Дайбова Мария Александровна
Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
РЕФЕРАТ на тему:
Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ. Признаки стресса у дошкольников.
Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни государство, ни организации, ни тем более люди. Потребность в безопасности является базовой в иерархии потребностей человека, без частичной удовлетворенности которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.
Публикация «Обеспечение психологической безопасности детей во время прибывания в ДОУ, Признаки стресса у дошкольников» размещена в разделах
Понятие психологическая безопасностьчаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.
Работа по обеспечению психологической безопасности будет направлена на создание условий для сохранения психологического здоровья воспитанников и предупреждение возникновения факторов, которые являются дисфункциональными, угрожающими развитию личности дошкольника.
Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Рассмотрим подробнее факторы, приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности ребёнка в ДОУ. Условно их делят на внешние, внутренние и общие.
К внешним факторам, приводящие к возникновению угрозы психолгической безопасности относят :
- дисфункциональное взаимодействие в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый», «ребёнок - средовое окружение».
В системе «ребёнок- взрослый» это:
- преобладание авторитарного стиля общения с детьми (воспитатель объясняет, рассказывает, показывает, доказывает, требует, проверяет и оценивает. Дети должны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать, без проявления инициативы и самостоятельности, без наличия уважения и доверия к личности растущего человека);
- манипуляция детьми, наносящее серьёзный ущерб позитивному развитию личности (это проявляется в том, что взрослые стремятся всё сделать за ребёнка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как и деятельности, так и в принятии решения).
В системе «ребёнок- ребёнок» это:
- дисгармоничное межличностные отношения детей в группе (бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатель долгое время этого не замечает или не находит достаточно эффективных средств, для устранения такого явления, в результате у отвергнутых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребёнка детский сад);
- отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском обществе;
В системе «ребёнок - средовое окружение» это:
- враждебность окружающей среды ребёнка, например, когда ему ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства, когда отсутствуют необходимые условия для реализации возрастных новообразований, например, естественной потребности в движении, когда действуют необоснованные запреты;
- наблюдение интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима, однообразие будней.
Внутренними источниками угроз психологической безопасности ребёнка могут быть :
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения (неряшливость, агрессивность, капризность, привычка быть в центре внимания).
2. Осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательного чувства, как зависть.
3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всём от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4. Патология физического развития, например, нарушение зрения и слуха и т. п.
ОБЩИМИ же источникоми угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий.
Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться :
• в трудностях засыпания и беспокойном сне;
• в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
• в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
• в рассеянности, невнимательности;
• в беспокойстве и непоседливости;
• в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
• в проявлении упрямства;
• в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
• в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
• в игре с половыми органами;
• в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
• в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
• в повышенной тревожности;
• в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но, беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана, система общей и индивидуальной психологической защиты детей. Включающая в себя:
• Наличие у педагога потребности в обратной связи от детей в том, как ими воспринимается те или иные формы совместной деятельности (экраны настроений, успехов и другой способ фиксации состояний после деятельности)
• Учет и изучение межличностных взаимоотношений воспитанников. Использование знаний о симпатиях-антипатиях между детьми для построения успешной работы (использование результатов социометрии).
• Преобладание положительных оценок над отрицательными. Отношение к личности ребёнка как к самостоятельной ценности.
• Склонность к косвенным средствам воздействия на ребёнка. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом, а непубличное указание ребёнку на его ошибки, просчёты, недостатки в поведении.
• Отсутствие жё стких педагогических установок: «любимчики», гордость группы, способные-с одной стороны, нелюбимые, «тупые», «бездарные»- с другой, и безликая масса, «серость»- с третей стороны.
Надёжным показателем того, что средства психологической безопасности выбраны. Верно, служат хорошее настроение ребёнка, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.