Ольга Дубровина
Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Дубровина Ольга Александровна
Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. А воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу природы родного края, привлечение ребят к посильной помощи в ее охране – одна из актуальных задач сегодняшнего дня. Экологически грамотный ребенок не станет причинять боль живому существу из-за сиюминутной прихоти.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
В ходе работы по экологическому воспитанию, я поняла, что наиболее эффективным методом зарождения и развития осознанно-правильного отношения к природе у ребенка дошкольного возраста является опытно-экспериментальная деятельность, потому что знания, подчерпнутые не из книг, бесед, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Поэтому в своей работе я широко использую опытно – экспериментальную деятельность.
Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей.
В ходе эксперимента дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем.
Экспериментируя с детьми, я ставлю пред собой задачи:
• Побуждать детей наблюдать, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов;
• Поддерживать интерес детей к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов, наблюдения и экспериментирования;
• Создать условия для экспериментирования.
Реализацию поставленных перед собой задач я начала с предметно- развивающей среды в группе. Чтобы удовлетворять интересы детей, я оборудовала мини лабораторию, где есть необходимый материал и оборудование для опытов и экспериментов, в достаточном количестве природный и бросовый материал, сшита спец одежда для исследований. Подобрана познавательная литература. Оформлены схемы проведения опытов. В мини-огороде разместился посадочный материал для наблюдений и опытов (посажен лук, укроп, салат). Имеется коллекция ракушек, камней, семян.
Весь материал лаборатории отвечает требованиям:
• Безопасности
• Экологической чистоты
• Разнообразия
• Доступности и простоты использования
• Привлекательности.
Познакомила детей с правилами поведения при проведении опытов с песком, водой, стеклом и с другими материалами. Например, легки и просты для запоминания работы с водой в стихотворной форме:
«Коль с водой имеешь дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду не беда:
Тряпка под рукой всегда»
Особенности детского экспериментирования
Несомненно, что развитие любой детской деятельности происходит не само собой, а под руководством взрослого. Я непосредственно участвую в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранилось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к экспериментированию начинается с определения задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Я заранее изучаю этот эксперимент, осваиваю его технику, если она мне не знакома. В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предположения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению хода эксперимента. Я не говорю детям о конечном результате заранее, ибо у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не требую от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Постоянно стремлюсь стимулировать детское любопытство, не сообщаю знания в готовом виде, а помогаю в ответ к вопросам ребенка получить их самостоятельно, поставив опыт. По возможности проверяем все предложения детей, позволяю и на практике убедиться в верности или неверности своих предложений. В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, меняющих ход эксперимента и экспериментальные действия. В тоже время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Я составила перспективный план по организации экспериментальной деятельности по разделам:
1. Жидкость. Свойства воды.
2. Воздух и его свойства
3. Твердое вещество (песок, глина, почва, дерево, стекло, металл, резина, бумага, пластмасса)
4. Магнит и его свойства
5. Цвет: радуга, смешение цветов
6. Измерение: что и как можно измерить
Элементарные опыты могут включаться в самую разнообразную деятельность: НОД, игровую, трудовую, коммуникативную и самостоятельную.
Так, например, на прогулке юные исследователи решают немаловажные проблемы: почему на улице зимой вода превращается в лед? Можно ли изготовить цветные льдинки в помещении? Ети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; играют с водой, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, запускают самолетики, пробуют делать пену и рисовать ею, пускают мыльные пузыри.
Весной в уголке природы помещали срезанные веточки деревьев в воду и наблюдали за набуханием почек и распусканием листочков.
Самым длительным по времени был эксперимент по выращиванию лука и овса во второй младшей группе. Эти растения помещали в разные условия (в почву, в банку с водой – лук; в вату сухую и влажную – овес) Результаты эксперимента зарисовывали в дневнике наблюдений графическим способом. Задача этого наблюдения состояла в том, чтобы показать детям влияние света, тепла, влаги и питательных веществ на рост растений.
Для проведения наблюдений за ростом и развитием растений в старшей и подготовительной группах кроме лука и овса брали и другие растения: петрушку, салат, бархатцы. Задача данного эксперимента состоит в том, чтобы показать детям, что семя живое, из него вырастет новое подобное растение с такими же семенами. И показать влияние условий на рост и развитие растений.
После выходных дней, во время дежурства в уголке природы дети обратили внимание на опустившиеся листья у бальзамина, а кактус и алоэ выглядят совсем свежими. Используя эту ситуацию, я поставила перед детьми задачу: «Почему так произошло? Всем ли растениям нужно одинаковое количество воды?» В итоге анализа проблемной ситуации и осознания познавательной задачи выдвигались предположения о возможных наблюдаемых явлениях.
Вместе с детьми можно осуществить ряд опытов и поисковых действий, помогающих понять, какие условия нужны животным. Например, чтобы понять, слышит ли животное, тихонько посвистеть, пошуршать бумагой. Выяснить любимую пищу животного поможет угощение его разной пищей.
Осуществляя опыты, необходимо помнить: животные и растения не должны страдать – они живые и им может быть больно. Так. Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими и т. д.)
С помощью опытов выявляли с детьми свойства воды, снега, воздуха, почвы, камней в зависимости от состояния температуры, влажности, сезона года, воздействия солнца. Детям особенно нравилось менять цвет воды, надувать пузыри, ловить воздух в пакеты.
Через опыты определяем состояние экологической системы и ее компонентов. Например, зажгли спичку, задули и понюхали воздух. Газ, запах которого вы почувствовали – есть отходы, отравляющие воздух во время движения машины.
Я стараюсь учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Детям второй младшей группы я стараюсь по возможности на сообщать знания в готовом виде, а помогаю получить их самостоятельно, поставив несложный опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Дети в этом возрасте уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
У детей средней группы появляются первые попытки работать самостоятельно, мой контроль необходим лишь для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка быстро затухает. В этой возрастной группе я провожу эксперименты по выявлению причин отдельных явлений, дети изучают свойства воды, снега, песка.
Детям старшей группы становятся доступными уже более сложные цепочки причинно-следственных связей. Детям этого возраста я стараюсь чаще задавать вопрос «Почему?» Очень часто они задают его сами, что свидетельствует об определенных сдвигах в развитии логического мышления. В этой группе ввожу уже длительные эксперименты. Дети продолжают изучать свойства воды, снега, песка, почвы, глины, узнают о свойствах воздуха, делают вывод о том, что не бывает плохой погоды, что снег зимой нужен растениям и животным, изучают круговорот воды в природе, знакомятся с влиянием факторов окружающей среды на живые организмы.
В подготовительной группе дети уже стараются выдвигать гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они самостоятельно делают выводы без наводящих вопросов.
Результаты работы по экспериментированию.
С целью выявления уровня сформированности экспериментальной деятельности, отношения детей к экспериментальной деятельности, уровня развития любознательности, познавательной активности, уровня экологических знаний предметов и объектов неживой природы мною были подобраны диагностические методики.
В своей работе использую:
Методику «Выбор деятельности». (Л. Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Методику «Маленький исследователь». (Л. Н. Прохорова)
Методика исследует предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, выявляет степень устойчивости интересов ребенка.
Все результаты фиксирую в таблицах.
Для определения уровня знаний о неживой природе я использую методику обследования и схему изучения знаний детей, разработанную Т. М. Бондаренко и изложенную в книге «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» по возрастам.
В результате диагностики выявлено, что исходный уровень развития экспериментирования у детей в основном низкий. Дети не анализируют ситуацию, не ставят цель, они мало знают о свойствах и качествах материалов живой и неживой природы. Они привыкли к пассивной роли наблюдателя за действиями взрослого. Но в тоже время интерес к поисковой деятельности у детей наблюдался.
К концу года показатели высокого уровня развития экспериментирования вырос с 12 % до 45%, причем если в начале учебного года показатель низкого уровня был 38%, то к концу учебного года он отсутствовал.
Знания детей, приобретенные в результате работы по экспериментированию
После первого года обучения
Используют органы чувств для определения
свойств предмета;
• Различают по вкусу, цвету, форме и величине
овощи и фрукты, распространенные в нашей
местности;
• Различают воду, снег, лед, знают их свойства и
связывают воедино как состояние воды.
После второго года обучения
• Рассказывают и опытным путем подтверждают
условия роста и жизни растений;
• Распознают деревянные и металлические
предметы, рассказывают об их свойствах и
использовании человеком;
• В зависимости от цели подбирают материал
для опытов;
• Проводят сравнительный анализ;
• Проводят долгосрочные наблюдения.
После третьего года обучения
• Используют линейку, весы, мерный стакан;
• Имеют представление о лупе, микроскопе,
термосе и других приборах; их использовании;
• Проводят сравнительный анализ;
• В зависимости от цели подбирают материал и
устанавливают последовательность
выполнения эксперимента;
• Выявляют причинно-следственные связи.
Работа с родителями.
Хочется сказать о работе, которую проводила с родителями. Ведь не секрет, что трудно работать без единомышленников. Родители с большим интересом отнеслись к тому, что их дети узнают о мире природы.
Проводила родительское собрание «Мы-исследователи»
Была подготовлена презентация для родителей «Маленькие волшебники»
В уголке для родителей помещала информацию по сезонам «Какие опыты и эксперименты можно проводить дома», «Песочные фантазии», «Опыты на кухне», «Неизведанное рядом», «С ребенком на дачном участке»
Родители участвовали в акции «Покормите птиц зимой», в озеленении группы, приносили семена и рассаду для цветника.
Принимали участие в конкурсах: «Кормушка для пичужки», изготовление экокормушки, в конкурсе творческих работ «Птичка-невеличка», «Осенние фантазии» (поделки из природного материала, «Краски осени» (осенние букеты)
Летом, осенью пополняли запасы природного материала.
Итоги.
Подводя итоги работы, я смогла убедиться в том, что детское экспериментирование является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения знаний, умений и навыков. Объем экологических знаний у детей увеличился, стал более качественным. Дети стали проявлять активный познавательный интерес, научились устанавливать временные связи, стали использовать аргументацию и доказательства не только в ходе эксперимента, но и в других видах деятельности.
Список литературы
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
2. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.
3. Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов. М. 1999.
4. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 80с.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 64с.
6. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М. : Просвещение, 2002.
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2