Шустова Светлана Владимировна
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития, являются: наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Эти методики давно используются в повседневном наблюдении за ребёнком, давая возможность тщательно исследовать поведение детей в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет объективно оценивать состояние ребёнка при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в детском саду, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.
Публикация «Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника» размещена в разделах
- Диагностика
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Наблюдение за дошкольниками происходили в естественной ситуации: в группе и на прогулке, на протяжении всего дня, проведенного в детском саду. В ходе наблюдения я обратила внимание на основные параметры эмоциональных проявлений - эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, который бывает либо положительным, либо отрицательным. Эмоциональный фон, в первую очередь, даёт педагогу информацию о степени эмоционального благополучия ребёнка. Ещё один важный параметр – это выраженность эмоций. В основном дети такого возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать многие эмоциональные проявления, такие как плачь, крик и другие. Очень важно смотреть за эмоциональным миром ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или же его эмоции являются отрицательными, «плохими», односторонними и невыраженными. Следующий немаловажный параметр - эмоциональная подвижность. Эмоции любого ребёнка более подвижны, чем у взрослого человека, что внешне выражается в частой и лёгкой смене настроения и состояния в целом. Однако чрезмерно частая смена настроения говорит о неустойчивости эмоциональной подвижности.
Важно наблюдать за ребенком в таких ситуациях, в которых эмоциональное состояние проявляется наиболее ярко, что даёт возможность оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на данные воздействия. К таким ситуациям относят:
Выражение страха:
- приход в детский сад;
- сломанная любимая игрушка;
- негативное поведение (крик, плач) сверстника, друга;
- агрессия сверстника, друга;
- появление (приближение) незнакомых людей;
- запрет, ругань, крик со стороны взрослого;
- незнакомые звуки;
- незнакомая обстановка, помещение.
Проявление гнева:
- уход матери, близкого взрослого;
- желание иметь то, что запрещено;
- желание иметь то, чем обладает другой ребенок;
- желание иметь то, чем обладает взрослый;
- сложная в использовании игрушка;
- ласковое внимание на другого ребёнка, а не на себя;
- сверстник забирает (прячет) игрушку, навязывает драку, оскорбляет;
- сверстники не принимают в игру;
- неудачи на занятиях;
- наличие какого-либо препятствия.
Выражение радости:
- нахождение в детском саду/дома;
- восприятие собственного отражения в зеркале;
- выполнение приятного задания, действия;
- положительная оценка, внимание другого человека при взаимодействии и общении;
- восприятие отражения другого ребёнка в зеркале;
- совместные игры, времяпрепровождение;
- сверстник дурачится, играется, смешит;
- смешные незнакомые звуки;
- воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.
Олицетворение печали:
- уход матери, близкого взрослого;
- приход в детский сад;
- отсутствие внимания со стороны взрослого;
- наказание со стороны взрослого;
- игры, общение со сверстниками;
- трудности при выполнении задания;
- сверстники не принимают в игру.
Порождение интереса:
- переход (приход) в новую группу;
- взрослый незнакомец;
- незнакомый сверстник;
- проявление интереса к окружающим предметам, явлениям природы;
- новые игрушки;
- незнакомая игра;
- подготовка к праздникам.
Возникновение удивления:
- незнакомые игрушки;
- новая игра;
- появление чего-либо/ кого-либо нового в группе;
- близкий взрослый общается иначе;
- услышанное или увиденное что-то нового;
- знакомый сверстник, необычное поведение знакомого.
Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей.
Предложенная классификация предполагает наблюдение за группой в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности.
Так как основным методом оценки эмоционального состояния детей является наблюдение, в основном используются таблицы фиксации результатов, оцениваются в баллах, применены цвета. Мы применяем различные цвета для наглядности и выделения тех ситуаций из жизни ребёнка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование различных оттенков позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку (деление их на «хороших» и «плохих»). В результате наблюдений выявляются причины неблагополучия и трудности, возникающие у ребёнка в различных ситуациях, оценить собственные ошибки, что поможет понять причины затруднений взаимодействия с ребёнком и преодолеть их.
У каждого ребёнка эмоции проявляются индивидуально, поэтому необходимо обращать внимание на степень их проявления у конкретного ребёнка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки. Для этого используем шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и комфорта (Таблица 1).
Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.
Наблюдая за ребёнком, за его эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия с родителями, с воспитателем, со сверстниками фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (Таблица 2).
Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребёнка в группе детского сада.
Код ребёнка _Василиса___ возраст_3 года___ № группы _7___