Получи документы

Создание условий в групповой ячейке и на участке ДОУ для реализации регионального компонента

Елена Омельченко
Создание условий в групповой ячейке и на участке ДОУ для реализации регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В. А. Сухомлинский.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»

«Конвенция о правах ребенка», статья 29

Публикация «Создание условий в групповой ячейке и на участке ДОУ для реализации регионального компонента» размещена в разделах

В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной части и формируемый участниками. Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.

Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; физическая направленность деятельности региона; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе. Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия :

- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

- создание культурно-развивающей среды ДОУ;

- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Наша цель: формировать первоначальные представления у дошкольников об особенностях родного города.

Задачи, которые стоят перед нами:

- знакомить детей с особенностями и традициями района;

- формировать представления о родном районе: истории, улицах, профессиях;

- знакомить с именами знаменитых земляков;

- формировать знания о живой и неживой природе района;

- заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

• использование программ и технологий по краеведению;

комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

• учет специфики организации и построения педагогического процесса;

• использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий :

Создание культурно-развивающей среды в ДОУ;

Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;

Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Начиная работу по региональному компоненту, педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т. п.)

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.

Поддержка со стороны родителей имеет большое значение. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним.

Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

определяет свою социальную роль;

имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом; развивает самостоятельность, творчество, инициативность.

Вывод:

- реализация регионального компонента в дошкольном учреждении, построенная в системе, будет способствовать достижению следующих целевых ориентиров ФГОС ДО:

ребенок овладевает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников Наличие собственного инновационного педагогического опыта «Использование регионального компонента в формировании патриотических чувств дошкольников».

«Кафе «Шоколадница». Сказка с использованием регионального компонента «Кафе шоколадница» Действующие лица: Ведущий – взрослый Лиса – взрослый Сорока- ребенок Еж - ребенок Мышка- ребенок Лягушка- ребенок Зайка.

Педсовет-деловая игра с педагогами ДОУ «Создание условий в группе и на участке для развития двигательной активности» Тема: «Создание условий в группе и на участке для развития двигательной активности Приглашаем поиграть И проблемы порешать. Что-то вспомнить,.

Перспективно-тематический план по реализации регионального компонента Уважаемые коллеги, всем здравствуйте! Ранее Вашему вниманию был представлен долгосрочный проект по реализации регионального компонента по.

Программа по реализации регионального компонента «Родной Ставропольский край»Программа по реализации регионального компонента «Родной Ставропольский край» Составители - разработчики Программы: Шкомлотова Т. В. – старший воспитатель МДОУ «ДС №16» Дьякова Т. В. - воспитатель МДОУ «ДС №16» ЦЕЛЕВОЙ.

Реализация регионального компонента посредством проектной деятельности Реализация регионального компонента посредством проектной деятельностиАктуальность Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому.

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС Уважаемые коллеги! В рамках проекта " Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС" я сшила карельский костюм для куклы. Прошлое.

Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ Реализация регионального компонента в образовательном процессе в ДОУ. 2. Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано.

Фотоотчет «Семинар «Реализация регионального компонента в ДОУ»Фотоотчет «Семинар «Реализация регионального компонента в ДОУ» Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались,.

Создание условий на участке ДОУ для организации и проведения игр спортивной направленности в старшей группе (отчет)Создание условий на участке ДОУ для организации и проведения игр спортивной направленности в старшей группе (отчет) Федеральные государственные образовательные стандарты и программа дошкольной образовательной организации ставят перед нами, воспитателями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий в групповой ячейке и на участке ДОУ для реализации регионального компонента
Опубликовано: 5 мая 2019 в 16:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий в групповой ячейке и на участке ДОУ для реализации регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Елена Омельченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД