Баринова Елена Ивановна
Нравственное воспитание дошкольников посредством театрализации произведений русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством театрализации произведений русского фольклора
Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной в связи с заметным ухудшением нравственного и духовного состояния подрастающего поколения, которое проявляется в искажениях нравственного сознания, эмоциональной, волевой и социальной незрелости детей. Россия в настоящее время переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников посредством театрализации произведений русского фольклора» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Именно поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа.
В нашем детском саду на базе Основной образовательной программа программы, реализуется парциальная программа Маханевой, Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры», которая помогает нам в решении задач по воспитанию творчески развитой и духовно богатой личности посредством устного народного творчества.
Изучение и последующая театрализация русского фольклора способствует эффективному использованию народного опыта в духовно – нравственном воспитании дошкольников. Цель и задачи нашей работы вы видите на слайде.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников связано с подготовкой и показом инсценировок по произведениям малых форм фольклора, а именно:
- колыбельных песен– они своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у детей чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
- потешек, которые вводят ребенка в мир, учат его жить, понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо»
- сказок - из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Они развивают нравственные качества : доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
- пословиц и поговорок, которые оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются.
- русских народных песен, которые обладает огромной художественно-воспитательной ценностью : формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь народными выражениями.
Остановлюсь подробнее на каждой задаче
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей матери, семье, дому
Выбор сказки, народной и авторской как средства воспитания у детей любви к маме не случаен. Ежедневное повторение взрослым, «что такое хорошо и что такое плохо», не трогает детскую душу, ему сложно справиться со своим эгоизмом. Но обратившись к сказке, прочувствовав поступки героев на эмоциональном уровне, ребенок сначала с помощью взрослого, а позже самостоятельно может соотнести свое поведение с поведением героев. Так, после инсценировки сказки «Волк и семеро козлят» в беседе дети отметили, что смысл в том,что надо маму слушаться,она плохого не посоветует. Ещё в том,что не надо верить льстивым речам.
Сказки не только учат слушаться родителей, но и старших братьев и сестер. Проживая тревогу и страх за жизнь маленького брата в сказке «Гуси-лебеди» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», дети с осознали особую роль послушания младших детей более старшим, с теплотой воспринимали заботу о себе в многодетных семьях.
При воспитании любви и уважения к матери большую роль сыграло разучивание и последующее исполнение русских народных колыбельных песен. Я говорила детям о том, что в древней Руси колыбельную понимали, как заговор, оберег, молитва матери о благополучии своего малыша.
Обращала внимание на то, что колыбельные создавались отдельно для мальчиков и девочек. В них перечисляются качества, которые будут полезны ребенку. Мальчику быть сильным, смелым, выносливым, а девочке — красивой, ласковой, отзывчивой
В ходе театрализации колыбельных песен девочки брали на себя роль мамы, укачивали в колыбельке малыша, а папы- мальчики в это время занимались ремеслом. Предлагаю вашему вниманию видеоролик с исполнением старинной колыбельной.
- воспитание дружелюбных отношений
Пословицы о дружбе, театрализация
Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить,
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми;
В ОДО стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей, сотрудников и родителей. Необходимо отметить, важность привлечения родителей, так как поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, родители тем самым способствуют расширению детского опыта, духовно-нравственному воспитанию детей. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для воспитания будущей духовно развитой личности.
Именно благодаря театрализации р н фольклора, осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий, что помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.