Александра Кисельман
Обобщение педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное воспитание детей
через изучение музыкального фольклора.
Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, выводы, подражание взрослым. И двигаясь этим путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни в человеческом обществе. Однако путь этот долог. Поэтому роль взрослого как “социального проводника” в воспитании ребенка очень важна и ответственна.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Духовно-нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Сегодня вопросы духовно-нравственного воспитания детей как никогда актуальны. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого ребёнка тогда, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. В чем же заключается это воспитание? Чтобы понять как воспитать в ребенке духовно-нравственные качества, необходимо обратиться к самим этим двум понятиям.
Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Основные понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность – это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность – это твёрдая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределения человека и совершенствование его в добродетели. Традиция - (от лат. traditio - передача, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
Моя основная педагогическая идея в осуществлении духовно-нравственного воспитания заключается в разработке наиболее эффективных форм знакомства детей с фольклором, которые отражены в образовательной программе «Музыкальный фольклор. В ней я уделяю внимание темам отечественных традиций, региональному компоненту, изучению лучших образцов музыкального фольклора, устных народных произведений, знакомству с народными и православными праздниками, традициями, обычаями, национальным костюмом, декоративно-прикладным творчеством.
С наибольшей полнотой и эффективностью свои педагогические задачи помогает мне решить соответствующий для каждого детского возраста фольклорный репертуар, элементы народной бытовой хореографии, отражающие содержание фольклорного произведения, драматизация сказок, инсценирование песен, народные игры и хороводы, фольклорный театр. Здесь воспитывается умение видеть в других хорошие качества. Высокая эмоциональность детей при этом позволяет легко вызвать отклик, интерес к произведениям, выражающим духовно-нравственную направленность. Фольклор, воздействуя на чувства, настроение ребёнка, способен преобразовать его нравственный и духовный мир, удовлетворяет его тягу к знаниям, художественному творчеству, способствуя гармоничному развитию личности. В процессе обучения у детей расширяется круг познавательных интересов, отмечается повышение уровня общей и художественной культуры, растёт интерес к историческому прошлому, наблюдается активизация детей.
При разучивании и исполнении фольклорных произведений, своей главной целью считаю заинтересовать, пробудить желание выучить, спеть, станцевать, обыграть. Вникая в смысл действия, я стараюсь подвести ребёнка к выводу, что если оставаться нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
На музыкальном материале фольклорных произведений и народных сказок, хороводов, стихотворений, учу детей различать добро и зло, помогаю увидеть красоту нравственных поступков. Важно научить ребенка чувствовать в себе движения к добру и различать зло, воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие, формировать христианское отношение к ближним.
Процесс знакомства детей с народной традиционной культурой осуществляется мною так же через проведение воспитательных мероприятий и праздников. Знакомлю детей с историей православных праздников, традициями отечественной культуры, с тем, как встречают православные праздники в России. Так например было проведено праздничное воспитательное мероприятие «Пасха», совместно с изостудией «Светлана», открытое интегрированное занятие под названием «Рождество Христово». Дети активно помогают в подготовке и проведении (с участием родителей) народных календарных праздников: «Масленица». При подготовке к мероприятию, я стараюсь составить так сценарий, чтобы раскрывать жизненный смысл праздника. Основные задачи при этом: привить уважение и любовь к православным традициям своего народа, знакомить с духовно-нравственными традициями и укладом жизни в православной семье, осмысленным и целесообразным устройством предметной среды русского дома, особенностями мужских и женских домашних трудов, традиционной подготовкой и проведением праздничных дней, воспитание любви, уважения и милосердного отношения к ближним, формирование умения понимать свое место в семье, деятельно участвовать в домашних делах; ориентировать детей на мужественный и женственный образцы поведения. Особенно любимы воспитанниками такие мероприятия как вечерки, посиделки: «Капустные вечерки», «Праздник русского самовара». Хорошей традицией стало проведение встречи - концерта с родителями в конце учебного года. Это своеобразный праздник, и подведение итога учебной деятельности воспитанников вокального ансамбля девизом которого является поговорка: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Всегда в этих встречах присутствуют ненавязчивая информация и обмен опытом. Звучат песни, смех, а главное, что дети, родители и педагоги в единой команде на равных.
Результативность педагогического опыта.
В своей работе ставлю целью достичь следующих результатов.
• Средствами фольклора сформировать позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, создание оптимистической детской картины мира.
• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
• Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
• Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Результаты наблюдения за детьми показали, что у воспитанников формируется гуманное отношение к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, Родине, навыки культурного поведения радоваться своим успехам, успехам сверстников. Наблюдения также показали, что характерной чертой наших детей является оптимизм. Им присуще радостное настроение. Внешне это выражается в выразительном исполнении детских, фольклорных и духовных песен, желании слушать и анализировать классическую музыку, смелых активных движениях, передаче в движении эмоционально-образного содержания, творческой активности и самостоятельности. Родители активно откликаются на мои просьбы и учитывают мои советы и рекомендации о воспитании детей в семье. Правильно оценивают душевное состояние ребенка, разделяют его радости. В исполнении инсценировок песен, выразительном исполнении ролей сказок у воспитанников выступает связь нравственных качеств и свойств личности с интеллектом, познавательными интересами, отношением к окружающему миру, к деятельности, к взрослым и сверстникам, к себе. Дети в процессе приобщения к духовной и народной музыке стали более сдержанными, умеют действовать в интересах партнера или группы сверстников, проявляя при этом достаточные волевые усилия. Но, конечно же, это только начало умения, которое я совместно с родителями всячески развиваю и закрепляю.
Вывод
Подводя итоги работы, можно сделать вывод, что духовно-нравственное развитие детей во многом зависит от средств и методов фольклорного воспитания, от условий в которых ребенок живет и развивается (в семье детском образовательном учреждении). Духовно-нравственное развитие и воспитание детей должны быть интегрированы в основные виды деятельности: на занятиях, развлечениях и праздниках, работу с родителями. Основной принцип это: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в музыкальное, эстетическое, интеллектуальное воспитание.
Работу по духовно-нравственному воспитанию детей на примере фольклора на основе отечественных традиций необходимо продолжать. С детьми и родителями надо использовать новые интересные формы и методы работы. Перспектива: работа по педагогическому просвещению родителей. Это консультации, новые совместные фольклорные праздники, творческие встречи, беседы, воспитательные мероприятия, экскурсии.
Библиографический список:
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебн. пособие для сред. Пед. Учеб. Заведений. – М. : ACADEMIA, 2007. – 399с.
2. Аникин В. П. К мудрости ступенька: О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке. – М. : Детская литература, 2008 – 208с.
3. Аникин В. П. Русская народная сказка – М. : Просвещение, 1977 – 208с.
4. Бахтин В. С. Один из неучтенных песенных жанров: К вопросу об индивидуальном творчестве в фольклоре // русский фольклор. – Л. : Наука, 2008 – т XVI : историческая жизнь народной поэзии. – с. 227-235.
5. Бахтин В. С. От былины до считалки. – Л. : Детская литература, 2009 – 178с.
6. Бениаминова М. В. Воспитание детей : [Учебник]. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : Медицина, 2008. – 286с.
7. Буслаев Б. А. Процесс образования и видоизменения сказки // Покровский В. С. Сокращенная историческая хрестоматия – М. 2009 – Вып. 1: Народная словесность. Обрядовые и бытовые песни. – с. 156- 158.
8. Бутримова И. В., Бережнова О. В., Сальникова Э. В. Масленица в Орловском крае // материалы научной конференции: Юдинские чтения – 2002. 30.01.2002г. – Курск, 2002. – с. 120-124.
9. Варенцов В. В. Сборник песен Самарского края. – СПб., 2009. – 33с.
10. Василенко В. А. Детского фольклор // русское народное поэтическое творчество: Под ред. А. М. Новиковой. – М. : Высшая школа, 2010. – с. 349-368.
11. Василенко В. А. Об излучении современного детского фольклора // Современный русский фольклор : Под. Ред. Э. В. Померанцевой. – М. : Наука, 12011 – с. 187-199.
12. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – Минск: Нар. асвета, 2006. – 100с.
13. Ветрова В. В. Ребенок учится говорить. – М. : Знание, 2011. – 94с.
14. Ветухов А. В. Народные колыбельные песни // этнографическое обозрение, 2012, №№1,2 – 3,4 – с. 131-154, 128-161, 96-115.