МААМ-картинки

Презентация «Интегрированный подход в развитии художественно-творческих способностей детей»

ольга зубенко
Презентация «Интегрированный подход в развитии художественно-творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Презентация Тема : «Интегрированный подход в развитии художественно – творческих способностей детей»

Проблема интеграции важна и современна. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, согласно, Федерального государственного образовательного стандарта – принцип интеграции образовательных областей. Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.

Публикация «Презентация „Интегрированный подход в развитии художественно-творческих способностей детей“» размещена в разделах

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Однако практический аспект реализации задачи развития художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов. Одним из подходов в развитии художественно-творческих способностей детей является интегрированный подход. Интегрированный подход к учению все больше осознается как актуальная потребность современного образования. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяют вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. При интеграции образовательные области взаимодействуют, но в то же время остаются самостоятельными и равноправными по содержанию и структуре. Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира. Исследования и практика показывают, что эффективным путем реализации воспитательных функций является выдвижение общих учебно- воспитательных проблем и их последовательное решение в системе взаимосвязанной деятельности детей по различным направлениям. Интеграция в дошкольном образовании позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному комплексному изучению.

Интеграция образовательных областей, с учетом возрастных особенностей дошкольников, дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное обучение, способствовать воспитанию эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению проблем.

Принцип интеграции является инновационным и обязывает дошкольные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного продукта, обеспечивающего формирование интегративных качеств личности ребенка-дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.

Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я. А. Коменского. «Все, и самое большое, и самое малое – так должно быть приложено между собой и соединено, чтобы образовать единое целое». Каменский писал, что предмет будет усвоен, если ему будет положено прочное основание, если это основание будет заложено глубоко, если всё, допускающее различие, будет различно самым точным образом, а всё, имеющее взаимную связь, постоянно будет соединяться.

Что же такое интеграция? Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции, однако обозначилось как педагогическое явление сравнительно недавно, в 90-х гг. XX века.

Понятие об интеграции разработано в сфере фундаментальных наук, но на современном этапе развития науки и образования достаточно широко используется и в педагогических науках. В Новом энциклопедическом словаре термин «интеграция» произошел от латинского и означает- «восстановление», «восполнение», «целый».

Интеграция – это процесс координирования и объединения частей в целое.

Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ – интегрированные занятия. Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности, объединенных одним сюжетом. Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Интегрированное занятие отличается использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

В связи с введением в действие ФГОС интеграция является самым значительным инновационным движением в образовании.

Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли.

Большой плюс интегрированных занятий и в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

1. Способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

2. у детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

3. переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

4. интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;

5. такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;

6. интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

Используя в практической деятельности интегрированный подход педагоги сталкиваются с рядом противоречий:

-между традиционными и нетрадиционными методами обучения изобразительной деятельности;

-между одновременной информационной загруженностью и бедностью индивидуального эмоционально-интеллектуального опыта детей;

-между необходимостью развития креативности ребенка и стереотипами и неразвитостью креативности у самого педагога.

Для разрешения данных противоречий можно выделить оптимальные условия для организации работы:

1. Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.

2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.

3. Познание мира должно носить наглядный характер.

4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

Цель и задачи стоящие перед интегрированными занятиями можно видеть на слайде.

Цель состоит в том, чтобы научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки и живописи;

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- повышать эффективность художественно-эстетического воспитания;

- побуждать интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке;

- формировать умения использовать накопленный опыт для действий в определенной ситуации;

- научить выделять главное из общего потока информации.

В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме взаимосвязи видов детской деятельности с позиций комплексного и интегрированного подходов. Так, Т. С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. Необходимость реализации принципа интеграции в дошкольном образовании заключена в самой природе мышления, диктуется законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Использование интеграции в дошкольном образовании объясняется, прежде всего, биологическим феноменом, который характеризуется интенсивным созреванием организма и формированием психики: происходит быстрое физическое развитие.

В основе интегрированного подхода лежат принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию:

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

В основе интегрированного подхода лежат принципы педагогического воздействия на воображение и творческое мышление:

-принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора);

-принцип открытости (предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения);

-принцип деятельности (в любое творческое задание включаю практическую деятельность);

-принцип обратной связи (регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих);

-принцип идеальности (творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности).

Существуют следующие эффективные методы и приемы при интегрированном подходе к организации работы, которые вы видите на слайде.

Постановка проблемных вопросов и ситуаций обостряет мыслительную деятельность, учит аргументировано рассуждать, самостоятельно добывать знания, устанавливать причинно-следственные связи, подводит к самостоятельным выводам и умозаключениям, становится залогом развития познавательных интересов, выражающихся в активном поиске разрешения проблемы, догадке, готовности к решению задачи; в эмоциональных проявлениях: удивлении, чувстве ожидания нового, радости успеху; в волевых усилиях. Проблемные вопросы стимулируют появление своего рода совместных с педагогом открытий. Они направляют активность ребенка, его мысль и деятельность на решение таких задач, которые без сотрудничества со взрослым не были бы предметом его внимания и осознания. Для развития

речевой и познавательной активности детей им даются задания : «докажи», «объясни», «как ты узнал?». Ребенок приучается к тому, что об одном и том же предмете или явлении можно спросить по-разному. Если ребенок не участвует в диалоге, то целесообразно применение приема «Я начну, а ты продолжи». Это дает возможность педагогу направлять речевую коммуникацию детей, определяя ее структуру и последовательность выстраивания. Ребенок включается в своего рода сотворчество со взрослым, поскольку ему предлагается закончить начатое взрослым высказывание. Для ребенка задания такого характера интересны потому, что, во-первых, они воспринимаются им как игра и способствуют непринужденности и активности, а, во-вторых, начатая педагогом фраза облегчает ему задачу, служит речевым эталоном, по аналогии с которым дошкольник выстраивает собственную речевую коммуникацию.

Интегрированное занятие может иметь следующую структуру:

1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения.

2. Основная часть. Детям даются новые знания, параллельно идёт работа по обогащению и активации словаря, обучению связной речи.

3. В заключительной части детям предлагается практическая работа на закрепление полученной информации.

Планируя интегрированное занятие педагог должен предъявлять к структуре занятия требования, которые вы видите на слайде.

Планируя в своей работе проведение интегрированных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

• выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;

• выявить связи между подобными элементами знаний;

• изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;

• учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;

• планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;

• смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;

• выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.)

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия. На экране.

• сложность отбора учебного материала;

• подробное структурирование занятия;

• проблема личной совместимости педагогов;

• общий подход к оценке знаний и умений детей;

• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогические возможности интегрированного занятия

1. Формирование в единстве знаний и умений

2. Коммуникативность умений

3. Повышение интереса к учению

4. Снятие напряженности, страха, неуверенности

Интеграция может проходить по следующим направлениям (посмотрите на слайде). На интегрированных занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным.

Залогом успешного развития художественно-творческих способностей детей являются :

1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком.

2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться.

3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности.

И в заключении хочется отметить,

что проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого — выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Цель: «Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы,.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования (презентация) Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая.

Деятельностный подход в развитии творческих способностей Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Творчество – это процесс, который может включаться.

Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста Мозаика Детям.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности .

Презентация «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 1 слайд «Интегрированный подход в процессе формирования математических представлений у дошкольников» 2 слайд «Ведь от того, как заложены.

Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей»Проект: «Использование развивающих игровых технологий в развитии познавательной активности и творческих способностей детей» Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. А. Сухомлинский Цель:Гармоничное развитие как познавательных, так и.

Презентация к проекту «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии» 1 слайд\ обложка Проект: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами хореографии» Танцевальный кружок «Солнышко».

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изображения природы «Творчество - там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что - то новое, какой бы ни казалось это новое по сравнению.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Интегрированный подход в развитии художественно-творческих способностей детей»
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 14:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Интегрированный подход в развитии художественно-творческих способностей детей»» (включая файлы) размещена пользователем ольга зубенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД