Бирюкова Наталья
Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
Игра на детских музыкальных инструментах – это практический вид детской музыкальной деятельности, который входит в детское исполнительство и является одним из средств музыкального воспитания и развития детей. Детям, начиная с дошкольного возраста, свойственно сочинительство и фантазирование в любой деятельности, в том числе, и в музыкальной. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности. Развивать творческие музыкальные способности детей необходимо как можно раньше, так как творчество активно влияет на развитие музыкального мышления детей, помогает осознанно воспринимать музыку, а затем более внимательно относится к своему исполнению. Доказано, что творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает успешно усваивать знания и развивать умения и навыки, а также активизировать малоактивных и малоэмоциональных детей, которые внешне себя не проявляют.
Публикация «Развитие музыкальных творческих способностей детей в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
Использование в работе самодельных инструментов из природного и «бросового» материала раскрепощают замкнутых детей. Благодаря игре на этих инструментах дети раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельны, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
В связи с этим особое внимание в своей работе я уделяю игре на самодельных музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
В работе по данному направлению я ставлю следующие задачи:
1. Развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в ходе игры на инструментах.
2. Создать благоприятные условия для развития музыкальных и творческих способностей детей в наиболее сензитивный период их развития.
3. Расширять кругозор детей через знакомство и совместное создание собственными руками новых самодельных инструментов.
Придерживаюсь таких принципов: - доступности и системности, - гибкости и вариативности, - недопустимость упреков и порицаний, - создание игровых ситуаций, направленный на успех каждого ребенка, - гуманно – личностный подход к каждому ребенку.
На первом году обучения ставлю следующие задачи:
- познакомить с новыми самодельными инструментами. - закрепить знания детей о музыкальных игрушках и инструментах. - побуждать к творческим импровизациям в соответствии с заданным содержанием.
На втором году обучения следующие задачи:
- научить детей различным приемам звукоизвлечения. - познакомить с самодельными инструментами из бересты. Воспитывать любовь и интерес к коми музыке. - формировать умение подыграть простейший ритмический рисунок на самодельном барабане, шуршалке, гремелке. - поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах персонажей сказок.
На третьем году обучения:
- учить исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. - закреплять у детей навыки совместной игры в оркестре, развивать чувство ансамбля (браслетики из пуговиц, ключики на вешалке, инструменты из бересты). - развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. - воспитывать доброжелательное отношение детей к друг другу.
Как музыкальный руководитель, я понимаю актуальность этой темы и уделяю этому вопросу большое внимание. Работу по обучению детей игре на самодельных музыкальных инструментах я стараюсь проводить организованно и последовательно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Знакомство с инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми. Применяю разнообразные методические приемы: использование музыкально-дидактических игр; показ иллюстраций, игрушек; слушание музыки в аудиозаписи; словесные приемы (указание, пояснение, объяснение, художественное слово) и т. д. При закреплении знаний детей о самодельных музыкальных инструментах я использую творческие индивидуальные задания. Задание с использованием шумелки, гремелки, барабана, игрушки из бересты: ребенок передает ритмически рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Ма-ша – два удара, Ка-ри-на – три удара). Игра доставляет малышам много радости, они с большим желанием выполняют такие несложные задания. Дети учатся различать звуки по тембру, реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки. В нашем детском саду систематически совместно с родителями изготавливаются самодельные инструменты из бересты, из «бросового материала» - коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылки, пуговицы, пустые пластиковые ведерки из-под майонеза, «киндер-сюрпризы», ключи, вешалки. Так появились прекрасные музыкальные инструменты, которые так необходимы для самостоятельной музыкальной деятельности. Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование. С помощью использования самодельных инструментов могут быть реализованы много задач по творческому музицированию и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, мы открываем перед детьми прекрасный мир звуков, способствующих развитию психических процессов (внимание, ощущение, память, мышление, восприятие, воображение ит. д., развиваем стремление к сотворчеству, обогащая внутренний мир каждого ребенка. Созданные руками детей необычные музыкальные игрушки-инструменты также находят применение в музыкальных уголках групп. По результатам своей работы, обучая детей игре на самодельных музыкальных инструментах, я заметила, что у них улучшается качество выполнения музыкально - ритмических движений (четче воспроизводят ритм). У детей проявляется песенное, танцевальное, игровое, музыкальное творчество. Дети с удовольствием проявляют творчество при музицировании на самодельных музыкальных инструментах. Для многих детей игра помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Проводя обследования детей по «Диагностике развития музыкальных способностей и показателей музыкальной деятельности дошкольников» Уточкиной Е. Ю., по разделу «музицирование на детских музыкальных инструментах», выявлена положительная динамика музыкального воспитания детей, развития музыкальных и творческих способностей, дети могут выбрать и составить шумовой аккомпанемент к звучащему музыкальному произведению для сопровождения, простучать свое имя. Дети проявляют активный интерес и желание заниматься музыкой.
Игра на детских музыкальных инструментах – это практический вид детской музыкальной деятельности, который входит в детское исполнительство и является одним из средств музыкального воспитания и развития детей. Детям, начиная с дошкольного возраста, свойственно сочинительство и фантазирование в любой деятельности, в том числе, и в музыкальной. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности. Развивать творческие музыкальные способности детей необходимо как можно раньше, так как творчество активно влияет на развитие музыкального мышления детей, помогает осознанно воспринимать музыку, а затем более внимательно относится к своему исполнению. Доказано, что творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает успешно усваивать знания и развивать умения и навыки, а также активизировать малоактивных и малоэмоциональных детей, которые внешне себя не проявляют.
Использование в работе самодельных инструментов из природного и «бросового» материала раскрепощают замкнутых детей. Благодаря игре на этих инструментах дети раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельны, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
В связи с этим особое внимание в своей работе я уделяю игре на самодельных музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
В работе по данному направлению я ставлю следующие задачи:
1. Развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в ходе игры на инструментах.
2. Создать благоприятные условия для развития музыкальных и творческих способностей детей в наиболее сензитивный период их развития.
3. Расширять кругозор детей через знакомство и совместное создание собственными руками новых самодельных инструментов.
Придерживаюсь таких принципов: - доступности и системности, - гибкости и вариативности, - недопустимость упреков и порицаний, - создание игровых ситуаций, направленный на успех каждого ребенка, - гуманно – личностный подход к каждому ребенку.
На первом году обучения ставлю следующие задачи:
- познакомить с новыми самодельными инструментами. - закрепить знания детей о музыкальных игрушках и инструментах. - побуждать к творческим импровизациям в соответствии с заданным содержанием.
На втором году обучения следующие задачи:
- научить детей различным приемам звукоизвлечения. - познакомить с самодельными инструментами из бересты. Воспитывать любовь и интерес к коми музыке. - формировать умение подыграть простейший ритмический рисунок на самодельном барабане, шуршалке, гремелке. - поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах персонажей сказок.
На третьем году обучения:
- учить исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. - закреплять у детей навыки совместной игры в оркестре, развивать чувство ансамбля (браслетики из пуговиц, ключики на вешалке, инструменты из бересты). - развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. - воспитывать доброжелательное отношение детей к друг другу.
Как музыкальный руководитель, я понимаю актуальность этой темы и уделяю этому вопросу большое внимание. Работу по обучению детей игре на самодельных музыкальных инструментах я стараюсь проводить организованно и последовательно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Знакомство с инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми. Применяю разнообразные методические приемы: использование музыкально-дидактических игр; показ иллюстраций, игрушек; слушание музыки в аудиозаписи; словесные приемы (указание, пояснение, объяснение, художественное слово) и т. д. При закреплении знаний детей о самодельных музыкальных инструментах я использую творческие индивидуальные задания. Задание с использованием шумелки, гремелки, барабана, игрушки из бересты: ребенок передает ритмически рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Ма-ша – два удара, Ка-ри-на – три удара). Игра доставляет малышам много радости, они с большим желанием выполняют такие несложные задания. Дети учатся различать звуки по тембру, реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки. В нашем детском саду систематически совместно с родителями изготавливаются самодельные инструменты из бересты, из «бросового материала» - коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылки, пуговицы, пустые пластиковые ведерки из-под майонеза, «киндер-сюрпризы», ключи, вешалки. Так появились прекрасные музыкальные инструменты, которые так необходимы для самостоятельной музыкальной деятельности. Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование. С помощью использования самодельных инструментов могут быть реализованы много задач по творческому музицированию и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, мы открываем перед детьми прекрасный мир звуков, способствующих развитию психических процессов (внимание, ощущение, память, мышление, восприятие, воображение ит. д., развиваем стремление к сотворчеству, обогащая внутренний мир каждого ребенка. Созданные руками детей необычные музыкальные игрушки-инструменты также находят применение в музыкальных уголках групп. По результатам своей работы, обучая детей игре на самодельных музыкальных инструментах, я заметила, что у них улучшается качество выполнения музыкально - ритмических движений (четче воспроизводят ритм). У детей проявляется песенное, танцевальное, игровое, музыкальное творчество. Дети с удовольствием проявляют творчество при музицировании на самодельных музыкальных инструментах. Для многих детей игра помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Проводя обследования детей по «Диагностике развития музыкальных способностей и показателей музыкальной деятельности дошкольников» Уточкиной Е. Ю., по разделу «музицирование на детских музыкальных инструментах», выявлена положительная динамика музыкального воспитания детей, развития музыкальных и творческих способностей, дети могут выбрать и составить шумовой аккомпанемент к звучащему музыкальному произведению для сопровождения, простучать свое имя. Дети проявляют активный интерес и желание заниматься музыкой.
Игра на детских музыкальных инструментах – это практический вид детской музыкальной деятельности, который входит в детское исполнительство и является одним из средств музыкального воспитания и развития детей. Детям, начиная с дошкольного возраста, свойственно сочинительство и фантазирование в любой деятельности, в том числе, и в музыкальной. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности. Развивать творческие музыкальные способности детей необходимо как можно раньше, так как творчество активно влияет на развитие музыкального мышления детей, помогает осознанно воспринимать музыку, а затем более внимательно относится к своему исполнению. Доказано, что творческие задания активизируют музыкальные способности детей, что помогает успешно усваивать знания и развивать умения и навыки, а также активизировать малоактивных и малоэмоциональных детей, которые внешне себя не проявляют.
Использование в работе самодельных инструментов из природного и «бросового» материала раскрепощают замкнутых детей. Благодаря игре на этих инструментах дети раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельны, могут выступать перед большим количеством людей, активно принимают участие во всех видах деятельности.
В связи с этим особое внимание в своей работе я уделяю игре на самодельных музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.
В работе по данному направлению я ставлю следующие задачи:
1. Развивать интерес к эстетической стороне действительности, потребность детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в ходе игры на инструментах.
2. Создать благоприятные условия для развития музыкальных и творческих способностей детей в наиболее сензитивный период их развития.
3. Расширять кругозор детей через знакомство и совместное создание собственными руками новых самодельных инструментов.
Придерживаюсь таких принципов: - доступности и системности, - гибкости и вариативности, - недопустимость упреков и порицаний, - создание игровых ситуаций, направленный на успех каждого ребенка, - гуманно – личностный подход к каждому ребенку.
На первом году обучения ставлю следующие задачи:
- познакомить с новыми самодельными инструментами. - закрепить знания детей о музыкальных игрушках и инструментах. - побуждать к творческим импровизациям в соответствии с заданным содержанием.
На втором году обучения следующие задачи:
- научить детей различным приемам звукоизвлечения. - познакомить с самодельными инструментами из бересты. Воспитывать любовь и интерес к коми музыке. - формировать умение подыграть простейший ритмический рисунок на самодельном барабане, шуршалке, гремелке. - поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах персонажей сказок.
На третьем году обучения:
- учить исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. - закреплять у детей навыки совместной игры в оркестре, развивать чувство ансамбля (браслетики из пуговиц, ключики на вешалке, инструменты из бересты). - развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. - воспитывать доброжелательное отношение детей к друг другу.
Как музыкальный руководитель, я понимаю актуальность этой темы и уделяю этому вопросу большое внимание. Работу по обучению детей игре на самодельных музыкальных инструментах я стараюсь проводить организованно и последовательно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Знакомство с инструментами осуществляю как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы с детьми. Применяю разнообразные методические приемы: использование музыкально-дидактических игр; показ иллюстраций, игрушек; слушание музыки в аудиозаписи; словесные приемы (указание, пояснение, объяснение, художественное слово) и т. д. При закреплении знаний детей о самодельных музыкальных инструментах я использую творческие индивидуальные задания. Задание с использованием шумелки, гремелки, барабана, игрушки из бересты: ребенок передает ритмически рисунок своего имени с одновременным его проговариванием (Ма-ша – два удара, Ка-ри-на – три удара). Игра доставляет малышам много радости, они с большим желанием выполняют такие несложные задания. Дети учатся различать звуки по тембру, реагируют на тихое и громкое звучание, самостоятельно выполняют упражнения, связанные с двухчастной формой музыки. В нашем детском саду систематически совместно с родителями изготавливаются самодельные инструменты из бересты, из «бросового материала» - коробочки, баночки, крышки, пластиковые бутылки, пуговицы, пустые пластиковые ведерки из-под майонеза, «киндер-сюрпризы», ключи, вешалки. Так появились прекрасные музыкальные инструменты, которые так необходимы для самостоятельной музыкальной деятельности. Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное инсценирование. С помощью использования самодельных инструментов могут быть реализованы много задач по творческому музицированию и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Создавая детский оркестр из самодельных инструментов, мы открываем перед детьми прекрасный мир звуков, способствующих развитию психических процессов (внимание, ощущение, память, мышление, восприятие, воображение ит. д., развиваем стремление к сотворчеству, обогащая внутренний мир каждого ребенка. Созданные руками детей необычные музыкальные игрушки-инструменты также находят применение в музыкальных уголках групп. По результатам своей работы, обучая детей игре на самодельных музыкальных инструментах, я заметила, что у них улучшается качество выполнения музыкально - ритмических движений (четче воспроизводят ритм). У детей проявляется песенное, танцевальное, игровое, музыкальное творчество. Дети с удовольствием проявляют творчество при музицировании на самодельных музыкальных инструментах. Для многих детей игра помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми. Проводя обследования детей по разделу «музицирование на детских музыкальных инструментах», выявлена положительная динамика музыкального воспитания детей, развития музыкальных и творческих способностей, дети могут выбрать и составить шумовой аккомпанемент к звучащему музыкальному произведению для сопровождения, простучать свое имя. Дети проявляют активный интерес и желание заниматься музыкой.