Оксана Гудзиева
Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Обеспечение психологической безопасности личности дошкольника.
Современный мир таит в себе много угроз для маленького человека. Безопасный мир детства это основополагающая комфортного взросления. Многие опасности угрожают не только жизни ребенка, но и его психологическому здоровью. Наверняка вы много раз слышали, что все взрослые проблемы родом из детства, поэтому одним из важных направлений в работе является обеспечение психологической безопасности личности дошкольника.
Темочки:
Психологическая безопасность – состояние при котором обеспечивается успешное психологическое развитие ребенка, адекватно оцениваются и выявляются угрозы его психическому здоровью. Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:1. Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений. 2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми. 3. Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов. 4. Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдо заботой о безопасности ребенка. 5. Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней. 6. Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе. 7. Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть :1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми. 2. Осознание ребенком на фоне других детей своей не успешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть. 3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно. 4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания. 5. Патология физического развития, например, нарушение зрения, слуха и т. п.
ОБЩИМИ же источниками угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться :
* в трудностях засыпания и беспокойном сне;
* в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
* в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
* в рассеянности, невнимательности;
* в беспокойстве и непоседливости;
* в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
* в проявлении упрямства;
* в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
* в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
* в игре с половыми органами;
* в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
* в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
* в повышенной тревожности;
* в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Как мы можем убедиться источников угроз психологической безопасности личности дошкольника очень много и последствия от них очень болезненные, поэтому психолого-педагогическая работа ведется не только с воспитанниками, но и их родителями, а также педагогическим составом.
Эмоциональное состояние педагогов напрямую связано с психологической безопасностью детей. Раз в неделю проводятся занятия, направленные на просвещение, обучение и снятие психологической разгрузки педагогического состава.
Для родителей была собрана папка с рекомендациями и советами, ответами на актуальные вопросы связанные с психологической безопасности личности ребенка. Так же проводятся собрания родительского клуба, для полного взаимодействия детско-родительских отношений.
Но основная работа – работа с детьми. Применяются способы сказкотерапии, библиотерапии, арттерапии, работа с метафорическими картами, упражнения на снятие эмоциональной разгрузки. Проводятся беседы с использованием наглядного материала, для разбора конкретных проблемных ситуаций (например, что делать, если ты потерялся, как вести себя с незнакомцами). После теоретической части, полученные знания закрепляются в проигрывание с детьми ситуаций и выполнению упражнений. Сейчас я хочу вас познакомить с парой таких упражнений.
Сказка ложь, да в ней намек
Задача: обучение распознаванию типичных признаков манипулирования.
Предлагаю вам вспомнить сказки, в которых встречаются попытки манипулирования, когда кто-то из героев делает того, что нельзя или на героя кто-то плохо влияет и подвергает опасности.
“Снежная королева”, “Колобок”, “Красная Шапочка”, “Волшебное кольцо”, “Летучий корабль”, “Карлсон”, “Винни-Пух”, «Лиса и заяц».
Красная Шапочка и Серый Волк
Задача: развитие умений использования конкретных приемов психологической защиты от манипулирования.
Все мы помним сказку про красную шапочку, а давайте мы с вами вспомним, что же опасного было в ней для маленькой девочки, кто подвергал её опасности и как можно было этих опасностей не допускать. – найти как можно больше ситуаций, содержащих попытки манипулирования;
Когда Серый Волк поздоровался с Красной Шапочкой, ей нужно было сразу же убегать от него (прием – уход от общения) или звать на помощь охотников (прием – использование помощи других людей).
мама отправляет девочку в лес, Волк завязывает беседу с Красной Шапочкой, просит Бабушку впустить его в дом и т. д.
Вот такая огромная работа проводится для обеспечения психологической безопасности детей и сохранения их физического и психологического здоровья. Только мы с вами можем обеспечить безопасный мир детства, все в наших руках.