Нелли Ашотовна Паветко
О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах
(презентация опыта работы)
Подготовила
музыкальный руководитель МБДОУ № 1
Паветко Н. А
Слайд №2
Публикация «О развитии творческих способностей в процессе игры на детских шумовых инструментах (презентация опыта работы)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Шумовые музыкальные инструменты - это самое интересное и привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Внешняя привлекательность и необычность инструментов - главное, что определяет интерес к ним. Они просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста.
Слайд №3
Применение детских шумовых музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности. Развивать творческие музыкальные способности детей необходимо как можно раньше, так как творчество активно влияет на развитие музыкального мышления детей, помогает осознанно воспринимать музыку, а затем более внимательно относится к своему исполнению. Доказано, что творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает успешно усваивать знания и развивать умения и навыки, а также активизировать малоактивных и мало эмоциональных детей, которые внешне себя не проявляют.
Слайд №4
За время своей работы над этой темой, у меня сформировались методы знакомства с шумовыми инструментами адаптированные для детей раннего возраста.
На начальном этапе необходимо познакомить детей с шумовыми инструментами : трещотками, погремушками, колокольчиками, палочками. Поскольку все инструменты как-то шумят, то для удобства их различия во время работы с ними, малышам легче называть их по внешнему признаку, то есть учитывать из какого материала они сделаны: мешочки, бутылочки… На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучанием инструментов, заинтересовать их.
Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, нужно показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу.
Наличие стольких громких игрушек подразумевает обучение детей не только умению извлекать звук в нужный момент, регулировать динамику звучания, но и умение вовремя останавливаться, соблюдать тишину, чтобы услышать объяснения педагога. И для малышей это является особо трудной задачей.
Слайд №5
Чтобы облегчить понятие правил, мне помогают такие методы:
1. погремушечка «спит» - дети держат игрушку одной рукой, кладут её на колени и «укрывают» другой рукой.
2. колокольчик - зажимают в кулачке
3. палочки, ложки и трещотка - не «трогают» друг друга.
При регулярной работе с шумовыми инструментами у детей раннего возраста для организации и создании рабочей атмосферы (сюда входит первоначальное знакомство с шумелками и умение детей выполнять просьбы воспитателя, а так же спокойная обстановка на занятии, в среднем уходит не более двух месяцев.
Слайд №6
Немаловажное значение имеет организация занятий, предварительная подготовка, оборудование. Нельзя пренебрегать безопасностью самодельных инструментов. Дети раннего возраста имеют потребность попробовать всё на «зуб», поэтому все «шумелки» должны соответствовать нормам безопасности : никаких мелких деталей, откручивающихся крышек (которые дают доступ к наполнителям, а это может быть горох, пуговицы, бусины и. т. д.) и никаких отрывающихся наклеек. Исключением являются игрушки-шумелки, предназначенные конкретно для показа педагогом. Они отличаются большим размером, сложным, трудоёмким методом оформления. Такие инструменты малышам в руки не дают. Не нужно стремится к большому количеству вариантов «шумелок», главное, чтобы они отличались друг от друга не только внешним видом, но и звуком, а так же способом извлечения из них звука.
Слайд №7
За время работы у меня образовалось несколько самых востребованных и удобных в обращении инструментов :
1. «колокольчик» - горлышко от маленькой пластиковой бутылочки с закреплённым внутри колокольчиком.
2. «шуршунчик»- тканевый мешочек (размером 6 на 12 см.) с наполнителем из шуршащей бумаги.
3. «гремелочка»- коробочка из шоколадного яйца, наполненная пуговицами. Резинка проходит через коробочку. Длина петли должна подходить для одевания игрушки как на туфелек ребёнка и для ладошки.
4. «бутылочка» - бутылочка из под йогурта с крышкой. Внутри горох.
5. «трещётка» - деревянная дощечка(12 на 20 см.) с набитыми на неё брусочками.
6. деревянные палочки, деревянные ложки.
Безусловно, количество инструментов должно быть по количеству детей. Удобней всего детям располагаться сидя по кругу на ковре: хороший обзор, свобода движений и быстрый доступ к инструментам.
Слайд №8
Для показа методов извлечения звука можно использовать любую танцевальную мелодию («полянка», «ах вы сени», «как у наших у ворот», где на каждую часть меняется способ озвучивания.
Игровой упражнение «Зайка-растеряйка» (шумовые инструменты по количеству детей, зайка би-ба-бо за ширмой)
Зайчик: Здравствуйте, детишки, вот и я, зайчишка
Очень к вам я торопился, вас порадовать хотел,
Только со своим подарком с горки кубарем слетел.
Все игрушки перепутал, а в коробке тарарам
Помогите мне детишки всё разложить по местам!
Зайчик прячется за ширмой и звучит каким-нибудь инструментом, дети по слуху его определяют и находят у себя такой же. В конце игры под музыку зайка пляшет, а дети подыгрывают на любом инструменте.
Слайд № 9
Очень любят дети музыкальные шумовые инструменты изготовленные своими руками. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Шумовые детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Слайд №10
Шумовые инструменты несложно изготовить и это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями. Мы проводим выставки музыкальных инструментов, изготовленных из бросового материала педагогами и родителями, которые помогают включать родителей в работу по музыкальному воспитанию детей, заинтересовать их тем, что происходит в детском саду, организовывать совместные досуги, развлечения, что очень сближает детей и родителей.
Самодельных инструментов у нас много. Шумовые инструменты имеются в музыкальном уголке каждой группы, и это позволяет мне периодически менять их на занятиях, чтобы сохранить для детей новизну и свежесть восприятия. Я с уверенностью могу сказать, что инструменты из бросового материала – яркие и интересные – отлично воздействуют на эмоциональный тонус дошкольников, и я глубоко убеждена в эффективности их использования: игра на музыкальных шумовых инструментах дает большой простор для развития фантазии и творческой активности детей дошкольников, чем дети и наслаждаются в свободные часы досуга.
Слайд №11
По результатам своей работы, обучая детей игре на самодельных шумовых музыкальных инструментах, я заметила, что у них улучшается качество выполнения музыкально - ритмических движений (четче воспроизводят ритм). У детей проявляется песенное, танцевальное, игровое, музыкальное творчество. Дети с удовольствием проявляют творчество при музицировании на самодельных музыкальных инструментах. Для многих детей игра помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Дети проявляют активный интерес и желание заниматься музыкой.