Ирина Горшкова
Развитие самостоятельности у детей средней группы в сюжетно-ролевой игре
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие самостоятельности у детей средней группы
в сюжетно-ролевой игре
«…в игре же дитя. - зреющий человек-
пробует свои силы и сам распоряжается
своими созданиями».
К. Д. Ушинский
Выполнила: воспитатель
МДОУ Д/C №45 Горшкова И. В.
Публикация «Развитие самостоятельности у детей средней группы в сюжетно-ролевой игре» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Характерным для игр, особенно сюжетно-ролевых, является наличие двух видов отношений между детьми: воображаемых, соответствующих сюжету, роли, и реальных отношений участников совместной игры. Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра.
Например если в прошлом году в младшей группе мы играли в такие игры как «накормим кукол», «Зайка заболел», «Автобус» и. т. д. Где сюжет игр был один и предлагался воспитателем. То в средней группе в одну игру включаем два три сюжета И обсуждаем вместе с детьми «В гости к бабушке» Выбираются персонажи бабушка, внуки, (На каком транспорте поедим, значит водитель, (какие гостинцы берём)Нужен продавец. (В каком наряде) и. т. д. Персонажи выбираются как по желанию детей так и с читалочкой.
Для того, чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, мы с детьми предварительно с ними знакомимся. Конечно, при организации игры и в ходе ее от взрослых и сверстников могут быть получены дополнительные сведения. Однако главное здесь не количество сведений, получаемых ребенком, а качество их усвоения. То, что пропущено через игру, дети воспринимают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации. Например «магазин» есть покупатель, есть продавец.
В процессе игры дети берут на себя различные роли, как бы замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях, и их действия. Они постигают суть отношений между людьми.
Игра - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Я стараюсь, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
В формировании игры я выделяю три основных этапа:
1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями; Что было в младшей группе.
В средней группе мы подошли ко второму и третьему этапу это:
2)усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);
3)усвоение способов построения сюжета.
На первом этапе я, руководя игрой, делала особый акцент на игровом действии, выделяла его и через него включала ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе передавала детям способы ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, постепенно формировала у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе учились строить сюжет игры. Для ее решения организовываю такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед нами стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».
Чтобы помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого я стараюсь соблюдать принципы организации сюжетной игры в группе и привлекаю родителей.
Первый принцип, заключается в том, что для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, я играю вместе с ними и советую родителям играть вместе с детьми. (готовя обед, поиграть с ребёнком в «повара»)
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в игру, является сам характер поведения взрослого. Общаясь с детьми на занятиях, в различные режимные моменты, занимаю позицию учителя, т. е. требую, задаю, оцениваю. Такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми я меняю её на позицию «играющего партнера», чтобы ребенок чувствовал себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.
Из этого следует второй принцип организации сюжетной игры : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.
Третий принцип организации сюжетной игры : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Я думаю сформированное в средней группе умение свободно выполнять такие игровые роли позволит в дальнейшем подойти нам к следующему этапу развития игровой деятельности — совместному самостоятельному построению детьми целостного сюжета игры.
Если в младшей группе сюжет развертывался мной в основном во время совместной с детьми игры, то в средней группе дети учатся играть по его предварительному описанию. В процессе подготовки к игре сюжет обсуждается, вместе с детьми выбираем персонажей, раскрываем их взаимодействие.
Большое значение для руководства самостоятельной игрой детей имеет правильный подбор игрового материала и игрушек. В этом большую помощь получаем от родителей.
Чтобы формировать у детей умения придумывать игру, строить сюжет читаем литературные произведения.
Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию, интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используем строительный материал, готовые детали игрушек (например, руль). При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети четырех лет сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
Нередко, создавая игровую обстановку, дети берут столы, стулья, скамейки, находящиеся в групповой комнате. Использование этих предметов помогает развитию детских коллективных игр (таких, как «Детский сад», «Театр», «Поезд» и др., так как позволяет обозначить и сконструировать большое игровое пространство. Я стараюсь не запрещать по мере возможности использовать для игры настоящую мебель, объясняя, что нужно бережно обращаться с нею, не ломать, после игры убирать все на место.
Обсуждая с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуацию, в которой он оказался, цель и т. д., в дальнейшем уменьшаю свой вклад в игру. Даю возможность самостоятельности для детей.