Галина Грецкая
Обобщение опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
«Все начинается с детства»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но й во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, экономической, военной и других.
Публикация «Обобщение опыта работы „Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
Патриотизм - это сложное чувство, возникшее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к Своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, и в частности - чувства патриотизма.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления -еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях й их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен его родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Актуальность темы.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с
родителями по проблеме нравственно - патриотического воспитания в семье.
Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи русского народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым. Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и_ традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к * действительности. Знания должны быть понятны детям, личностно значимы. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры. Нельзя перегружать малышей информацией и переоценивать их возможности. Нужно рассказывать о позитивных событиях в истории родного города, страны, детского сада или семьи, о культурных, спортивных, научных достижениях россиян и многом другом.
Для педагогов мной были разработаны рекомендации «Метод проектов в руководстве работой по нравственно - патриотическому воспитанию» и консультация «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников».
Работая над данной проблемой я определила для себя цель и задачи.
Цель. Воспитывать у детей любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора. '
2. Знакомить детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.
п
3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.
Эти задачи я решала во всех видах детской деятельности - на занятиях, в ' играх, в труде, в быту и т. д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь - в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Строила работу в соответствии с предметно - окружающей средой, особенностями детей, использовала следующие методы:
- наглядные (необходимы во время чтения рассказов, наблюдений, показа сказок, рассматривания книжных иллюстраций, предметов, проведения дидактических игр, экскурсий по городу, целевых прогулок);
- словесные (представляются наиболее эффективными в процессе чтения литературных произведений, стихотворений, загадывания загадок,
проведения викторин, конкурсов;
- практические (используются при организации продуктивной деятельности.
Мною были использованы такие виды и формы деятельности как
- ознакомление детей с народно - прикладным искусством;
- ознакомление детей с государственной символикой - гербом, флагом РФ (на плакатах, картинах, в процессе' бесед, чтения книг);
- ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью русских писателей (в процессе бесед, чтения книг, проектов, сюжетно - ролевых игр);
- ознакомления с историей и культурой Новозыбкова (в процессе бесед, игр, экскурсий).
Считаю, что работу по приобщению детей к русской народной культуре необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка - дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. В работе использую. все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). Знакомлю детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, приобщая их к общечеловеческим нравственным ценностям. "Мои воспитанники знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой»,
г
«Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», «Что было раньше, что сейчас» и многое другое.
Очень интересны моим воспитанникам экскурсии в музей. В беседах дети узнали о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым я вызывала у дошкольников интерес к музею и желание узнать животных наших лесов, историю нашего народа, города и др.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к "народной культуре занимает знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. ’ Знакомлю детей с русским праздниками: Рождеством, Масленицей, Пасхой. Рассказываю как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник Рождества с детьми разучивали колядки, заклички.
Начиная со старшей группы более углубленно знакомлю детей с декоративной росписью и прикладным искусством. У детей расширяются знания о русской народной игрушке (деревянной, глиняной, кукле - самоделке). Расширяю знания о народных промыслах: Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка, Каргопольская игрушка, хохломская роспись, Гжель и т. д. Вместе с детьми расписываем силуэты игрушек, посуды и пр. известным нам народным промыслам. А затем, организуем выставки детского творчества: «Русская барыня», «Дымковский конь», «Гжельская посуда» и др.
На протяжении всего дошкольного возраста знакомлю детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Зайка беленький сидит» и др. ; хороводными: «Вставай, вставай Иванушка», «Баю-бай», «Спи, моя радость, усни.»
Дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей русского народа, элементарные знания об истории своего города. Научились различать виды народно-прикладного искусства, жанры художественного и фольклорного творчества. Имеют представление о русских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к русским народным подвижным и хороводным играм, к русской народной культуре в целом.
Результатом работы является перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей через ознакомление с русской народной культурой»; серия занятий, способствующая приобщению к русской народной культуре детей дошкольного возраста. Оформлены картотеки - русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни).
Большое значение в приобщении детей к русской народной культуре имеет работа с родителями. Анализируя проделанную работу (беседы, анкетирование родителей, я пришла к выводу, что самым слабым звеном в нравственно - патриотическом воспитании детей является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм. Поэтому этот возраст нельзя пропустить для становления о добре и зле, о нравственных эталонах. Практика показала, что работе с семьей необходимо уделять основное вынимание.
Мною были проведены консультации для родителей: «Досуговая деятельность как средство формирования нравственно- патриотических чувств у старших дошкольников», «Народные сказки как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников», «Использование дидактических игр в нравственно - патриотическом воспитании». Рекомендации для родителей: «Как слепить дымковскую глиняную игрушку ^ барышню», «Знакомим с народными праздниками» и др.
Цель моей работы с родителями я определила как просветительскую. В дальнейшей своей работе я планирую уделять больше внимания средствам наглядной информации (стенды, папки - передвижки). Планирую и такие формы работы как: привлечение родителей к проектной деятельности, проведение родительских собраний на диалоговой основе, индивидуальные консультации.
В результате работы по данной проблеме у дошкольников формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям и самому себе, потребность и готовность проявлять сострадание и деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.