Солдатикова Марина
Обобщение опыта работы «Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - один из очень важных периодов в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок становится маленьким исследователем, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Успешное разностороннее развитие ребенка реализуется через его разнообразную деятельность, в ней раскрываются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Восприятие у детей раннего возраста носит фрагментарный и нецеленаправленный характер. Для того, чтобы усвоение происходит не стихийно, не оказалось поверхностным и не неполноценным, необходимо разумное педагогическое руководство. Поэтому, так важно, чтобы развитие ребенка было планомерным и систематическим, включалось во все моменты жизни малыша.
Публикация «Обобщение опыта работы „Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста“» размещена в разделах
«Учиться играя!» - один из принципов работы воспитателей. Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Дидактическая игра как средство обучения детей раннего возраста».
Основная цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми: развитие способностей детей через дидактические игры. Реализовать поставленную перед собой цель я считаю возможным через решение следующих задач:
1. Разработать систему работы, направленную на развитие детей через дидактические игры.
2. Целесообразно организовать предметно – пространственную среду, где располагаются пособия для самостоятельной и совместной деятельности.
3. Организовать взаимодействие с родителями и привлечь их к изготовлению дидактического материала.
4. Обобщить опыт работы по данной теме.
Литература, которую я изучала, работая над выбранной темой : А. К. Бондаренко «Дидактическая игра в детском саду», Л. А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», Ю. М. Хохрякова «Сенсорное воспитание детей раннего возраста», а также периодические издания «Дошкольное воспитание», «Растем вместе», «Мама –это я!» и др.
Для решения поставленных задач мною была создана картотека дидактических игр и составлен план работы.
В условиях современных образовательных стандартов идактическая игра дает большую возможность для развития познавательной деятельности детей, позволяет с учитывать индивидуальный и дифференцированный подход к процессам воспитания, развития и обучения. Я предлагая ребёнку задание в игровой форме, создаю условия детям в процессе игры легко освоить какие-то знания, овладеть навыками действий с определёнными предметами, учиться культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения. Так как одна из целей развития – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают детей, включаю дидактические игры в организованную образовательную деятельность.
Для того чтобы заинтересовать детей, разработала серию конспектов организованной образовательной деятельности в форме игры. В результате чего у детей сформированы умения различать предметы по цвету, форме, величине. Для развития у детей памяти, внимания, мышления использовала такие игры как, «Домики», «Кому что нужно», «Кто где живет» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание играть и узнавать новое. Большое количество дидактических игр стараюсь планировать в утреннее и вечернее время, это позволило мне проводить их небольшими подгруппами, что обеспечило индивидуально- дифференцированный подход. Часть дидактических игр я проводила на участке во время прогулки. Некоторые дидактические игры такие как «Гром и дождик», «Идем – бежим», «Кто тише», «Мяч в кругу» и т. д. включаю в музыкальную и физкультурную деятельность. Конечно, не все дети и не всегда легко справлялись с поставленной задачей. Для этого я проводила с детьми индивидуальную работу. Дидактический материал я стараюсь постоянно обновлять, использовать игры в соответствии с временем года. Многие игры, которые изготавливаю сама, например: «Цветное лото», «Заплатки», дидактическое пособие «Овощи» и др. Такие игры очень увлекают детей, позволяют действовать и способствуют созданию положительных эмоций.
В дошкольном детстве ребенок рисует, лепит, конструирует. Освоение знаний и умений во всех этих областях требует внимания к внешним свойствам предметов. Связывать дидактические игры на освоение цвета, формы, величины с наблюдениями в природе и разными видами детского творчества. Это помогло мне, развить у детей умение вдумчиво относится к цвету. Так через дидактические игры «Спрячь мышку», «Назови цвет» дети научились определять цвет, форму, величину. Использовала игры с геометрическими фигурами и строительным материалом «Отгадай и покажи», «Почтовый ящик», «Укрась фартук матрешке», эти игры давали мне возможность развивать у детей тактильные ощущения, воображение. Также в работе с детьми использовала игры сюжетного содержания «Покормим кукол», «Наряжаем кукол», «Веселые матрешки» и т. д. Подобные игры дали мне возможность сформировать у детей умение обобщать предметы по сюжету и цвету. Для того чтобы развить умение детей узнавать предмет на ощупь, вкус использовала такие игры как «Чудесный мешочек», «Волшебная шкатулка». Для развития слуховых анализаторов использовала музыкально – дидактические игры такие как «Кулачки – ладошки» на развитие чувства ритма. «Угадай на чем играю», «Что как звучит» - игры способствуют развитию звуковысотного слуха и т. д.
Значительное время отводила на бытовую деятельность. Содержание этой деятельности очень важно для развития ребенка. Умываясь, дети различали теплую и холодную воду, сухость и влажность полотенца во время умывания я всегда использовала художественное слово. При приеме пищи знакомила детей с особенностями пищи, ее вкусом, запахом. Через дидактические игры «Оденем куклу на прогулку» закрепляла у детей последовательность действий в процессе одевания, игру «Мыльные перчатки» использовала в процессе умывания, через дидактические игры «Напоим куклу чаем», «Столик накройся» знакомила детей с правилами поведения за столом.
Сенсорные игры помогают мне в решении одной из важнейших задач в развитии ребенка. Речь идет о самостоятельной деятельности – экспериментировании с различными, подходящими для этого предметами и природными материалами. Эти игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности.
В любое время года дети испытывают радость от множества ощущений, которые дает природа. Так, например, на прогулке, знакомила детей со звуками природы, развивала умение слушать пение птиц, шум ветра, любоваться красотой природы. В трудовой деятельности – вовлекала детей в несложный хозяйственно – бытовой труд используя дидактические игры «Купание куклы», «Постираем кукле платье», «Накроем стол для гостей» и т. д. Это помогло в развитии самостоятельности, дети стали более активными, дружными.
Для развития сенсорных способностей, мной совместно с родителями группы были изготовлены такие дидактические пособия как : «Веселые шнурочки», «Забавные прищепки». В работе использую много различного природного материала (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки). Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал: «Мозаика»; конструкторы, пазлы, кубики (разного цвета и величины, пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины, игрушки- вкладыши, строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины. Очень много пособий и дидактических игр в группе создано своими руками.
Но вся эта деятельность не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между нами сложились партнерские отношения, чтобы этого добиться, я использовала различные формы работы. Для родителей я проводила различные консультации: «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста», «Дидактические игры как средство развития детей раннего возраста». Родители являлись активными участниками процесса, были очень отзывчивы, всегда приходили на помощь. Они проводили с малышами игры дома, участвовали в выставке игр в группе, а также принимали участие в творческих выставках ДОУ, таких как: «Что нам осень подарила», «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза» и др.
В результате проделанной работы дети стали проявлять больше интереса к предметам ближайшего окружения, их свойствам. Они любопытны, эмоциональны, активны, общительны. Я сделала вывод что, дидактические игры — это наиболее приемлемый и эффективный способ донесения ребенку необходимых знаний. В раннем возрасте дидактические игры необходимо систематически применять во всех видах деятельности детей.
Но я не собираюсь останавливаться на достигнутых результатах, так как у меня есть цель – расширять свои знания в данном вопросе, ввести в работу новые методы и приемы по воспитанию детей через использование дидактических игр.