Мария Роденко
Обобщение опыта работы по логико-математической игре «Блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Роденко М. Е.
МАДОУ «Детский сад № 25»
г. Печора, Республика Коми
Учитывая приоритетное направление ДОУ по интеллектуальному развитию детей, в системе планируем и проводим работу по ФЭМП. В нашем ДОУ внедрена система развивающих игр с логико – математическим содержанием, проводятся дидактические игры таких авторов как: Столяр А. А., Фидлер М., Зак Н. В., Никитин Б. П., Михайлова З. А., Кюизенер Д. Игры с логико – математическим содержанием, способствуют развитию связной речи, памяти, мышления, внимания, воображения.
Публикация «Обобщение опыта работы по логико-математической игре „Блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
Больше других в моей работе с детьми по развитию психических способностей, умению объяснять и доказывать в математике мне нравятся дидактический материал – блоки Дьенеша.
За мой педагогический опыт, работая на разных возрастных группах, разработана система игр с блоками Дьенеша.
Используя для приготовления игр пособие под редакцией Столяр А. А. «Давайте поиграем». Некоторые игры придумывала сама и к ней разные варианты игр.
Работая в группах с детьми раннего возраста такие сенсорные эталоны: цвет, форма, размер. И многие дидактические игры и пособия направлены на развитие понимания этих значений.
Учила детей формировать группы однородных предметов, а также различать количество предметов.
Постепенно усложняла задачи. Привлекала внимание детей к предметам конкретных размеров, все это обозначали в своей речи, например: большой дом – маленький домик, большая пирамида – маленькая пирамида, большие мячи – маленькие мячи и т. д.
В ходе проведения этих игр дети научились различать предметы по форме и называть их, например: кубик, кирпичик, блок.
В младших группах у детей развиваю умение видеть признаки предметов ( например: все мячи – круглые, эти мячи – красные и т. д.). Также составлять группы однородных предметов и выделять из них отдельные предметы по определенному свойству, т. е., они все круглые, но одни красные, а другие синие. Знакомлю детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Обязательно с детьми обследуем форму этих фигур, используя зрение и осязание. Здесь уместна игра «Волшебный мешочек».
С прямоугольником в младшей группе не знакомили, но если дети к этой фигуре проявляют интерес, то я считаю лучше дать им понятие сравнения с квадратом. На данном этапе подходят игры: «Закрой окошки», «Заселим дом новоселами» и «Волшебные деревья».
Когда дети научились определять форму, цвет, размер предлагаю игру «Давайте познакомимся», где дети представляют себя в образе «геометрического блока».
Детей шестого года жизни знакомлю с четвертым понятием - толщина. Затем даем понятие «внутри» и «вне», используя один обруч (внутри красного обруча, вне красного обруча). Затем можно взять, два - три обруча, но задание по одному признаку (внутри красного обруча – треугольные; внутри синего – круглые; внутри желтого – квадратные; остальные, т. е. прямоугольные, вне всех обручей). Также знакомим с карточками – символами, на которых обозначены свойства блоков (задания).
После этого этапа предлагаю поиграть с двумя обручами, но задание по двум признакам: форма и цвет, размер и цвет, форма и размер (куда можно положить синие квадратные блоки). Постепенно подвожу их к тому, что обручи могут пересекаться и область их пересечения называется – внутри красного и желтого обручей.
Очень важно при выполнении всех заданий дети проговаривали свои действия. («У меня круглый, большой, желтый блок. Я положу этот блок внутри красного обруча, но вне синего т. к. он у меня не большой, а маленький»).
С детьми седьмого года жизни можно предложить поиграть с тремя обручами. У нас появилось восемь областей, в которые мы можем поместить набор из 24 блоков, а с учетом толщины, все 48.
Игру с 3-я обручами с заданиями отрицаниями можно включить только после того как дети освоят игру по 4-ом признакам, включая толщину.
После каждого ответа, спрашиваем детей, все ли правильно выполнено, нет ли ошибок. Если есть, то докажи, почему так, а не иначе. В игре учим детей вести доказательную речь своих действий с блоками.
В нашем детском саду есть традиция - каждую среду приглашать родителей (2-3 человека) на вечер «Играем вместе». Это актуально и сейчас. Детям нравится, родители заинтересованы в дальнейшем развитии способностей их ребят. По желанию даем игры домой.