Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-математических игр»

Надежда Аверина
Опыт работы «Развитие ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-математических игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы на тему : «Развитие ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью логико – математических игр»

Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.

Публикация «Опыт работы „Развитие ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-математических игр“» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».

ФГОС ДОУ в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

В настоящее время предлагается множество логико-математических игр различных авторов:

• Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А. З. Зак).

• Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А. А. Столяр).

• Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко).

• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б. П. Никитин, З. А. Михайлова, В. Г. Гоголева).

• Игры с блоками Дьенеша.

• Игры с цветными палочками Кюизенера.

• Игры Воскобовича и игры-головоломки

Логикоматематические игры развивают у детей : самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Также данные игры способствуют развитию психических процессов, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

Поэтому цель моей работы : способствовать развитию, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Моим приоритетным направлением в работе является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных технологий организации учебно-воспитательного процесса, которые должны способствовать проявлению и становлению индивидуальных возможностей ребенка, его интереса к познанию.

Началом работы по теме опыта я определила, что в основном дети находятся на среднем уровне, т. е. достаточно хорошо владеют количественными операциями, умеют сравнивать предметы по величине. Но дети не могут применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о закономерностях; дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам, слабо устанавливают логические связи и закономерности.

На основании вышесказанного я определила необходимость активизации работы в данном направлении.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Как писал французский писатель и философ Альбер Камю (1913— 1960)

Мышление — это новое сотворение мира.

Осознав важность выше изложенного, я определила ЦЕЛЬ своей работы.

ЦЕЛЬ: способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.

Задачи:

1. Обучать детей основным логическим операциям : анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;

2. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач; точной, аргументированной и доказательной речи.

3. Формировать положительную мотивацию к обучению в школе.

Поэтому в свою работу по развитию логического мышления я стала включать технологии и методики таких известных авторов, как: Д. Кюизенера, З. Дьенеша, В. Воскобовича «математический планшет», игры-головоломки на выкладывание изображений из геометрических деталей - это "Танграм", "Колумбово яйцо", а также логико-математические игры и пособия : конструктор Олеси Велькрош, Круги и кольца Луллия (ТРИЗ, игры с камешками МАРБЛС. Игры были найдены в сети интернет, множество интересных пособий фабричного производства, а также изготовленных из бросового материала, и некоторые из них я применила в своей практике немного видоизменив.

Для того, чтобы способствовать развитию у детей дошкольного возраста логического мышления, необходимо соблюдать ряд условий:

работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни,

учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей,

использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)

творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения

создавать соответствующую развивающую среду и при этом использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием. Хотелось бы обратить Ваше внимание на следующие авторские методики и разработки, которые я использую в обучении арифметике в своей работе.

До появления компьютерных игр и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства детей и множества взрослых были игры–головоломки. Среди них такие как : "Танграм", "Колумбово яйцо".

Танграм.

Буквально слово танграм означает «семь дощечек мастерства». Танграм — головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур, полученных делением квадрата на семь частей – два больших (1, 2, два маленьких (3, 4) и один средний треугольник (5, один квадрат (6) и один параллелограмм (7, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.

Колумбово яйцо

Геометрическая головоломка «Колумбово яйцо» - это игра-конструктор для детей 3-8 лет, которая способствует развитию логического мышления, памяти, усидчивости, сенсорных и творческих способностей. В игре «Колумбово яйцо» основная фигура – овал. Главные фигуры в геометрических головоломках поделены на определённое количество частей. Игра «Колумбово яйцо» имеет в своё м составе 10 частей:

четыре треугольника (два больших и два маленьких);

две фигуры, похожие на трапецию, с закруглённой одной стороной;

две больших и две маленьких фигуры, похожие на треугольник, с закруглённой стороной.

Палочки Кюизенера

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.

Это счетные палочки, которые еще называют: «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Рекомендации к использованию: Порядковый и количественный счет.

Освоение отношений по длине, высоте. Составление ковриков, составление узоров. Состав чисел из единиц и двух меньших чисел.

Использование палочек при освоении детьми деления целого на части (дробных чисел) Моделирование предметов.

Игры с палочками Кюизнера.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.

В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.

1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.

2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.

3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.

Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.

4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.

Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.

Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,

Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,

Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,

Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,

Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.

5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики.

6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.

Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.

Старший возраст.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т. д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т. д.

Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь ( наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Игры с палочками Кюизенера:

1. «Цветные коврики». Цель: Углублять знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

2. «Играем с цветом». Цель: Развивать умение комбинировать цвет в рисунке.

3. «Измерение с помощью палочки-мерки». Цель: Учить детей измерять объекты. Ознакомить с условными мерками. Закреплять состав числа. Умение считать.

4. «Дополни». Цель: учить сравнивать рядом стоящие числа.

5. «Подбери цифру». Цель: умение соотносить количество предметов с цифрой.

6. «Цветные числа». Цель: закрепить счет в пределах 10.

7. «По порядку становись». Цель: упражнять в прямом и обратном счете. Развивать умение находить место числу в числовом ряде.

8. «Кто где живет». Цель: умение выявлять наличие нескольких признаков цвета и величины.

9. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел.

10. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает.

11. «Найди дом для палочки». Цель: совершенствовать умение детей соотносить цветные числа с цифрами.

12. «Конструирование цифр». Цель: развивать умение изображать цифру разными способами.

13. «Разведчики». Цель: совершенствовать умение детей работать с карточкой-схемой.

14. «Число-головоломка». Цель: умение детей выполнять арифметические действия с палочками Кюизенера.

15. «Что пропустили?». Цель: закреплять прямой обратный счет.

16. «Весы». Цель: закреплять знания о составе числа.

17. «Магазин игрушек». Цель: упражнять в счете в пределах 10.

18. «Составь поезд». Цель: закреплять знания о составе числа в пределах 10.

19. «Измерь длину стола». Цель: умение измерять с помощью условной мерки-палочки.

В процессе выполнения заданий используются инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.

Для успешной работы с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

• поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

• избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

• сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

Логические блоки Дьенеша.

Золтан Пал Дьенеш (1916—2014) — венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев

Игровой материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Цветом - красные, желтые, синие;

Размером - большие и маленькие;

Толщиной - толстые и тонкие.

Задачи:

Развивать логическое мышление.

Формировать представление о математических понятиях – алгоритм, (последовательность действий)

кодирование, (сохранение информации с помощью специальных символов)

декодирование информации, (расшифровка символов и знаков)

кодирование со знаком отрицания (использования частицы «не».

Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, по двум, трем, объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.

Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

Развивать пространственные представления.

Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.

Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Что такое математический планшет?

Эта классическая дидактическая игра известна еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием Geoboard («геометрическая доска») изобрел египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями «Геоборда» являются также «Геоконт» Воскобовича и планшет «Геометрик».

Математический планшет представляет собой резиночный конструктор. На квадратном двустороннем поле расположены штырьки: с одной стороны их 25 (5 рядов и 5 столбцов, с обратной – 13 (12 по кругу, как на часах, и еще 1 в центре). На них натягиваются цветные резиночки, и на поле возникают всевозможные силуэтные изображения – от букв и цифр до сюжетных картинок и циферблата. Дополните линии геометрическими фигурами – и эти изображения станут еще более разнообразными и яркими.

Игра хороша тем, что в нее можно играть вместе с ребенком: давать задания и следить за их выполнением, а можно оставить ребенка с ней наедине – пусть творит, фантазирует и моделирует.

В процессе взаимодействия с планшетом развиваются познавательные процессы, малыш учится решать свои задачи, исходя из данных условий: конкретного количества штырьков, определенного расстояния между ними. Одновременно совершенствуется мелкая моторика (ведь резиночки нужно аккуратно крепить, усидчивость и волевые качества.

Незаметно в процессе игры ребенок учится математике: он определяет середину поля или середину одной из сторон – считает. Размечает поле на отдельные участки – познает понятия частей и целого, получает представление о симметрии и т. д. Пусть малышу еще не известны названия этих действий – полученные навыки помогут легче усваивать математику в школе.

Варианты игр с детьми 3-5 лет:- Изображаем с помощью линий знакомые предметы и явления (например, дождик, солнышко, кораблик).

- «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник - в вазу с цветами.

- Отгадываем загадки - а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Подобные задания отлично развивают не только фантазию, но и речь.

- Также в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме (например, выкладывать резинками цифры и буквы).

С детьми 6-7лет: Сочиняем сказку в картинках. В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на планшете свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком. Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение.

Предлагаю следующие варианты схем: цифры, математические знаки, примеры, геометрические фигуры.

Схемы построения рисунка с помощью геометрических фигур: посуда, одежда, обувь, бытовая техника, мебель, инструменты, транспорт.

Симметрия. Часы. Деление круга на части. Римские цифры. Буквы.

Конструктор «Велькрош» (автор Олеся Жукова)

Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для дошкольников от 2 до 7 лет. Для изготовления конструктора мне понадобилась только застежка-липучка, называемая также «велкро», шириной 2 см. и ножницы. Чтобы конструктор был нарядным и интересным, я приобрела липучку 5-7 разных цветов, выбирая самые яркие и красивые.

Как и любая развивающая игрушка, этот конструктор принесет пользу, только если правильно с ним заниматься и показав ребенку все его интересные возможности.

Я показывала детям приемы, с помощью которых полоски могут изменять свою форму и соединяться друг с другом. Так детали с разной поверхностью можно соединять разными способами: внахлест под разными углами, концами в линию, в кольцо или в «лодочку», сторонами в широкую полоску, по всей длине со сдвигом (что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.

Только после того, как дети научились повторять собранные мною модели и освоили разнообразные приемы конструирования, я стала давать задания на словах, например, сделай зайчика или сделай ракету, побуждая ребенка использовать полученные навыки, память и фантазию. Возможности «Велькрошки», несмотря на простоту, достаточно разнообразны, чтобы изображать растения, животных, предметы, архитектурные сооружения и многое другое.

Развивающее пособие «Кольца Луллия»

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия - "Круги Луллия",которая непосредственно относится к технологии ТРИЗ. Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя. В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов. В своей работе я использую Круги Луллия как игровую методику, направленную на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей. Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два - три круга (4 -6 секторов на каждом).Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом. Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей). На сектора прикрепляются картинки по определенной теме.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камешков пробуждают в ребенке чувство прекрасного. Марблс– это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.

Моя роль как педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Хочу обратить внимание на то, что успех моего опыта по развитию логического мышления детей, достигнут благодаря тесному взаимодействию с родителями воспитанников. Каждый родитель с удовольствием принимает участие. Мы с ними на одной творческой волне. И это сотрудничество даёт каждодневную возможность родителям знать и видеть, чем занимаются и как развиваются дети в группе д/с.

Проводила родительское собрание, где познакомила родителей с некоторыми играми, заинтересовала их значимостью развивающих игр. Родители приобрели игры в домашнюю игротеку. Проводились для родителей практические занятия, знакомила с новыми играми. Провожу в конце года итоговые занятия по математическому развитию, на которых родители видят результаты работы. Для родителей составлена «Памятка» по использованию игровых технологий.

Для эффективного решения образовательных задач, в соответствие (ФГОС ДО статья 3.3.4, мы оснастили группу необходимыми игровыми пособиями. - В группе организован «Уголок математика», в котором находятся игры, пособия и материалы. Созданию уголка предшествовал подбор игрового материала, согласно возрастным возможностям и уровням развития детей.

Я считаю, если при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.

Играя, дети приобретают базовые знания, которые дают толчок к дальнейшему гармоничному развитию ребенка и помогают ему в осознании, принятия себя и общества.

На мой взгляд, без использования таких игр невозможно дальнейшее развитие способностей и личностных качеств. Разнообразие методик работы с детьми дошкольного возраста и доступность помогает мне успешно планировать и реализовывать поставленные задачи как в коллективной работе с детьми, так и в работе по индивидуальному плану. Что является залогом успешного развития ребенка дошкольного возраста и как следствие, последующего успешного школьного обучения.

Можно с уверенность утверждать, что логико-математические игры в жизни дошкольника играют основополагающую роль.

Список использованной литературы

1. Белошистая А. В. «Готовимся к математике. Методические рекомендации для организации занятий с детьми 5-6 лет». – М. : Ювента, 2016. – 52 с.

2. Бондаренко Г. М «Развивающие игры в детском саду». – М. : Воронеж, 2010. – 190 с.

3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ». – М. : ТЦ «Учитель», 2013. – 91 с.

4. «Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2014 – 280 с.

5. «Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками». – М. : Учитель, 2010. – 144 с.

6. Михайлова З. М. «Математика-это интересно». - СП Детство – пресс 2014. – 64 с.

7. Михайлова, Носова «Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками. ФГОС». -Детство-Пресс, 2016. – 128 с.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО»Опыт работы «Логико-математическое развитие детей старшей группы ДОО» Цель: - способствовать развитию познавательной активности и логических способностей детей. -формировать стремление к самостоятельному познанию.

НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Математических загадок» НОД «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе Тема: «Путешествие в город Математических загадок» Образовательная.

Обобщенный инновационный педагогический опыт «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» Диалогическая речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. 1. Актуальность.

Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы: «Картотека мнемосхем по заучиванию стихов для детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-математических игр»
Опубликовано: 24 октября 2023 в 13:08
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-математических игр»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Аверина (УИ 327348) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД