Светлана Маринеску
Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей (из опыта работы
Выдающиеся зарубежные ученые и отечественные педагоги в области дошкольной педагогики справедливо считают, что сенсорное воспитание является одним из основных сторон дошкольного воспитания. Наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие.
Публикация «Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей (из опыта работы)» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное воспитания – это целенаправленное совершенствование и развитие у детей раннего и дошкольного возраста сенсорных процессов (ощущения, восприятия, представления). Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.
Учитывая актуальность данного вопроса, я приняла решение максимально активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в своей группе.
Для успешного формирование сенсорных представлений у детей, придерживаюсь следующих принципов:
• Принцип систематичности и последовательности – у детей взаимосвязано формируются представления, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочного усвоенного к новому.
• Принцип деятельного подхода – в процессе обучения большое внимание уделяю поддержанию интереса к выполнению практических действий, путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.
•Принцип активности – придерживаясь данного принципа, я предоставляю детям высокую степень самостоятельности и инициативы.
• Принцип логического мышления – в игровой форме дети учатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы в достижении поставленной цели.
• Принцип наглядности – предназначен для связи зрительного восприятия с мышлением. Я считаю, что наглядность облегчает выполнение дидактических заданий и упражнений, развивает интерес к дидактическим играм, ускоряет формирование сенсорных представлений.
Сенсорное воспитание осуществляю через различные формы работы :
•организованно - образовательную деятельность;
• игры – экспериментирования;
• проектную деятельность;
• художественное творчество;
• наблюдение;
• дидактические игры.
Каждая из форм вносит большой вклад в развитие сенсорных способностей детей. Но поработав с детьми, и обнаружив некоторые проблемы в данном направлении, обозначив место и значение дидактической игры в развитии детей, я решила остановиться на теме «Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей»
Целью моей работы стало : формирование у сенсорной культуры детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве).
В своё м исследовании выдвигаю следующую гипотезу: если при построении работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста опираться на дидактические игры, то процесс развития сенсорных способностей таких детей будет протекать более успешно.
Термин «дидактические» от греч. - «Поучение». Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они созданы в целях воспитания и обучения детей, но для играющих детей воспитательно – образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций и представляющих собой основу обучения. В научной литературе игры детей дошкольного и младшего школьного возраста принято называть дидактическими или познавательными.
Важное значение в дидактической игре имеют правила. Правила являются организующим элементом игры: они определяют, что и как надо делать по ходу той или иной игры, а также указывают путь к достижению цели. Без заранее установленных правил игровое действие развертывается стихийно и дидактические задачи могут остаться невыполненными.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие: оно стимулирует детскую активность и вызывает у детей чувство удовлетворения.
Решение дидактической задачи также происходит в игровой форме; внимание ребенка направлено на игровые действия и уже в процессе игры он выполняет обучающую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактической игре процесс обучения становится более занимательным, в простой и увлекательной форме дети овладевают новыми знаниями и умениями.
Таким образом, игровое действие создает у детей интерес к дидактической задаче, поэтому, чем интереснее игровое действие, тем успешнее дети решают дидактическую задачу.
Играя с детьми, соблюдаю методику проведения дидактических игр : объявляю названия игры и расположение ее участников, порядок использования игрового материала; объясняю ход игры (игровое задание); показываю, как выполнить то, или иное действие; подвожу итоги игры с объявлением победителя. В ходе игры оцениваю действия детей для проверки правильности выполненного задания, для поощрения усилий и достижений ребёнка.
Для достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:
- изучить и проанализировать проблему сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
- изучение динамики уровня сенсорного развития детей;
- познакомить детей с дидактическими играми;
- подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей посредством дидактических игр;
- развивать у детей сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление);
- формировать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- учить способам обследования предметов;
-взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Для того чтобы реализовать поставленные задачи я изучила большое количество литературы, методических пособий и современных публикаций по сенсорному развитию детей дошкольного возраста, провела анализ перечня средств обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования в группе, обеспечивающих развитие сенсорных эталонов у детей.
В подтверждение выдвинутой гипотезы подобрала дидактические игры и упражнения для сенсорного развития дошкольников, с помощью которых провела диагностическое исследование. Данное исследование помогло выявить уровень осведомлённости детей группы о цвете, форме, величине предметов.
Использую следующие виды дидактических игр, которые отличаются по характеру используемого материала:
1. Игры с предметами
2. Настольно – печатные
3. Словесные игры
Игры и упражнения с предметами:
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов использую игрушки и реальные предметы, произведения декоративно – прикладного искусства, объекты природы: овощи, фрукты, шишки, листья, семена. Когда дети играют в такие игры, то основными их действиями становятся: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д. Эти игры развивают цвета, величины, формы. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Использую следующую классификацию:
• направленные на развитие тактильных ощущений : «Чудесный мешочек», «Найди на ощупь», «Узнай фигуру», «Бусы», «Шнуровки»
• направленные на развитие понятия формы : «Подбери по форме», «Найди предмет такой же формы», «Из каких фигур состоит», «Подбери заплатку», «Построим комнату для куколки»
• направленные на развитие понятия величины : «Подбери чашки к блюдцам», «Собери пирамидку», «Башня», «Узкая и широкая дорожка»,
• направленные на закрепление цвета: «Собери полянку», «Собери неваляшку», «Подбери к дереву листочки», «Подбери по цвету (носочки, бантики) ,«Лабиринт», «Разноцветные колечки», «Беги ко мне».
Наиболее эффективным пособием в развитии сенсорных способностей детей являются логические блоки Дьенеша.
Настольно – печатные: Настольно-печатные игры разнообразны по содержа-нию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточняться расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики. Детям нравится игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Предлагаю игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых, например, игра с рукавичками «Найди пару». Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу, например, найти две картинки среди предметов, отличающихся друг от друга формой, особенностями окраски.
Привлекательна для детей игра «Лото», в которой требуется к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика-лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цвет и формы», «Мы считаем», «Сказки» и др.
В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др. ;
3. Словесные игры Из словесных игр использую игры с потешками, прибаутками и загадками. Такие игры доступны детям благодаря образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию к детскому опыту. Кроме речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
В своём опыте по сенсорному воспитанию детей использую такие виды дидактических игр :
1. Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с
игрушками и предметами (подбирать, складывать и раскладывать,
вставлять, нанизывать и т. д.).
2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к
неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и
нахождению.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей
неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».
4. Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается
в изображении различных жизненных ситуаций.
5. Игры - соревнования: «Кто быстрее», «Кто первый», «Кто
больше».
6. Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку)
или его свойства (цвет).
Большая часть игр и упражнений построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой, это дает возможность использовать их во время образовательной деятельности. Отдельные игры типа лото провожу вне занятий, в свободной деятельности детей. В зависимости от уровня сенсорного развития детей заменяю отдельные игры и упражнения другими аналогичными.
Опираясь на выдвинутую гипотезу, и используя различные дидактические игры, мною было проведено исследование по выявлению уровня сенсорного развития у детей в группе. Были получены следующие результаты:
№п. п. ФИО ребёнка Уровень сенсорного развития
1. Максим Б. низкий
2. Полина В. низкий
3. Егор В. низкий
4. Ева Г. средний
5. Алина З. средний
6. Оля К. средний
7. Катя Д. высокий
8. Анита К. низкий
9. Арсений К. низкий
10. Денис. К. низкий
11. Соня М. низкий
12. Алина П. средний
13. Ева Р. средний
14. Лиза С. низкий
15. Вероника С. средний
16. Настя С. низкий
17. Дима С. низкий
18. Соня С. низкий
19. Герман Т. средний
20. Костя Я. низкий
21. Соня М. средний
Таким образом, мы видим, что на начальном периоде исследования в группе было:
• 57% детей с низким уровнем сенсорного развития
• 38% детей – со средним уровнем
• 5% детей – с высоким уровнем развития.
Результаты исследования показали, что у детей слабо развиты сенсорные представления о форме предметов, не все дети знают и умеют различать основные цвета, не умеют различать предметы по свойствам и принадлежностям.
После проведения серии дидактических игр с детьми мы получили следующие
результаты:
№ п. п. ФИО ребёнка Уровень сенсорного развития
1. Максим Б. средний
2. Полина В. средний
3. Егор В. средний
4. Ева Г. высокий
5. Алина З. средний
6. Оля К. высокий
7. Катя Д. высокий
8. Анита К. средний
9. Арсений К. средний
10. Денис. К. средний
11. Соня М. средний
12. Алина П. высокий
13. Ева Р. высокий
14. Лиза С. средний
15. Вероника С. высокий
16. Настя С. средний
17. Дима С. средний
18. Соня С. средний
19. Герман Т. высокий
20. Костя Я. средний
21. Соня М. средний
Результаты исследования показали следующее:
• 67% детей со средним уровнем сенсорного развития
• 33% детей с высоким уровнем сенсорного развития
Так же мы видим, что детей с низким уровнем сенсорного развития в группе не стало.
Таким образом, после проведения серии дидактических игр мы видим положительную динамику сенсорного развития детей группы.
Для успешной организации сенсорного развития детей создана предметно - развивающая среда. При оборудовании игровой зоны с дидактическими играми активное участие приняли родители. Вместе с родителями продумали, как создать необходимые комфортные условия для детей в сенсорной зоне, где поместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; как обеспечить удобное место для игр. В самостоятельной деятельности в сенсорном уголке, мною были поставлены следующие задачи:
1. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;
2. развить способность детей действовать самостоятельность;
3. формировать навыки бережного отношения к играм;
В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь. Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов, причем все четыре цвета залог каждой игры. Работу с детьми в сенсорном уголке провожу в основном индивидуально или подгруппой состоящей из 2-3 детей. Подборка игр разнообразна: на узнавание, называние и закрепление цвета, группировку однородных и разнородных предметов по цвету, форме, величине, закрепление величины предметов, геометрических форм, сравнение предметов по цвету, форме и величине.
Считаю, что все игры, сделанные своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры, которые я использую в свободной деятельности с детьми, я систематически вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания сенсорного опыта детей, я заметила, что дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.
Мной было изготовлены дидактические пособия :
«Умная коробочка»» Цель: развивать у детей сенсорные способности : учить различать цвета, фигуры; развивать логическое мышление и мелкую моторику.
«Ленточки заблудились» Цель: учить сравнивать предметы по длине и обозна-чать результат сравнения словами «длинный - короткий», «длиннее - короче»
«Разноцветный ёжик» Цель: учить детей отличать и называть цвета; самостоятельно выкладывать геометрические фигуры, называть их;
«Не ошибись» Цель: учить детей чередовать бусины по цвету в предложенном порядке; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимательность и усидчивость.
«Весёлые прищепки» Цель: формировать у детей цветовое восприятие; развивать мелкую моторику рук и щипковый хват, который позволяет поддерживать мышечный тонус пальцев; способствовать формированию образного мышления и воображения.
«Куколки» Цель: закреплять умение различать контрастные предметы по размеру, используя при этом слова «большой», «маленький», обозначать результат сравнения словами «больше – меньше», учить находить сходства и различия признаков предмета.
«Помоги Маше заштопать платье» Цель: закрепить умения находить геометрическую фигуру определенного размера.
Игровой стол «Помоги фигурам попасть домой» Цель: формировать представления о пространстве, использовать понятия «вперёд – назад», «влево – вправо».
Моя работа по сенсорному воспитанию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между мной и родителями создались доброжелательные, партнёрские отношения, благодаря чему успешно проводилась плодотворная работа :
• провела для родителей целенаправленную работу по сенсорному воспитанию : родительское собрание «Роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей»»
• с участием родителей оформила выставку литературы по сенсорному воспитанию детей;
• провела анкетирование на выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников;
• проводила индивидуальные беседы с родителями по вопросам развития сенсорных способностей;
• в родительском уголке регулярно обновляла папки – передвижки: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»; «Что такое сенсорные эталоны?» «Развиваем сенсорику дома»; «Картотека сенсорных дидактических игр»
• побудила родителей самостоятельно изготовить дидактические игры;
Заключение Анализ проведенной экспериментальной работы показал, что проведенная система дидактических игр дает хорошие результаты. В группе из 21 детей младшего дошкольного возраста в результате проведенных мероприятий по сенсорному развитию уровень данного качества детей повысился. Таким образом, мной доказана гипотеза исследования, что постоянное вовлечение ребёнка в специально организованную дидактическую игру стимулирует его сенсорное развитие, а сама дидактическая игра является эффективным средством развития сенсорных представлений у детей дошкольного возраста. Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания младшего дошкольного возраста являются дидактические игры. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, расширить его кругозор, а так же выполняют функцию – контроль над состоянием сенсорного развития детей. Но только в том случае, если использовать её в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Играя, ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи: описывает предметы, группирует по различным свойствам и признакам, отгадывает предметы и действия по описанию, придумывает рассказы. Дети учатся находить ответ, догадываться, сравнивать, делать правильный вывод, используя имеющиеся у них знания и опыт. Именно в игре проявляют сообразительность и способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.
Литература:
1. Аванесова. Дидактические игры для дошкольников. - М., Просвещение, 1982.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., Просвещение. 1978.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991.
4. Никитин, Б. П. Развивающие игры. - М., 1994.
5. А. И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»
6. Журналы: «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»
7. Козлова С. А., Куликова Т, А. Дошкольная педагогика. – М., 2000г.
8. Воспитание сенсорной культуре ребенка// под ред. Л. А. Венгер. М., 1988г.
.