Ольга Петрова
О воспитании девочек и мальчиков в современной семье
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их тендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пастушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или петушка, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением пищи, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. д.
Публикация «О воспитании девочек и мальчиков в современной семье» размещена в разделах
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше, чем матери, но, начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей: за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы. От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины – матери. Ее воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение6. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи : дедушка, дяди, старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата, Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка, или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки. Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3 до 4 лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек – матери, а мальчиков – отцами.
Все народные игры были проникнуты принципом справедливости, воздания по заслугам и заставляли девочек и мальчиков в равной степени подчиняться воле всех. Но при этом дети осознавали свою связь с коллективом – образовывалась привычка к безусловному подчинению общепринятым установленным порядкам, что является важным средством «социализации» ребенка, приучение его к соблюдению этических норм, правил общежития. Так, например, с помощью считалок определяли того, кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение. При этом все остальные дети не огорчались, не обижались на своих товарищей и принимали сложившуюся ситуацию как должную.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям: охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.
В настоящее время, когда многие девочки и мальчики имеют низкую самооценку, страдают от застенчивости, этот опыт народной педагогики имеет особое значение. Становится очевидным, что, с одной стороны, труд девочки рядом с матерью, а мальчика – рядом с отцом способствовал тому, что у детей просто и естественно формировалась тендерная идентичность.
С другой стороны – заинтересованные в воспитании хорошего работника родители поощряли труд своего ребенка, заботясь одновременно и о его душевном покое.
Сущность воспитания.
Воспитание – процесс создания условий для восхождения личности к индивидуальности через прохождение противоречий и на основе духовно-нравственных, культурных ценностей. По И. П. Подласому, содержание воспитания есть система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения личности. Если в качестве главной цели воспитания представить формирование всесторонне и гармонично развитой личности, то содержание представляет собой умственное, физическое, трудовое, политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые воедино.
Воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни: гражданина, работника, семьянина. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что девочка в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней девочка находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Воспитывая детей, родители должны учитывать их половые особенности, ведь мальчики и девочки различаются не только внешне. По мере роста ребенка половые психологические особенности постепенно усиливаются. Они проявляются в уровне эмоциональных реакций, в специфических интересах и склонностях, в характере мышления, в отношении к конкретным фактам и т. д.
Тенденция эмансипации продолжает расти. Девочки и мальчики получают почти одинаковое воспитание : одни и те же общественные дела, один и тот же опыт трудового, физического и духовного становления.
И вполне объясним тот факт, что многие девочки стали утверждаться мальчишечьими способами : одежда и стрижка мальчишеские, манеры свободные, резкие, сила, готовность к риску, бесстрашие.
Девочкам стало дозволено делать то, что не редко их огрубляет, убивает их нежность, ту прекрасную «слабость пола», в которой нередко сказывается истинная сила девушки. Следовательно, воспитание должно быть раздельным: некоторые мероприятия надо проводить только с девочками, иной должна быть физическая нагрузка. Не нужно, конечно, возвращаться к культу женской слабости прошлых веков. Но воспитывать женственность, как особое, незаменимое и прекрасное свойство, необходимо. [1,389]
Физическое воспитание.
В семейном воспитании важное место занимает забота о здоровье ребенка, его физическая подготовка, закаливание, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. Здоровый, физически развитый человек способен более успешно заниматься умственным и физическим трудом, у него обычно хорошее, бодрое настроение, и он, как правило, доброжелателен к окружающим, готов прийти на помощь, острее воспринимает красоту и сам стремится все делать краса
В интересах физического воспитания родители должны приучать детей с раннего детства регулярно делать утреннюю физическую зарядку, вовлекать их в различные подвижные игры, спортивные занятия, вместе заниматься доступным туризмом. Важно по совету врача приучать ребенка к закаливанию, учить самого заботиться о своем здоровье, не допуская дурных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, токсичных препаратов и т. п.).
Если пьянство - великое зло для мужчины, то еще хуже оно для женщины. Во-первых, она значительно быстрее приобретает зависимость от спиртных напитков и скоро уже не может не напиваться допьяна; во-вторых, ее труднее вылечить от этой болезни - алкоголизма. И наконец, если женщина- пьяница захочет стать матерью, она не сможет родить здорового ребенка.
К табаку привыкают очень быстро, особенно в отрочестве и юности, а отвыкают с великим трудом. Табак очень вреден для нервной системы. Он парализует нервы, то есть отнимает у них силу. Человек, привыкший к табаку, под влиянием его перестает ясно ощущать свою усталость или нездоровье, потому что нервы, которые должны были бы дать ему знать об этом, притупляются и работают плохо. Табак действует на сердце, заставляя его биться слишком быстро; от этого оно слабеет, и жизнь человека сокращается. Сотни, тысячи детей умирают от младенческого паралича, потому что их матери очень много курили. Женщины часто теряют здоровье от того, что их мужья слишком много курят, и воздух в квартире бывает постоянно насыщен табачным яд
Гигиена является важным аспектом здравоохранения и воспитания. Гигиенические мероприятия при привычном и повседневном их выполнении приносят большую пользу здоровью, позволяют длительное время сохранять высокую работоспособность, активность, содействуют нормальному развитию организма. Опыт показывает, что приобретенная с детства привычка соблюдать правила личной гигиены переходит в дальнейшем в сознательное, бережное отношение к своему здоровью. И поэтому гигиенические навыки должны быть привиты девочке с раннего возраста. При уходе за кожей лица следует приучить девушку обходиться минимумом необходимых процедур: правильное умывание, удаление секрета сальных желез, применение некоторых косметических средств. Необходимо объяснить их смысл и назначение, подчеркнув отсутствие необходимости их применять при здоровой коже. Следует предотвращать применение этих средств из подражав
С христианской точки зрения человеческое тело - это дом души. Только при помощи тела душа может существовать в здешнем, материальном мире и общаться с другими душами. Ведь мы не видим душ других людей. Так что мы не видим друг друга. Мы видим только "дома", в которых живем, потому что тела наши - это только наши удивительные дома. Поэтому следует заботливо относиться к своему телу, следвсе его органы были в полном порядке, и никогда не позволять, чтобы кто-нибудь другой причинял ему вред.
Несомненно, наше тело заслуживает большего уважения. Оно дано нам Богом, оно разумно и даже премудро устроено. Никакая машина не сравнится с ним в совершенстве. Мы должны ценить наше тело, беречь его здоровье в целости и сохранности, как драгоценный дар Божий! Тело - это не просто жилище нашей души. Его еще называют храмом Духа Святого, потому что наша душа лучшей, высшей своей, духовной частью соединяется с Богом. Когда мы причащаемся, мы принимаем в себя. Самого Христа, под видом хлеба и вина. При этом освящается и наша душа, и наше тело. А осквернить храм Духа Святого - великий грех. Тело оскверняется пренебрежением к чистоте
Для того чтобы человек был вполне здоров, поры не должны засоряться. Если ненужный материал, выходящий через поры, останется на коже, а не будет вовремя смыт с нее водой, то он закроет поры и человек почувствует себя нездоровым. Поэтому-то и нужно, чтобы тело всегда было чистым. Следует как можно чаще мыться, чтобы поры не засорялись и, кроме того, чтобы не причинять неприятностей окружающие
Девочке же, если она не хочет прослыть неряхой, особенно необходимо следить за чистотой своего тела. Чистить зубы утром и вечером, ежедневно мыть уши и шею, а не просто кое-как споласкивать лицо. А еще - руки и ноги. Ногти подстрижены, грязи под ними нет, ладошка мягкая. И не удивительно: ведь руки мы моем с мылом чаще всего. За ногтями тоже нужно ухаживать. Подстригать их щипчиками или маникюрными ножницами, пользоваться пилкой: ею аккуратно обтачивают края.
Если с руками у девочек чаще всего все в порядке, то об уходе за ногами они думают меньше. Ноги обязательно надо мыть ежедневно. Это не только гигиенично, но и очень полезно для здоровья, так как мытье ног прохладной водой - хорошая закаливающая процедура. Кроме того, надо ухаживать за своими пятками. Чтобы она опять стала мягкой, надо удалить затвердевшие частицы.
Так же вредно увлекаться соленым и острым. Острые приправы портят желудок, мешают пищеварению, что от них кожа на лице со временем становится сальной, некрасивой, вскакивают прыщи. Лучший напиток - это чистая вода. Когда мы едим фрукты, то сок их и очень приятен на вкус, и очень полезен для здоровья. Полезен также кефир, чай из трав, ягод шиповника. Из этих трех источников мы получаем достаточно жидкости, и ничего другого нам пить не следовало бы. Обычный чай и кофе могут быть очень вредными, особенно для детей. После крепкого чая или кофе человеку кажется, будто он что-то ел, а на самом деле эти напитки ничего питательного телу не дают и служат только возбуждающими средствами. Возбуждающими называются такие средства, которые действуют на организм, словно бич: после них деятельность тела увеличивается, а силы не прибавляются. Пока дети растут, им особенно нужна питательная пища, потому что в их теле не только заменяются разрушенные клеточки, но и создаются новые. А если дети будут питаться такими веществами, которые не прибавляют материала, необходимого для роста тела, то, конечно, это не принесет им пользы.
Большую ошибку делают родители, если с юных лет прививают своим детям излишние потребности. Гораздо лучше быть господином своего тела, чем подчиняться его прихотям и капризам.
Умственное воспитание.
Воспитание детей в семье необходимым компонентом включает умственное развитие. Первые обращения матери к еще бессловесному младенцу уже закладывают начала умственного воспитания. Дальнейшее обучение речи, рассказывание сказок, чтение книжек, стимулирование и поощрение детской любознательности, ответы на вопросы ребенка, соответствующие разъяснения и т. д. — все это отвечает интересам развития мышления, памяти, внимания, воображения, служит важной задаче подготовки к обучению в школе. Когда же ребенок становится школьником, долг родителей — создать надлежащие условия для его продуктивных занятий, тактично помогать в случае затруднений. И здесь особое значение приобретают неуклонное развитие любознательности и пытливости, самостоятельности мышления, ориентировка на непрерывное образование, приучение к чтению художественной литературы, периодической печи Любознательность - ядро всех познавательных способностей человека. От нее зависит и память, и творческая сила, и интерес к людям. Любознательность – крючья, выставляемые в мир. Чем больше крючьев, тем богаче человек. С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому надо хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать ми Часто кажется, что если ребенка не интересует то, что интересует нас, значит, его ничего не интересует. Опасное заблуждение, интересы ребенка могут сильно отличаться от наших, и мы должны потрудиться душой, чтобы признать их. Иногда интересы и занятия влияют на выбор будущей профессии, главное – не стоит торопить ребенка с выбором. Когда же время подойдет, не позволим чужим людям приставать с вопросами. О будущей профессии следует разговаривать так же осторожно, как о первой любви: это интимнейшее дело
Христиане всех времен согласны были в том, что к женщине идет не столько ученость, сколько благочестие. Почему же так? Потому что путем учености она совершенно уклоняется от своего назначения, хладеет к обычным своим занятиям и привязывается к таким, которые не сообразны с ее положением, ибо требуют свободы и независимости идти путями не своего пола; столько же поступает против природы и здравого смысла. В ученом мире она то же, что красивая бабочка в царстве флоры: та, кружась между группами цветов, упивается бальзамическою их влагою, а сама ее не производит. Если что ученое и выходило из женского кабинета, то это была как бы проба пера, или слабое подражание, но никак не творчество. Честь великих открытий предоставлена мужчине, от которого свет, по закону природы, должна заимствовать женщина. Потому-то в древности девицы всех состояний воспитывались в духе истинно христианском и в евангельской простоте, без всяких видов на ученость. Так почти воспитывались и прочие христианские девицы того времени. Их исключительно учили тому, что составляет прямую потребность домохозяйки и матери семейства; не обременяли головы их, чем не должно; не расточали им похвал, не ласкали чрез меру, не выставляли напоказ публике; устраняли все поводы к тщеславию и высокомерию, следили за каждым их взором, поступью, движениям Стало быть, скажут, женщинам суждено всегда оставаться на низшей степени образования? Напротив. Такое-то настроение и возвышает нравственное их достоинство; им-то и достигается прямая цель их бытия. Многие женщины, гоняясь за внешним просвещением, остались навсегда потерянными для необходимых трудов, домашних занятий и семейных радостей. Выходя замуж, они не могут облегчать своим сочувствием тяжких забот своих супругов; делаясь хозяйками, они не умеют распоряжаться домом; становясь матерями, они не любят попечений, соединенных с обязанностями матери.
Трудовое воспитании
Чрезвычайно ответственное место в системе семейного воспитания принадлежит трудовому воспитанию детей. С раннего возраста ребятишки, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей — не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение ему роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде — все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу.
Девочки являются главными помощниками родителей и 5-7 лет начинают осваивать трудовые навыки по-настоящему. Труд, подвигающий девочку к терпению и смирению себя ради ближнего – это надежнейший фундамент любви и самой женственности. Надо помнить, что труд – понятие нравственное, в отличие от работы, которая может в будущем стать профессией. Взрослой девушке она может принести успех и материальный достаток, но может при этом искалечить её личную жизнь, лишив её главного достояния – женственности. Преодоление праздности для прекрасного пола заключается не в освоении профессий, а именно в заботе: в попечении о младших и помощи старшим членам семьи, в уходе за больными, в утешении обиженных и т. п. Сегодня далеко не все девушки владеют элементарными навыками ведения домашнего хозяйства. И множество взрослых женщин, внешне как будто неплохо устроенных, глубоко страдают от внутренней неудовлетворенности. Они унывают и печалятся, жалуются на жуткую занятость и «замотанность» делами. Но страдают они от недуга праздности. Праздность – недуг не физический, но социальный, моральный, нравственный недуг. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на теперь уже немногочисленных долгожительниц, чье детство и юность прошли до революции или в довоенное время, когда добрые Православные традиции воспитания в России ещё не были утрачены. С каждым годом традиции трудового воспитания прекрасной женственности все более удаляются в прошлое. На смену им спешат педагогические «новшества», разные по форме, а по сути своей одинаково ориентированные на внешний сиюминутный эффект и ориентирующие воспитанниц на некий мнимый успех в будущем. На социальное благополучие, но отнюдь не на подлинное женское счастье.
Половое воспитание.
Половое воспитание – процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека к представителям другого пола.
Цель полового воспитания – сформировать правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности.
Девочка должна быть убеждена в том, что сохранение духовного и физического здоровья не только её личное дело, но также её долг перед обществом, её родными и близкими. На этой основе девушке должны быть привиты убеждения о вреде ранней половой жизни, так как она несет в себе угрозу заражения венерическими заболеваниями, так как для начала половой жизни необходим определенный жизненный опыт, умение разобраться в человеке, что приходит лишь с возраст девственницами и не собираются в будущем изменять супругу даже в мыслях, телефония практически не грозит. Но поскольку в век свобода добрачных связей поощряется уже и общественным мнением, и врачами, то всем девушкам стоит напомнить об этом явлении. За легкомыслием юности у молодых женщин нередко случаются «неприятности» в браке. То рождение ими детей, не похожих ни на папу, ни на маму, то инвалидов, олигофренов (слабоумных, то уродца. Эта проблема возникает вследствие нецеломудренного воспитания, когда в моду входят откровенная нескромность, вызывающая грубость и пошлость.
Наилучшей профилактикой полового разврата является физкультура. Действительно, занятия спортом с раннего возраста несколько затормаживают первые проявления полового развития и тем самым гармонизируют его. Речь должна идти не только об «отведении» сексуальной энергии в русло физической, но прежде всего о создании системы ценностных ориентаций, интересов, увлечений, среди которых сексуальность не должна подавлять и оттеснять всё остальное. И физкультура может сдерживать стремление к ранней сексуальной активности не постольку, поскольку подросток «загружен» ею, а поскольку увлечен. Вместо запретов нужно создать хорошо и убедительно мотивированные рекомендации, исходящие из всего содержания полового воспитания. Запугивания должны уступить место активной постановке проблем, которая побуждает к самостоятельным размышлениям и выводам.
Нравственное воспитание.
Родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются. Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.
Сегодня чрезвычайно важным является восстановление подлинных идеалов русской девушки. Сегодня эта сфера смещена и доведена до абсурда. Идеалы, которые культивирует общественное сознание сегодня следующие. Первый расхожий идеал-девушка как фотомодель. Требуются хорошие внешние данные. Вообще, как бы исходной точкой всего является не сердце или ум, а бедро. Второй идеал, который завоёвывает сегодня огромную популярность, несмотря на очевидную его безнравственность-девушка как блудница. Само это занятие всё менее и менее порицается в обществе. О печальных последствиях этого стиля жизни говорить не приходится. Любому педагогу или психологу они очевидны. И, прежде всего, - это потеря первоосновы, того главного, зачем девочка появляется.