Шестакова Людмила
Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
АНО ДПО «ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА»
РЕФЕРАТ
по дополнительной профессиональной образовательной программе профессиональной переподготовки
Тема:
«Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника»
Реферат подготовила: Шестакова Людмила Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: ФКДОУ «Детский сад № 3 ФСО России»
Номер и дата договора: ИУП 2017 г. /02-481-06 от 06.06.2017г.
27.06.2017.
поселок Козлово, Конаковский район, Тверская область Российская Федерация
Содержание
Введение 2
Публикация «Роль игровых технологий в формировании личности дошкольника» размещена в разделах
1. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. 3
1.1. Понятие и особенности игровых технологий. 4
2. Роль игровых технологий в жизни дошкольника. 7
2.1. Формирование личности дошкольника. 8
2.2. Значение игровых технологий в формировании личности дошкольника. 10
Заключение 14
Список литературы 15
Введение
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Актуальность темы определяется необходимостью игровых технологий в формировании личности дошкольника. Они играют огромную роль в становлении и развитии личности на самых ранних этапах формирования, так как игра является ведущим видом деятельности в этот период.
Основная проблема, рассматриваемая в работе: в какой мере игровые технологии способствуют развитию и становлению личности и игровых умений у дошкольников.
Целью работы является: изучение влияния игровых технологий на развитие личности дошкольников. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить психолого-педагогическую литературу по развитию личности дошкольника.
• Раскрыть особенности и своеобразие игровых технологий.
• Доказать влияние игровых технологий на формирование личности дошкольника.
В дошкольные годы формируются психологические механизмы личности, новые психологические качества и формы поведения, система качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, закладываются основы нравственного развития с помощью игры.
1. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход
от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, используя игровые приемы. Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.
Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительный интерес к его игровой деятельности. Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Это важнейшее условие развития.
Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, раньше не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаружить чувства, желания, к которым отрицательно относится взрослый. Это самым пагубным образом отражается на игре.
В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
1.1. Понятие и особенности игровых технологий.
Развитие современного общества требует обобщения
и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований.
Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми. Так, реализация функции средства воспитания происходит, если педагог в нужном ему направлении влияет на содержание, организацию и структуры игры, отношение детей в процессе игры, развитие уровня детских игр и т. д. Игра в этом случае решает и задачи воспитания и задачи детского развития.
Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществление самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала. Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководства педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям.
Требования при организации игровых технологий.
Таблица 1
Последовательность Характеристика
Выбор игры Зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей.
Предложение игры Создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи.
Объяснения игры Кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре.
Игровое оборудование Соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС
Организация игрового коллектива Игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность.
Развитие игровой ситуации Отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру.
Окончание игры Анализ результатов.
Актуализация интеллектуального развития дошкольника помимо вышеназванных факторов определяется его психофизиологическими особенностями и возможностями, состоянием здоровья, мотивационностью, эмоциогенностью, предметно-развивающим игровым социумом, в который он погружен.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Особенности игровых технологий :
• Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
• Реализация педагогической игры осуществляется в определенной последовательности.
• Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
• В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что игровые технологии являются основой дошкольного образования. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Главная концепция игровой технологии – общение педагога и детей.
2. Роль игровых технологий в жизни дошкольника.
Своеобразие игры ребенка заключается в целостности игровой деятельности и неразложимости ее на отдельные компоненты как с точки зрения развития самой игры (нельзя отдельно рассматривать вклад мышления, речи, памяти и других функций в развитии игры) так и по характеру влияния игры на формирование конкретных навыков и умений.
Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей, анализ результатов деятельности. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в ДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований. Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что воспитатель организуют, к примеру, игровую ситуацию и использует ее в образовательной деятельности.
2.1. Формирование личности дошкольника.
Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Если у ребенка-дошкольника развиваются социально обусловленные психологические характеристики, то о нем можно говорить как о личности.
Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи — Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, В. С. Мухина. Д. Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства.
К базисным характеристикам личности дошкольника относятся :
• Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами.
• Самостоятельность. Обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого.
• Инициативность. Это один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности.
• Креативность. Непосредственно связана с уровнем развития ребенка.
• Свобода поведения. Ребенок, уверенный в своих силах, способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели. Свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением.
• Безопасность поведения. Основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка.
• Ответственность. Связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка. Развитию ответственности ребенка за свои действия способствует, прежде всего, переживание им последствий своих действий по отношению к другим людям.
• Самосознание.
Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка. В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредствованное нормами, правилами и самооценкой. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется более реалистическая самооценка и сознание своего места в системе социальных отношений.
Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно. Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Изменяется структура эмоциональных процессов. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов.
2.2. Значение игровых технологий в формировании личности дошкольника.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.
Основа игровой технологии – взаимодействие педагога и детей.
Её значение:
• активизирует воспитанников;
• повышает познавательный интерес;
• вызывает эмоциональный подъём;
• способствует развитию творчества;
• максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
• позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от: знания методики игровой деятельности; профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр; учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Значение игровых технологий в формировании личности дошкольника очень огромно. Игра понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития.
Применительно к дошкольному возрасту, игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. Развивающий потенциал игры заложен в самой ее природе.
Реализация в условиях ДОУ педагогической технологии развивающих игр будет способствовать развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческих способностей, формирования у них символической функции сознания, которая помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе. На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ. В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуального развития дошкольников. В процессе применения развивающей игровой технологии необходимо создание игротеки, содержащей огромное количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.
Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности. Игровые технологии, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей, помогают реализовать идеологию ФГОС. С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребенка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребенок выполняет роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми. Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС). Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов. Очень важна игротерапевтическая функция игры. Цель игровой терапии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого (народные игры с потешками, хороводами, играми-шутками). Психологическая и педагогическая коррекция в игре происходит естественно. В процессе игры дети приобретают способность управлять своим поведением, легче вступают в сотрудничество с взрослым, учатся преодолевать трудности, более «пристойно» выражают гнев. Игры-драматизации как составляющая часть игровых технологий обогащают детей новыми впечатлениями, развивают интерес к авторским и фольклорным произведениям, формируют диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка. С использованием игровых технологий возможна более успешная реализация метода проектов. Например, в процессе подготовки к праздникам, развлечениям (в том числе с использованием фольклорных мотивов) детям очень нравится брать на себя роль того или иного персонажа. В связи с этим вся организация работы учреждения направлена на стимулирование их развития и создание благоприятных условий для становления личности детей.
Таким образом, для сближения детей, организации их совместной деятельности, поддержки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми воспитателям необходимо систематизировать и использовать в работе разнообразные игры. С помощью воспитателя ребенок учится включаться в воображаемый контекст и принимать новую смысловую ситуацию. Игры способствуют развитию общения детей со сверстниками и составляют неотъемлемую часть в жизни дошкольников. С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить и работать в коллективе, сочувствовать, сопереживать сверстникам. Использование игровых технологий обеспечивает более успешную реализацию личности дошкольника в будущем.
Таким образом, игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, играют ключевую роль в формировании личности дошкольников. Результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих; в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка; игра позволяет приобрести внутреннюю свободу; соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях.
Заключение
При написании работы была изучена психолого-педагогическая литература по развитию личности дошкольника; раскрыты особенности и своеобразие игровых технологий; доказано влияние игровых технологий на формирование личности дошкольника.
Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Таким образом, современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии. Игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, играют ключевую роль в формировании личности дошкольников.
Список литературы
1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / [Т. Н. Доронова, Г. В. Глушкова, Т. И. Гризик и др. ]. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006. – 191 с.
2. Возрастная психология. Концепция Д. Б. Эльконина: Детство. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : https://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html (дата обращения 24.06.2017).
3. Дошкольное воспитание № 8 И. А. Бурлакова ; Т. Н. Доронова «Воспитание дошкольника» 2010 – 122 с.
4. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 3-е изд., испр. – М. : ЛИНКА_ПРЕСС, 2009. – 96 с.
5. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Авдулова Т. П. – М. : Издательский центр «Академия», 2009 – 208 с.
6. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. – М. : ТЦ Сфера, 2009 – 128 с.
7. Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы / Авт. – сост. : Белая К. Ю., Сотникова В. М. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 336 с.
8. Растем играя: Сред. И ст. дошк. Возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В. А. Недоспасова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2004. – 94 с.
9. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 80 с.
10. www.maam.ru/login