Ирина Кашеварова
Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» на тему: «Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста».
Проблема общения является многогранной и актуальной проблемой современности, которая охватывает широкий круг разных вопросов, научное и практическое решение которых стало общественной необходимостью.
Публикация «Общение мальчиков и девочек в рамках дошкольного возраста» размещена в разделах
В современном российском обществе на первый план выходит проблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности. Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования так же выделяет одну из образовательных областей – социально – коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как приоритетное направление его жизнедеятельности. Современный ребенок стремится к самоутверждению и персонализации себя в обществе, но весьма важно воспитать в нем социально – значимые качества и научить быстро и гибко адаптироваться в социуме, помочь через культуру и способы общения войти в социальную жизнь. Перед дошкольным образованием встают проблемы: не просто организовать социальное развитие дошкольников, а научить детей при вхождении в общество взаимодействовать с другими людьми и между собой.
Из кого же состоит современное общество? Конечно из разных людей, из разных личностей. А эти личности – мужчины и женщины. Мужчины и женщины вырастают из мальчиков и девочек. Это тоже личности, только поменьше ростом. И живут они вместе в своем обществе – в дошкольном учреждении. Как же общение складывается между собой у них?
-3-
1. Чем похожи, а чем отличаются мальчики и девочки.
Обратимся за ответом к поэтам.
***
Быть мамой девчонок, конечно, не то:
Там куклы, посудка, больничка, лото,
Там пышные платья и косы до пят.
Тебе ж подарила судьба пацанят!
Твой дом украшают не вазочки роз,
А киборг-убийца, что сын твой принес,
Найдя его в луже у дома родного,
Почистил, помыл и теперь он как новый.
Нет, это не хлам, и не смей убирать!
Ты хочешь военную базу сломать?
Ты хочешь снести самолетный ангар?
Одумайся, женщина! Это ж кошмар!
Ты в бой поведешь оловянных солдат,
Будь смелой и дерзкой, ни шагу назад!
Так, с фланга зайди, артиллерией бей.
(Не знаешь, что это - спроси сыновей).
Ты выучишь с ними все марки машин,
А станут побольше все виды их шин.
Еще подрастут и тебя просветят,
Как действуют стартер, кардан и домкрат.
Без них ты могла б ничего не узнать
Зачем нужен лобзик? Неужто лобзать?
Тиски нам зачем? Может тискать кого-то?
Подшипник - что это? С шипами чего-то?
ТАК МНОГО ВСЕГО, ЧТО МОГЛО ПРОЙТИ МИМО!
НО ВОТ ОНО СЧАСТЬЕ - БЫТЬ МАМОЮ СЫНА!
-4-
Если был бы я девчонкой.
Эдуард Успенский
Если был бы я девчонкой -
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
"Молодчина ты, сынок!"
Конечно это шутка, в которой есть лишь доля правды. Чем же отличаются друг от друга девочки и мальчики? А может они одинаковые? Ведь все они – дети?
Различия между мальчиками и девочками проявляются очень рано. Уже в утробе матери плод в зависимости от половой принадлежности ведет себя по-разному – мальчики, обычно, более активны. Новорожденные дети отличаются не только строением половых органов. Специфика поведения мальчиков и девочек существует с первых дней жизни.
Девочки в среднем дольше спят. У них ниже, чем у мальчиков, пороги тактильной и болевой чувствительности. Зато у мальчиков лучше мышечное развитие и способность, будучи положенными на живот, удерживать головку. Установлено, что девочки лучше реагируют на сладкое и при подслащивании молока увеличивают активность сосания больше, чем мальчики.
После трех месяцев мальчики и девочки по-разному реагируют на окружающее: мальчики более восприимчивы при визуальном (зрительном) поощрении - активнее реагируют на яркие краски, на движущиеся или новые предметы; девочки лучше воспринимают слуховое поощрение, например,
ласковое проговаривание. В 6 месяцев у девочек сердцебиение замедляется при прослушивании джазовых мелодий, у мальчиков - при восприятии немузыкальных прерывистых звуков.
Первые различия в игровом поведении обнаруживаются примерно в 13 месяцев. В этом возрасте девочки больше времени проводят с матерью, неохотно уходят с рук и чаще возвращаются к ней, тяготеют к пассивным играм. Мальчики более самостоятельны и активны.
Начиная с трехлетнего возраста, все более проявляются различия у мальчиков и девочек в интересах, проявлениях эмоциональности и в поведении.
К четырем годам интересы мальчиков больше склоняются к технике, подвижным и военным играм. Девочки чаще играют небольшими группами, их игры больше связаны с природой и эстетическим оформлением. Девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, а мальчики - на сам ход игры. Мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.
Встретив что-либо новое, мальчики часто задают вопросы типа «Отчего?» или «Почему?». Это означает, что они склонны анализировать, разбираться в явлениях окружающей действительности. Внимание девочек более привлекает манипулирование с конкретными близкими предметами из окружающей обстановки, чем абстрактное суждение о них. Увидев что-либо новое, после вопроса «Что такое?» девочка оценивает предмет словами «красиво» или «некрасиво».
В играх дошкольников проявляется способность к творческой деятельности. Девочки используют все игрушки по их прямому назначению, мальчики одним и тем же предметам могут находить разнообразное и порой самое необычное применение. Стремлением понять суть и природу вещей можно объяснить тот факт, что мальчики ломают игрушки чаще девочек. Эта особенность мужского пола может быть названа преобразующей деятельностью, ее нельзя не учитывать в воспитании мальчиков. Девочки склонны к воспитательно-попечительской деятельности: ухаживать, нянчить,
проявлять заботу, наставлять, поучать. Эти черты ярко проявляются в ролевых играх девочек-дошкольниц, в их интересе к определенным игрушкам (куклы, наборы посуды).
Имеются отличия и в речи представителей разного пола. У девочек преобладают имена существительные и прилагательные. При передаче прочитанного в устном изложении какого-либо события они склонны к подробностям, а в устной речи - к повторению отдельных эпизодов, которые при этом обрастают массой детализирующих мелочей. В связи с тем, что мальчики обычно начинают говорить несколько позже девочек, в их словарном фонде часты междометия, позволяющие восполнять недостающие слова при передаче какого-либо события или явления и отражать их эмоциональное состояние.
Мальчики оптимистичнее, простодушнее и откровеннее девочек. Они всегда «более дети», чем девочки, которые в пять лет уже «женщины». Девочки видят намного больше мальчиков, лучше понимают, что творится в семье, точнее разбираются в людях. Они проявляют скрытность и недоброжелательность к более ярким девочкам и интересуются, во что одеты их подружки.
Мальчики хотят казаться хуже, чем они есть, девочки, напротив, стремятся произвести наилучшее впечатление, буквально преображаясь при посторонних. Девочки очень рано начинают понимать, какими их хотят видеть и чего от них ждут. Они послушнее, «правильнее», приветливее и вежливее. Нарушения дисциплины у девочек более редки, чем у мальчиков, и обычно носят скрытый характер. Девочки чаще склонны обращаться к взрослым с жалобами на мальчиков даже тогда, когда истинными виновниками и зачинщиками нарушения порядка являются сами.
Мальчики уже с 3-6 лет более агрессивны, чем девочки. Поскольку социализация в этом возрасте еще не завершена, различие следует считать врожденным. У девочек преобладает словесная агрессия - они обзывают, кричат, но стараются избегать прямого выражения открытой враждебности. В последние годы возросла агрессивность, как мальчиков, так и девочек которые, подобно мальчикам, стали прибегать к дракам.
У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга». У девочек морфологическое созревание головного мозга, особенно его левого полушария, происходит быстрее, чем у мальчиков. Именно поэтому на ранних стадиях онтогенетического развития девочки в запоминании чисел, решении задач и в выполнении вербальных заданий доминируют над мальчиками. После периода полового созревания картина меняется.
Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности, мальчики долго «раскачиваются». Девочки лучше выполняют задачи типовые, шаблонные. Мальчиков увлекает поисковая деятельность, им лучше чуть-чуть не дообъяснить, натолкнуть на нахождение решения.
В организации образовательного процесса не всегда учитываются психологические особенности мальчиков. Существующие в современном образовании стратегии обучения, формы и методы работы с детьми рассчитаны в большей степени на девочек, ориентированы на женскую модель поведения, так как требуют в первую очередь прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости.
Мальчики более подвижны, непоседливы, непослушны, у них чаще возникают конфликты, поэтому они получают больше дисциплинарных замечаний, отрицательных оценок, их чаще наказывают. По мнению Б. Хартли, более низкие достижения мальчиков в учебе, чем у девочек, частые нарушения дисциплины, объясняются тем, что роль «настоящей женщины» и «хорошей ученицы» не противоречат друг другу, в то время как роль «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» во многом не совпадают. Это противоречие объясняет отрицательное отношение к учению мальчиков, где, по их мнению, нет места для проявления мужских качеств.
Существует различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается, для девочек - кто их оценивает и как. Мальчиков интересует суть оценки (какой момент деятельности оценивается, девочки более заинтересованы в эмоциональном общении с взрослыми, для них важно, какое они произвели впечатление.
Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки, как положительные, так и отрицательные. Мальчики реагируют избирательно, и только на значимые для них оценки. Мальчик обязательно должен понять, чем конкретно недоволен педагог. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу. Необходимо объяснить ситуацию точно и кратко. На замечание «ты плохой» мальчик не может отреагировать - он дезориентирован.
Девочкам нельзя сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит им осознать, что именно плохо и что надо изменить. Поэтому в оценке следует соблюдать принцип - прежде чем ругать за результат, надо похвалить за старание.
Давать оценку деятельности следует разными словами. Слово «молодец» более эмоционально значимо для мальчиков. Девочкам следует давать другие положительные оценки, имеющие более сильный эмоциональный компонент, например «умница» и т. д.
2. Как «уживаются» мальчики и девочки в одном коллективе?
Конечно девочки и мальчики очень разные. Как же они «уживаются» в одном коллективе между собой? Ссорятся или дружат? Радуются друг другу или нет? Во что играют?
Взаимоотношения детей дошкольного возраста — это и отношения мальчиков и девочек. Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с тем как
воспринимает себя ребенок, мальчиком или девочкой, он выбирает для себя и соответствующие игровые роли.
Перед игрой дети помнят кто они, мальчики или девочки. Мальчики в игре, подражая мужчинам, стараются быть представителем мужской профессии: летчиком, космонавтом, шофером, офицером и др., они стараются совершать мужские поступки.
Девочки же, подражая женщинам, берут на себя роль мамы, воспитателя, врача, продавца и др. При этом у них в игровых сюжетах отражаются типично женские поступки и характеры.
А в ходе самой игры они часто об этом забывают и общаются просто, как сверстники.
Чаще всего в общении между дошкольниками прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности:
- дети группируются по полу;
- возникает общность интересов;
-появляется специфическое чувство «МЫ» : «Мы — мальчики» или «Мы — девочки». В соответствии с этим возникает «солидарность» мальчиков (девочек, а в образовавшихся однополых группах у детей развивается способность видеть себя глазами товарищей. Разные роли девочек и мальчиков в играх объединяют детей и способствуют нормальному психо-сексуальному развитию мальчиков и девочек.
3. Проблемы формирования дружбы между мальчиками и девочками. Роль воспитателя в решении этой проблемы.
Формирование дружбы между детьми разного пола – одна из важнейших задач этой проблемы. Но в современном детском саду в основном осуществляется бесполое воспитание. Упускаются из виду учёт определённой специфики в развитии мальчиков и девочек. Специфические черты не формируются, часто забывается, что сегодняшний мальчик – будущий мужчина, защитник Родины, опора в семье, а девочка – заботливая мать, жена, хранительница домашнего очага. Подобные факты имеют социальные корни. В настоящее время в нашем обществе получило распространённое явление маскулинизации женщины, т. е. преобладание у неё типично мужских черт характера, а как следствие – снижение милосердия, сострадания; бескорыстной помощи. Дети в основном дают положительные оценки представителям своего пола, чем другого. Девочки получают значительно больше положительных оценок и меньше отрицательных по сравнению с мальчиками. Важным средством формирования дружбы между детьми разного пола является творческая игра, в которой особенно ярко проявляется половая дифференциация. Экспериментальные данные показывают, что дети, в качестве партнёров предпочитают сверстников своего пола, особенно в старшем возрасте (только 7-10 % контактов с детьми противоположного пола). Разобщённость
мальчиков и девочек в игре в основном определяется разной направленностью их игровых интересов (со стороны девочек проявляется интерес к бытовым игрушкам, у мальчиков – спортивным и строительным). Девочки часто играют в изоляции от мальчиков, почти без их участия на такие темы, как «Парикмахерская», «Магазин», «Ателье», «Детский сад». В этих играх главными являются «женские» роли, занимаемые девочками, а второстепенные роли редко привлекают мальчиков. К их любимым играм относятся действия с машинами, технической игрушкой, со строительным материалом, а также на темы: «Госпиталь», «Теплоход», «Поезд», «Космонавты», «Милиция». В совместных игах характер детских взаимоотношений различен.
Некоторые мальчики всегда доброжелательны к противоположному полу, уступают, играют как с равными, стараются помочь. Другие - могут относиться к девочкам по-разному, в зависимости от ролей. 10% мальчиков конфликтуют, часто обижают, что, скорее всего, объясняется их индивидуальными особенностями, уровнем воспитания. У девочек отношение к мальчикам в совместной игре другое. Одни всегда - доброжелательны. Другие - в основном доброжелательны, но любят приказывать, требуют подчинения, обижаются, когда их желания не выполняются. Кто то может относиться по разному, в зависимости от распределения ролей. Есть девчонки, которые всегда конфликтуют (нервничают, ворчат, стремятся только к главным ролям). В результате подобного анализа можно сделать вывод, что именно девочки больше нуждаются в соответствующей воспитательной работе, в формировании положительного стойкого отношения к детям противоположного пола. Они более критичны к мальчикам, более требовательны и менее снисходительны. Общими условиями воспитания дружбы между мальчиками и девочками являются : организация совместных игр; специальный подбор игр, в которых бы дошкольники упражнялись в добрых отношениях друг другу; целенаправленная работа с родителями в этом направлении.
Необходимо подобрать детскую художественную литературу, повествующей о дружбе. Прежде всего русские народные сказки. К литературным произведениям на реалистическую тематику отнесены: «Подарок»
С. Баруздина, «Рассказы о детях», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Котёнок» Л. Толстого, «Нехорошая история» Е. Серовой, «Самое страшное» Е. Пермяка
(где девочки отказались играть с грубым, высокомерным мальчиком) и т. д. Необходимо определить соответствующие правила поведения детей, добиваться их понимания и уяснения: «Обидеть девочку недостойно мужчины», «Настоящий мужчина никогда не боится признать, что виноват», «Девочка должна помогать мальчикам, заботиться о них», «Женщину украшает доброта и аккуратность». Искусству - быть мужчиной и женщиной учат пословицы, поговорки, мудрые народные заповеди, которые могут использоваться в работе с детьми. Вопросы формирования дружбы между детьми противоположного пола требуют серьёзной разработки. Это – проблема государственной важности. При условии успешного её решения дети будут воспитаны на чувствах взаимной любви, честности и социальной ответственности.
4. Из опыта работы.
А) Игра.
В моей группе 21 девочка и 9 мальчиков. Возраст – 6лет, подготовительная к школе группа. Как ни странно, но девочки – это девочки, а мальчишки – натуральные мальчишки. Девочки разбиваются в игре на маленькие группы или на пары, а мальчишки играют все вместе. Вероятно потому, что их мало. Мальчики много двигаются, или играют в строительные игры, но обязательно по всей группе. Часто мешают девчонкам, овладевая пространством. Девочки «возникают», мальчики – уступают.
Часто мальчики и девочки играют вместе, но это обязательно подвижные игры: пятнашки, прятки, подражания мультяшным героям, игры в пиратов и даже в «полицию», или «войну».
В спокойные с\р игры, такие как «Школа», «Магазин», «Больница», девочки играют одни. Мальчишек там нет.
Б) Общение в режимных моментах.
• Мальчики уступают место девочкам у раковины, или место на стуле, но только после напоминания взрослого.
• Мальчики с большим желанием выбирают себе пару среди девочек, например при выходе на прогулку, а девочки нет. Предпочитают «подружку».
• Девочки любят яркие ножницы и передники, а мальчишки стесняются розовых предметов и блестящих карандашей.
• Мальчики не очень стараются в танце с девчонкой. Кланяются и провожают девочку на место, только после напоминания взрослого.
• Если случайно, мальчик грубо задел девочку в игре, он сразу просит прощения и пугается, особенно, если девочка заплакала.
• Не все мальчики любят и умеют «дежурить» в процессе приема пищи, но очень любят готовить столы к продуктивной деятельности. Девочки все делают охотнее и помогают товарищу - мальчику.
• Мальчишки стесняются, если девочка за ними ухаживает.
• В туалете, я не замечала, что бы дети проявляли друг к другу интерес.
• В «дни рождения» и мальчики, и девочки, с удовольствием говорят друг другу разные пожелания.
• Если ребенок долго отсутствовал в группе ( например: отпуск у родителей, все дети, и мальчики, и девочки очень радуются друг другу.
• На занятиях мальчишки предпочитают сесть все вместе, как – то объединиться. Приходится делать акцент: «сели: мальчик-девочка». Не обижаются – выполняют.
• Наблюдаю, что мальчики и девочки симпатизируют друг другу. Редко, но услышать можно: «Я люблю Захара»…Такая «любовь» больше прослеживалась в старшей группе, чем в подготовительной.
• Мальчик маленького роста, как правило, в пару выбирает высокую девочку.
• Никто никогда не обзывал друг друга «толстяком» или «толстухой».
• Девочки больше подстраиваются под игры мальчиков, если они вместе играют.
Дети в моей группе очень добрые, вероятно они любимы нами взрослыми и родителями. Конфликтов между детьми практически нет, и тем более между мальчиками и девочками.
В) Высказывания мальчиков и девочек друг о друге. Разговор «по душам» с подгруппой девочек и с одним мальчиком.
Воспитатель (я) : «Девочки, в нашей группе есть дружба между мальчиками и вами девочками?»
-13-
Настя (6,4) : «Я думаю, что некоторые между собой дружат, а некоторые
нет, я дружу со всеми».
Соня (6,8) : «Не все дружат, а я со многими дружу, у меня полно друзей – мальчишек, даже которых вы не знаете».
Милена (6,5) : «А я н дружу с нашими мальчиками, потому что люблю Антошку, вы его не знаете, ему 10 лет».
Воспитатель: «Во что в любите с ними играть?»
Настя (6,4) : «На улице, в догонялки. Еще люблю с мальчиками просто разговаривать, особенно с Захаром».
Воспитатель: «Почему именно с Захаром?»
Настя (6,4) : «Да он маленького размера, ну т. е роста и он хороший».
Соня (6,8) : «Я люблю с ними играть в морской бой».
Присоединилась к разговору еще одна Настя (6,3) : «А я люблю только Диму, и ни с кем больше н хочу дружить».
Воспитатель: «Почему только Диму?»
Настя (6,3) : «Он мне помогает кровать заправлять и один раз подарил цветок, только не настоящий».
К нам подошел Максим(6,1).
Воспитатель: «А ты, Максим, как думаешь, в нашей группе мальчики и девочки дружат?»
Максим(6,1) : «Не знаю».
Воспитатель: «А ты во что бы с девочками поиграл?»
Максим(6,1) : «В догонялки».
Воспитатель: «А тебя девочки берут в игру?»
Максим(6,1) : «Нет, не берут. Да мне Настя нравится, он высокая красивая и быстро бегает».
Заключение.
Конечно, в дореволюционной России, девочки и мальчики воспитывались отдельными учителями, разными методами, в разных помещениях. И в этом была своя правда.
Да, они совсем не похожи друг на друга, и учителя им необходимы разные, и игры, и развивающая среда. Но наш современный мир слишком уж «современный». Культура очень разнообразная, технический прогресс развивается со скорость света. Родители, да и педагоги живут со словами «давай быстрей». Все второпях. Где уж нам задуматься над гендерным воспитанием? Женщины становятся сильнее, мужчины слабее, во всех смыслах. Матери чаще воспитывают детей одни. Трудно разобраться, как правильно воспитывать мальчиков, а как девочек. Все как -будто перемешалось, перепуталось.
Я думаю, что если мужчины и женщины, девочки и мальчики, не будут друг друга поддерживать в нашем мире, все пропадем.
Пусть девчонки и мальчишки растут вместе. А что будет дальше – время покажет. Но нам педагогам, да и родителям, нельзя забывать, кто есть кто.
Литература:
1. Бочарава Ю. Ю. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования КГПУ им. В. П. Астафьева, «Психолог в детском саду».
2. Доронова Т. Н. «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду», - М 2009
3. Пол или гендер? (Девочки налево, мальчики направо) // Обруч, 2009 г. №3
4. Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. №5
5. Мальчики и девочки : две половинки? // Обруч, 1998г. №6
Опыт работы. Интернет – ресурсы.