечные весы, компас, песочные часы, различные термометры и т. д. с целью развития познавательного процесса создала в группе мини - музей измерительных приборов. В сборе и изготовлении оборудования для уголка экспериментирования активное участие принимали и дети, и родители.
Работу с детьми попыталась разделить на 2 части: 1. Эксперименты в ознакомлении с природой»; «Я - человек»
Первоначально решила начать работу с раздела «Эксперименты в ознакомлении с природой». Проводила с детьми различные опыты с элементами неживой природы, так же наблюдали за явлениями живой природы. Знакомились со свойствами воды, ее состоянием (жидкое, твердое, парообразное). Проводили опыты по выращиванию лука, фасоли, бобов, гороха. Для закрепления знаний детей о цикличности развития растений использовала дидактическую игру «От семечка до семени». Наблюдали за набуханием почек у разных деревьев, за тем как пьют растения. Так же проводили опыты с различными природными материалам, а именно, с песком, глиной, камнем, стеклом, деревом. Уточняли элементарные знания по экологии. Наблюдали за направлением ветра при помощи вертушек, которые дети вместе с родителями изготовили дома. Детям очень нравится сами «действия» во время опыта.
По теме «Я – человек» в группе имеется демонстрационный материал, познавательная литература. Мы с детьми слушали тук нашего сердца, рассматривали друг друга в зеркало, искали сходство и различия, лупы помогали нам найти поры на нашей коже. А вот зеркало помогло понять нам, что мы действительно дышим.
Опыты и наблюдения мы с детьми проводим на познавательных занятиях, и в свободное от занятий время, также, во время прогулки. При ознакомлении детей со свойствами материалов использую элементы моделирования – предметно – схематическую модель сравнения. Она используется для самостоятельного фиксирования результатов исследования детьми. На прогулке наблюдаем за птицами, за тенью, за растительным миром, за тем, как из обычного семени появляется уже зрелый плод. Проводим опыты с водой, песком, снегом и т. п. Для закрепления знаний детей использую круговую модель развития растений и некоторых животных, а также схему круговорота воды в природе. Для поддержания интереса детей я стараюсь использовать задания, в которых проблемные ситуации исходят от имени сказочного героя. Например, гномики, у которых заморозились бусинки, или утята в пруду, разные предметы и их можно вытащить только особенным способом, или Винтик и Шпунтик ремонтируют свой автомобиль. Дети всегда готовы помочь героям, попавшим в трудную ситуацию. Промежуточные и окончательные результаты проводимых опытов обязательно фиксируют в дневниках наблюдений, что даёт возможность вернутся к данному эксперименту, уточнить и закрепить знания детей.
Перед проведением опытов закрепляем с детьми правила по технике безопасности. В нашей лаборатории существуют свои правила поведения, разработанные с участием детей.
Развитие познавательного интереса происходит поэтапно, на каждом этапе усложнение познавательного процесса. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма познания развивается, усложняется и совершенствуется. В процессе своей работы я составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, где прослеживается принцип «от простого к сложному». Проведение экспериментов в подготовительной группе становиться нормой жизни, это успешный путь ознакомления с окружающим миром, способ развития мыслительных процессов.
Дети учатся ставить цель, решать проблемы выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы, в чём проявляется сама структура эксперимента. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы.
Одним из приоритетных направлений работы в ДОУ является взаимодействие с семьей. Я постаралась привлечь внимание родителей к данной проблеме. На родительском собрании познакомила родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью в детском саду. Подготовила консультации «Игра или эксперимент?», «Дела домашние или обучение в естественных условиях». Провела семинар – практикум на тему: «Опыты, как ответы на детские вопросы», в ходе, которого родители вместе с детьми проводили элементарные опыты, находили ответы на поставленные вопросы «Как появляется молния?», «Можно ли увидеть воздух?» и многие другие. Родителей заинтересовала данная проблема, и они принесли в книжный уголок познавательную литературу: «Все обо всем», «Тело человека», «Детская энциклопедии» серию «Я познаю мир» «Юный натуралист». Помогли в оформлении коллекций: семян, коры деревьев, шишек, моха, камней, ракушек, тканей, бумаги, луп, гербария, а также в организации музея измерительных приборов.
Я стараюсь делиться опытом работы с другими педагогами детского сада. Провела презентацию опыта работы по экспериментальной деятельности с детьми, подготовила консультации для педагогов: «Методика проведения учебных исследований с дошкольниками», «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах». Участвую в работе школы молодого воспитателя, провожу открытые занятия в исследовательской мини-лаборатории для начинающих педагогов. Также я принимала участие в городском конкурсе педагогического мастерства «Учитель года» в номинации «Воспитатель года».
В процессе экспериментально - исследовательской деятельности я решаю следующие задачи:
Развивать познавательную деятельность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы; умение организовывать свою деятельность (подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемо результата);
Обогащать словарный запас детей;
Способствовать расширению знаний детей об окружающем мире;
Воспитывать осторожность и аккуратность при работе с различными материалами, умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Работа по данной проблеме ведется с одной группой детей в течении нескольких лет.
Результативность работы можно проследить по результатам диагностики подготовительной группы.
Анализируя результаты своей работы по данной проблеме, я пришла к такому выводу, что познавательная активность детей повысилась, у них стала проявляться способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента, дети стали наблюдательнее, они научились самостоятельно выдвигать гипотезы и делать выводы. У детей систематизировались знания о конкретных материалах, они проявляют интерес к коллекционированию, к символическим языкам, самостоятельно могут использовать схемы, чертежи.
Результат моей работы убедил меня в правильности выбранной мною деятельности, которая поможет моим детям при обучении в школе и в дальнейшей жизни.
Я думаю, что и дальше, я буду продолжать эту интересную работу, так как умение проводить элементарные опыты, делать выводы, искать решения задач необходимы в дальнейшей жизни ребенка. Хочу большее внимание уделить такой теме, как «Космос», думаю, что эта тема заинтересует детей своей необычностью и новизной.
Наибольшее значение для экспериментальной деятельности имеют практические ситуации, которые дети реально разрешают. В организации практической деятельности задача воспитателя состоит в том, чтобы увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты дают реальную пользу и знания, которые доказаны на практике.