Вера Строганова
Обобщение опыта «Работа с бумагой в технике «оригами» как эффективное средство развития мелкой моторики у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка»
Строганова Вера Юрьевна, воспитатель
Обобщение опыта по теме: «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста»
“Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев”
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы:
Публикация «Обобщение опыта „Работа с бумагой в технике „оригами“ как эффективное средство развития мелкой моторики у детей“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Тема моего мастер – класса выбрана не случайно. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на значение развития мелкой моторики рук. Аристотель говорил: "Рука - это инструмент всех инструментов", подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки отмечал Кант: "Рука - это своего рода внешний мозг".
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Проблема подготовки руки у детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.
Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.
В качестве дополнения я выбрала для развития у детей мелкой моторики рук именно работу с бумагой в технике оригами. Оригами – это такой вид деятельности, в котором равноценно задействованы обе руки (в отличие от письма и рисования, где доминирует ведущая рука).
Цель: Развитие мелкой моторики рук посредством техники оригами.
Задачи:
Обучающие
Обучать различным приемам работы с бумагой. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Формировать умения следовать устным инструкциям. Создавать композиции, выполненные в технике оригами. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Развивающие:
Развивать у детей способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев рук, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, пространственное воображение, творческие способности
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал.
Оригами («ори» - сгибать, «гами» –бумага) – японское искусство складывания из бумаги, зародилось в 16 веке в Японии, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и, конечно, игра.
Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги.
Оригами является универсальным конструктором, потому что позволяет из любого листа бумаги создать законченную игрушку – например птицу или самолет.
В чем же развивающая функция этого искусства?
Во-первых, занятия оригами прекрасно развивают мелкую моторику рук. Совершенствует и координирует движения пальцев и кистей рук (в процессе складывания бумаги работают почти все пальцы рук). Оригами влияет на общее интеллектуальное развитие, в том числе и на развитие речи. Обучая детей складыванию бумаги необходимо сначала научить детей делать четкие и ровные сгибы, чтобы у ребенка получалась красивая и ровная поделка, научить ребенка проглаживать сгиб с помощью колец округлых ножниц или гранью карандаша.
Во-вторых, занятия оригами положительно влияют на развитие мышления. Взрослый, объясняя и показывая каждый этап работы, наглядно ориентируется на схему, поэтому заниматься оригами нужно начинать с 4-5 летнего возраста.
Этапы складывания я сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме в виде «оригамских сказок». Например: «Жил-был Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили, друг к другу в гости. Вот пришёл братец Нижний Уголок в гости к Верхнему Уголку, здравствуй, Верхний Уголок!».
Самостоятельное складывание по схемам возможно только тогда, когда дети уже достаточно усвоили данный процесс. Именно в этом и заложена основная цель обучения – развивать мыслительную деятельность детей. Зачастую взрослый ограничивается показом поэтапного выполнения работ. Изготовлению схем, обучению складыванию по ним обычно отводится на второй план. Учить детей складывать поделку необходимо по схеме. Ведь только такая методика позволяет решить поставленную задачу – развивать мышление.
Чтобы закрепить знание условных обозначений в оригами; умение «читать» схемы я в своей работе использую дидактическую игру «Назови и покажи», «Конструкторское бюро»
В-третьих, изготовление фигурки из бумаги развивает воображение. По ходу выполнения поделки ребенок представляет себе ее вид, как и чем украсит, как будет с ней играть, кому подарит. Поэтому взрослый предлагает детям самостоятельно украсить свою фигурку с помощью фломастера, карандаша и т. д. В конце работы обязательно надо предложить ребенку обыграть игрушку.
В-четвертых, оригами развивает память. Как часто дети после работы снова и снова просят бумагу и десятки раз складывают понравившуюся игрушку. Возникает вопрос как в полной мере развивать память? Ответ один- помогут только схемы, по которым следует изготавливать игрушку. Все проработанные схемы надо складывать в одном месте, так чтобы они были доступны ребенку. В свободное время он сам может самостоятельно ими воспользоваться.
С этой целью у меня создан альбом «Пооперационные карты – схемы»
В-пятых, складывая поделку из бумаги, ребенок тренирует внимание. Ведь, чтобы правильно выполнить работу, надо сконцентрироваться и внимательно слушать взрослого.
Оригами же это искусство, которое:
• помогает развивать художественный вкус и логику;
• эффективно способствует формированию пространственного воображения;
• развивает память (так как последовательность действий чаще всего держится в уме, способствует концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на процессе изготовления);
• активизирует мыслительные процессы;
• совершенствуется мелкая моторика, точные движения пальцев;
• развивается глазомер;
• дисциплинирует;
• воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу;
• способствует формированию добрых чувств к близким, и дает возможность выразить эти чувства через сделанные своими руками подарки;
• влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки;
Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка:
• доступность бумаги как материала, простота ее обработки делают процесс изготовления фигурок захватывающе интересным;
• абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей;
• оригами не требует больших материальных затрат;
• оригами - коллективное творчество.
Работу в данном направлении я начала с детьми старшего возраста.
В своей работе использовала следующие методы обучения:
Наглядные: рассматривание образцов, схем; демонстрация иллюстраций по теме занятия; наблюдение; показ (выполнение) воспитателем;
Словесные: чтение художественной литературы; беседы; объяснение и обсуждение хода работы; подбор стихотворений по различным темам.
Практические: индивидуальная работа детей; совместная деятельность взрослого и детей; опора на личный опыт детей.
Система подобранных мною занятий предусматривает следующие моменты:
• сочетание индивидуальных форм работы с коллективными, что позволяет организовывать содержательное общение детей;
• взаимосвязь занятий по оригами с другими видами деятельности - игровой (театрализованной, сюжетно-ролевой); а также с рисованием, математикой, речевым развитием, музыкой;
• использование перед каждым занятием пальчиковой гимнастики;
• реализацию определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка, обеспечение ему постоянного внимания; отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью, признание его права на выбор, подтверждение достижений ребенка. Его уникальности, закрепление веры в успех.
• развитие сотрудничества с родителями.
В основе любой поделки лежит определенная заготовка – БАЗОВАЯ ФОРМА. Каждая форма имеет свое название. Поделки для детей 4,5 – 5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольник», для детей 5 – 6 лет формы: «треугольник», «двойной треугольник», «блин», «воздушный змей», в 6 – 7 лет доступны более сложные базовые формы: «ромб», «водяная бомбочка».
Очень важно научить детей складывать базовые формы. Умение их складывать – залог успеха в достижении результата. Для закрепление знаний о базовых формах оригами я сделала дидактическую игру «Покажи правильно»
При обучении технике оригами следует соблюдать общие правила:
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумагу для оригами необходимо подбирать тонкую, упругую, хорошо сгибающуюся, цветную.
4. Показ изготовления лучше производить на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5. При показе избегать лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой поделки оригами организовывать поэтапно: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия тщательно проглаживать, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки
8. Углы и стороны в процессе складывания точно совмещать.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Огромное значение имеет организация условий пространства дошкольного учреждения. Одним из способов насыщения предметно-развивающей среды могут стать оригамские фигурки. Оригамские игрушки мы используем в уголках-микроцентрах для самостоятельной деятельности детей:
-Центр сюжетно-ролевой игры – Игра «Магазин» (кошельки, сумочки). Игра в «Цветочный магазин» (тюльпан, астра, роза, цветик - семицветик).
- Центр физической культуры - «Игрушка-ловушка» - позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из модулей цветной бумаги: «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди» и др.
-Центр изобразительного искусства - Композиции, объединяющие ИЗО и оригами: «Ах, осень!», «Снегири», «Птичья столовая», и др.
-Театральный центр -
а) Пальчиковый театр (оригамские головки);
б) Настольный театр «Теремок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка» и т. д.
в) Игрушки для режиссерских игр. Ребенок сам из сложенных ранее оригамских моделей составляет сюжет и сам его обыгрывает.
г) Театр с ободками-масками.
- Оригами в интерьере, в центре природы : «Гриб боровик», «Ваза с тюльпанами», «Ветка рябины», «Кошечка» и др.
Оригамские модели также применяются:
на праздниках (дарим оригамские открытки, приглашения);
на выставках (в группе, внутри учреждения, на районных и городских, на российских и международных).
В группе создан уголок оригами, где находятся пооперационные карты - схемы, альбомы, лучшие работы детей, материалы для складывания поделок, дидактические игры «Назови и покажи», «Покажи правильно», «Лягушки прыгают в пруду» и т. д. В любое время ребенок может самостоятельно реализовать свой замысел, научить друзей, поиграть в игры, посмотреть альбомы.
Работы регулярно украшали раздевальную комнату, чем привлекли внимание родителей, которые активно включились в работу. Оригами стало общим увлечением детей и родителей, что повлияло на создание благоприятного микроклимата в группе.
Дети стали приносить из дома книги по оригами и готовые поделки, а родители - консультироваться в вопросе техники. В родительском уголке были помещены консультации по знакомству, значению и освоению техники оригами: "Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей", "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" и т. д. Был проведен мастер-класс для родителей с детьми «Птица счастья»
Изготовление поделок из бумаги заинтересовало коллег из других детских садов. Мной был проведен мастер – класс «Работа с бумагой в технике оригами как эффективное средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» на ГМО воспитателей города.
С темой «Развитие взаимоотношений старших и младших братьев и сестер в семье с помощью совместного художественного труда» участвовала на региональной конференции «Воспитание семейных ценностей: взаимодействие образовательной организации и семьи»
Результаты работы по развитию мелкой моторике рук за 2016 - 2018 год.
Анализ проведенной работы показал, что систематическая планомерная работа по использованию техники оригами способствует всестороннему интеллектуальному и эстетическому развитию дошкольников. Помогает развивать мелкую моторику у дошкольников. Оказывает положительное воздействие на развитие речевого аппарата, обогащению словаря. Развивает у детей способности работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствует пространственное воображение и глазомер. Воспитывает эстетический вкус. Формирует культуру труда, учить аккуратности, умению доводить начатое дело до конца, что подтверждает итоговая диагностика.
Список литература:
Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Оригами в вашем доме. М, «Легкая промышленность», 1995
Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. С-Пб, «Химия», 1995
Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Ферма оригами. С-Пб, «Химия», 1996
Афонькин С. Ю., Афонькина Е. Ю. Всё об оригами. Справочник. Санкт - Петербург: «Кристалл», М: «Оникс», 2005
Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
Долженко Г. И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
Жихарева О. М. Оригами для дошкольников С-Пб, «Кристалл», 2012
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт -Петербург, «Дельта», 1996
Соколова С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», Санкт - Петербург: «Валери СПД», 2003