МААМ-картинки

Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника

Шустова Светлана Владимировна
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Основными методами, которые позволяют оценить эмоциональное состояние и выявить особенности эмоционального развития, являются: наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты. Эти методики давно используются в повседневном наблюдении за ребёнком, давая возможность тщательно исследовать поведение детей в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение позволяет объективно оценивать состояние ребёнка при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками в детском саду, в процессе организационной деятельности и в отдельных режимных моментах.

Публикация «Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника» размещена в разделах

Наблюдение за дошкольниками происходили в естественной ситуации: в группе и на прогулке, на протяжении всего дня, проведенного в детском саду. В ходе наблюдения я обратила внимание на основные параметры эмоциональных проявлений - эмоциональный фон, имеющий много общего с настроением, который бывает либо положительным, либо отрицательным. Эмоциональный фон, в первую очередь, даёт педагогу информацию о степени эмоционального благополучия ребёнка. Ещё один важный параметр – это выраженность эмоций. В основном дети такого возраста не владеют культурными формами выражения эмоций, не всегда могут сдерживать многие эмоциональные проявления, такие как плачь, крик и другие. Очень важно смотреть за эмоциональным миром ребёнка, усвоил ли он эмоциональные оттенки, или же его эмоции являются отрицательными, «плохими», односторонними и невыраженными. Следующий немаловажный параметр - эмоциональная подвижность. Эмоции любого ребёнка более подвижны, чем у взрослого человека, что внешне выражается в частой и лёгкой смене настроения и состояния в целом. Однако чрезмерно частая смена настроения говорит о неустойчивости эмоциональной подвижности.

Важно наблюдать за ребенком в таких ситуациях, в которых эмоциональное состояние проявляется наиболее ярко, что даёт возможность оценить степень эмоционального реагирования ребёнка на данные воздействия. К таким ситуациям относят:

Выражение страха:

- приход в детский сад;

- сломанная любимая игрушка;

- негативное поведение (крик, плач) сверстника, друга;

- агрессия сверстника, друга;

- появление (приближение) незнакомых людей;

- запрет, ругань, крик со стороны взрослого;

- незнакомые звуки;

- незнакомая обстановка, помещение.

Проявление гнева:

- уход матери, близкого взрослого;

- желание иметь то, что запрещено;

- желание иметь то, чем обладает другой ребенок;

- желание иметь то, чем обладает взрослый;

- сложная в использовании игрушка;

- ласковое внимание на другого ребёнка, а не на себя;

- сверстник забирает (прячет) игрушку, навязывает драку, оскорбляет;

- сверстники не принимают в игру;

- неудачи на занятиях;

- наличие какого-либо препятствия.

Выражение радости:

- нахождение в детском саду/дома;

- восприятие собственного отражения в зеркале;

- выполнение приятного задания, действия;

- положительная оценка, внимание другого человека при взаимодействии и общении;

- восприятие отражения другого ребёнка в зеркале;

- совместные игры, времяпрепровождение;

- сверстник дурачится, играется, смешит;

- смешные незнакомые звуки;

- воспитатель заигрывает с детьми, веселит их.

Олицетворение печали:

- уход матери, близкого взрослого;

- приход в детский сад;

- отсутствие внимания со стороны взрослого;

- наказание со стороны взрослого;

- игры, общение со сверстниками;

- трудности при выполнении задания;

- сверстники не принимают в игру.

Порождение интереса:

- переход (приход) в новую группу;

- взрослый незнакомец;

- незнакомый сверстник;

- проявление интереса к окружающим предметам, явлениям природы;

- новые игрушки;

- незнакомая игра;

- подготовка к праздникам.

Возникновение удивления:

- незнакомые игрушки;

- новая игра;

- появление чего-либо/ кого-либо нового в группе;

- близкий взрослый общается иначе;

- услышанное или увиденное что-то нового;

- знакомый сверстник, необычное поведение знакомого.

Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей.

Предложенная классификация предполагает наблюдение за группой в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности.

Так как основным методом оценки эмоционального состояния детей является наблюдение, в основном используются таблицы фиксации результатов, оцениваются в баллах, применены цвета. Мы применяем различные цвета для наглядности и выделения тех ситуаций из жизни ребёнка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование различных оттенков позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку (деление их на «хороших» и «плохих»). В результате наблюдений выявляются причины неблагополучия и трудности, возникающие у ребёнка в различных ситуациях, оценить собственные ошибки, что поможет понять причины затруднений взаимодействия с ребёнком и преодолеть их.

У каждого ребёнка эмоции проявляются индивидуально, поэтому необходимо обращать внимание на степень их проявления у конкретного ребёнка в той или иной ситуации и именно эту реакцию положить в основу оценки. Для этого используем шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и комфорта (Таблица 1).

Таблица 1. Шкала оценки проявления эмоционального состояния.

Наблюдая за ребёнком, за его эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия с родителями, с воспитателем, со сверстниками фиксируется по соответствующей индивидуальной схеме (Таблица 2).

Таблица 2. Оценка эмоционального состояния ребёнка в группе детского сада.

Код ребёнка _Василиса___ возраст_3 года___ № группы _7___

Публикации по теме:

Формы и методы взаимодействия воспитателей ДОУ и родителей в сохранении физического здоровья дошкольника «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Диагностики развития и определения уровня мелкой моторики Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения.

Картотека игр для развития эмоционального интеллекта Картотека игр для развития эмоционального интеллекта. Каждую минуту мы ощущаем какие-то эмоции. Они влияют на наше поведение, помогают понимать.

Методики диагностики развития детей Методика «Что здесь лишнее?» Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления,.

Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста 1. Психологическая диагностика (задача). Психодиагностика — это совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических.

Опыт работы «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в ФЭМП» Обмен опытом по «Познавательному развитию» «Творческий подход в процессе диагностики индивидуального развития ребенка в формировании элементарных.

Основы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей дошкольного возраста Предмет дошкольной педагогики имеет психолого-педагогический характер. Особенности образования детей ориентированы на психические новообразования.

Проблема эмоционального развития в младшем возрасте Введение Как известно, в жизни человека эмоции играют очень важную роль. Они отличаются от других психических процессов, но отделить их.

Разнообразные формы и методы нравственно-эмоционального воспитания дошкольников . Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько осуществляется этот процесс во многом.

Создание дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот Опыт создания дополнительных условий для творческого развития, психологической коррекции и успешной социализации детей-сирот в мастерской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника
Опубликовано: 13 октября 2018 в 18:37
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Шустова Светлана Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД