Ольга Романова
Развитие нравственной сферы личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Личность – это понятие, которое отображает устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Личность формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретного общества и его культуры.
Нравственное развитие включает в себя два значимых понятий нравственность и мораль.
Мораль подразумевает под собой сложившиеся ценности, устои и нормы поведения, которые задаются обществом. Эти правила внушаются человеку с его детства.
Публикация «Развитие нравственной сферы личности дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2018
Нравственность – это важная составляющая личности, предполагающая добровольное принятие норм и устоев в обществе. Нравственность проявляется в отношении к обществу, определённым людям, труду и Родине. Она формируется с детства и показывает процесс усвоения и принятия общественных понятий.
Под нравственным развитием дошкольника принято считать процесс усвоения правил поведения, заданных обществом. В будущем эти правила поведения служат для него регуляторами в правильности выбора его поступка.
Главной составляющей развития нравственной сферы следует считать семью. Она является первым социальным институтом. Именно она призвана воспринимать, воспитывать, обучать и поддерживать всех её членов.
Семья выступает начальным источником формирования личности человека, передачи необходимой информации, памяти и традиций. Именно родители являются главными воспитателями, помогающими ориентироваться ребёнку в дальнейшей жизни.
На собственном примере родители могут объяснить правильность выбора собственных поступков, а также показать, например, что нужно заботиться и помогать тем, кто слабее нас. Легче всего это можно сделать на примере общения с домашними животными, с помощью правил ухода за ними. Это позволит привить дошкольнику чувство гуманности и ответственности.
Существует ряд способов, с помощью которых можно грамотно развить нравственную сферу дошкольника. Этому могут способствовать художественные средства: литература, живопись либо кино. Читая книги, просматривая видео- и мультфильмы дошкольник познаёт мир вокруг себя и переживает совместно с главными героями большое количество эмоций. Также художественная литература благоприятно влияет на развитие кругозора, мышления, памяти и воображения.
К третьей группе средств относится групповая деятельность. Она может быть представлена игрой, трудовой или умственной деятельностью. Главное – это чувство коллективизма. У ребёнка формируется чувство ответственности за своё поведение и его друзей.
Следует выделить такое средство развития нравственной сферы, как атмосферу. Окружающим людям следует проявлять и показывать своими действиями гуманность, доброжелательность и отзывчивость. Поведение ребёнка в будущем, в основном, складывается из увиденных ранее примеров.
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. С помощью неё можно скорректировать деятельность ребёнка, показать как следует себя вести в определённой ситуации с помощью правил, которые следует соблюдать, а также обучить его различным умениями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным периодом в развитии человека считается дошкольный возраст.
Познавая окружающий мир и взаимодействуя с ним, у ребенка, несомненно, происходит процесс развития нравственной сферы и освоения социально значимых качеств. В этот момент очень важно благоприятно воздействовать на ребёнка для усвоения им правил, принятых в обществе и стремления к идеалу.