Кашкарова Елена Георгиевна
Развивающая предметно пространственная среда в системе реализации регионального компонента в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Малая Родина, малая Родина, Наша весна и любовь,
Горечь рябины и сладость смородины,
Осени хмурая бровь.
Сколько бы ни было читано - пройдено Лет, километров и строк,
С нами всегда наша малая Родина — Наш благодатный исток.
В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014 г. Федерального государственного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС ДОосновная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей - обязательной части и формируемой участниками образовательных отношений. Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осу-ществлять нравственно-патриотическое воспитание дошкольников к историческому наследию.
Публикация «Развивающая предметно пространственная среда в системе реализации регионального компонента в ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Рабочей группой педагогов МБДОУ «Крепыш» по внедрению ФГОС ДО разработана программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с этнической культурой народов Республики Саха (Якутия)». Программа заверена экспертным советом 20.04.2015 и является нормативно-правовым документом ДОУ. Программа спроектирована с учетом ФГОС ДО, особенностей ОУ, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.
Реализация данной программы приводит в систему работу по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию. Программа снабжена методическими разработками.
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно-патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни о своем Отечестве. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия - воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордиться ею. И прежде всего необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины - с того места, где родился и живешь Если ребенок знает историю своей малой Родины, интересуется он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в ней событии, то он вырастет настоящим патриотом, не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Цель программы: Формирование системы этнокультурного представления у детей 4-7 лет, воспитание духовно-нравственной личности дошкольника, основанной на материальной и духовной культуре коренных народов, проживающих в Республике Саха (Якутия).
Задачи:
-Создать условия для реализации регионального компонента.
- Создать предметно- развивающее пространство для реализации задач программы.
- Приобщать детей к истокам и традициям народов, проживающих в Республике Саха (Якутия).
- Формировать умение реализовывать свои творческие способности в поисковой и исследовательской деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к культурно-историческому наследию народов нашей Республики.
- Организовать тесное сотрудничество с семьями воспитанников в процессе реализации программы.
Программа включает в себя четыре раздела: «Устное народное творчество»,
«Культура и быт народов Республики Саха (Якутия)»; «Орнаментальное искусство»; «Игры народов Республики Саха (Якутия).
«Знать - значит любить». Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит, и чувство гордости за свою малую Родину помогут ребенку правильно распоряжаться владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколении.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много,
поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость
которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, та в настоящее время выходит достаточно много методической
литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Видимо эго закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Эта любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности от окружающего мира, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек. Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
В ДОУ региональный компонент внедряется с 2015 учебного года. Задачи четырех разделов программы «Устное народное творчество», «Культура и быт народов Республики Саха (Якутия)», «Орнаментальное искусство», «Игры народов Республики Саха (Якутия)» интегрируются с образовательными областями основной программой, реализуемой ДОУ «От рождения до школы». В совместной деятельности педагоги - дети - родители были подготовлены и проведены мероприятия. При подготовке мероприятий учитывались возрастные особенности дошкольников, использовались
различные виды деятельности (совместная, самостоятельная, продуктивная и др.)
Восторг у воспитанников ДОУ вызвало «Виртуальное путешествие по природному парку. Ленские столбы». Дети отправились в увлекательное путешествие на теплоходе, преодолевая различные преграды. Неожиданной была встреча с шаманом. Шаман совершил обряд кормления духа огня. «Осуохай» - якутский круговой танец завершил встречу. В финале путешествия все посетили «Сувенирную лавку», где приобрели сувениры на память об увлекательном путешествии. В мероприятии приняли участие родители, в роли шамана выступил папа воспитанника ДОУ. Радостное событие в ДОУ — открытие уголка «Малой Родины» на прогулочном участке—совпал с якутским праздником «Байанай», духа хозяина природы, покровителя охотников. Охотники всегда во время промысла проводят обряд ублажения Байаная и строго соблюдают правила поведения в тайге. Теперь и наши воспитанники, побывав в гостях у Байаная, будут знать и соблюдать эти правила. Главную роль на празднике сыграл воспитанник подготовительной группы - Романчук Кирилл. Стало традицией встречать лето праздником «Ыссыах», олицетворяющим собой встречу лета, пробуждение природы, возрождения природы, сопровождаемым обрядом молений, обильным угощением, кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.
Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания детей. Особое значение имеют национальные подвижные игры, развивающие основные двигательные навыки, положительно влияющие на формирование здоровья подрастающего человека. Веселая подвижная игра - это наше детство. Они созданы народом, так же, как и сказки, и песни. Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью художественного и физического воспитании. Не менее значительна роль народной игры и в умственном воспитании ребенка. Во время показа и объяснения движения, согласно правилам игры, завязываются отношения между детьми, воспринимаются новые понятия, связываются словарные обозначения непосредственно с движениями. В каждой игре ребенок узнает что то новое, расширяет свои знания. Большое значение народные игры имеют и для нравственном воспитании ребенка. В процессе проведения якутских национальных игр на занятиях у педагога имеется возможность дать представление о животном мире, национальных видах спорта. В национальных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками
сильнее», «Волокушка», «Глухарь», «Бег по-медвежьи», «Важенка и оленята», Звери и птицы», «Полярная сова и евражки», «Куропатки и охотники», «Ручейки и –озера».
Воспитанникам «Крепыша» по душе пришлись игры. Опыт работы инструктора по физической культуре ДОУ И. В. Татарниковой в проведении национальных игр был представлен в рамках республиканских курсов повышения квалификации воспитателей ДОУ под руководством научного руководителя НЛ. Лебедевой.
В дни «Олонхо» состоялась постановка якутской сказки «Камень счастья»Воспитатель ДОУ Е. Н. Попова приняла участие в районном конкурсе методических разработок и заняла первое место в номинации: «Мой край родной»
Алданский краеведческий музей и ДОУ «Крепыш» являются социальными партнерами. Дети, родители и педагоги - частые посетители музея. Музейные экспозиции знакомят с историей, культурой, бытом, традициями народов республики.
Педагоги ДОУ ведут работу над созданием мини-музея (картинная галерея) и виртуального музея «художники-живописцы». Что позволяет не только изучать основы информационно-коммуникативных технологий, но и пополнять свои знания о малой родине на краеведческом материале.
Главным природным богатством Якутии являются многочисленные полезные, залегающие в ее недрах. Помочь познакомиться с полезными ископаемыми их географическим местоположением в Якутии, Алданском районе дошкольникам помогают дидактические игры, разработанные педагогами ДОУ Т. Н. Энгель, Е. Н. Осенчугова. Одна из них была представлена на районном конкурсе дидактических пособий, посвященном Году экологии, и в номинации «Лучшее дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста» признана лучшей.
В дни проведения национального дня здоровья педагоги представили разнообразные авторские игры по ЗОЖ. Родители показали мастер-класс «Секреты приготовления блюд национальной кухни», на котором семьи воспитанников поделились опытом в приготовлении блюд. Был организован конкурс мини-плакатов «Секреты здоровья моей семьи».
Воспитание подрастающего поколения исторически осуществлялось в процессе приобщения к национальным сокровищам: языку, песне, сказке и др. В своей совокупности - это та основа, которая формирует гражданские чувства подрастающего поколения и сегодня. Дети - наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить малую Родину.
Вся работа, проводимая нами по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребенка прекрасного чувства толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребенок будет любить их по-настоящему, ценить свой край если мы, педагоги, научим его этому.