Светлана Рябишева
Обеспечение безопасности ребенка: дома и в общественных местах
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
(как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)
Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмо - опасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
Публикация «Обеспечение безопасности ребенка: дома и в общественных местах» размещена в разделах
Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил пожарной безопасности. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами пожарной безопасности.
Говорить и играть на темы пожарной безопасности с дошкольниками можно не более 20~25 минут (врач Л. Григорович).
Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
Пословицы, песни, стихи помогут закрепить сведениям о пожарной безопасности.
Лучший урок безопасного поведения — это пример окружающих ребенка взрослых.
Моделирование возможных опасных пожарных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения — необходимый метод освоения детьми правил пожарной безопасности.
Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.
Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов службы спасения и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе — не только для чистоты, но и для безопасности.
Физическая подготовка — один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников — развивать у них силу, ловкость, выносливость.
Хранение пожароопасных предметов в недоступных для детей местах — особое содержание работы педагогов с родителями.
Целесообразно обогащение предметно-игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил пожарной безопасности дошкольниками.
«Что если. ?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил пожарной безопасности и последствий шалостей с огнем.
Помощь родителей-специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.