Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством малых форм устного народного творчества»

Мира Чуяко
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством малых форм устного народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через малые формы устного народного творчества».

Публикация «Консультация для педагогов „Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством малых форм устного народного творчества“» размещена в разделах

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – одна из наиболее актуальных проблем педагогики. Такие понятия, как «честь» и «совесть», «любовь к окружающему» и «любовь к Родине», «красота», закладываются в сознании ребенка в раннем детстве. Способствуют этому, с одной стороны, забота матери, а с другой – целенаправленная работа педагогов детского дошкольного учреждения. Для решения поставленной задачи педагоги должны на всех видах НОД использовать с дошкольниками детский фольклор и различные его жанры.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Видимо, именно поэтому, современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется своеобразным кризисом личности, который проявляется как кризис ее духовности, нравственности, возникший вследствие утраты духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание – в узком смысле слова – это воспитание духа, привитие духовных качеств личности, а в широком смысле слова – эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, архитектуру и т. д.

В устном народном творчестве сохранились особенные черты адыгского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, мы должны тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Благодаря фольклору, в частности, адыгским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Каждый жанр адыгского народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на НОД позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Таким образом, фольклорные произведения адыгского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.

Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.

В системе жанров детского фольклора особое место стоит уделить «поэзии пестования», или «материнской поэзии» : колыбельные песни, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких – все это прекрасный материал для использования в каждодневной деятельности воспитателя для развития детей. Начиная с ясельной группы (2-3 года, когда оторванность от родной мамы, отца в связи с поступлением в детский сад становятся для ребенка настоящим стрессом, прибаутки напоминают детям о теплоте маминых рук, голоса.

Ляй, ляйи, а наныу,

Ляй нэхуа, си нэхуа,

Си нитум язэу, си нэхуа,

Наныу согъэджей, нынэ,

Наныу джэигъуафэ нынэ,

Ляй, ляйи, си наныу,

Ляй нэхуа, си нэхуа,

Наныу цыкур ин къэхъун,

Ин къэхъумэ къезгъэчэн,

Къыщичахэкэ си унэкъощ,

Ляй махуэ, си кэлэцыку,

Кэлэцыкур согъэджей,

Джэигъуафэ, си нэхуа.

Дети, напевая, и качая в этот момент куклу, вспоминают и одновременно проживают состояние мамы в момент напевания колыбельной, ведь в ней самое главное – дитя (он сам, колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие. И это добро он старается передать сначала кукле, а затем – всем окружающим. Плавность и мягкость колыбельной песни просто не позволяют быть грубым.

Потешки – развлекают малыша, создают у него веселое настроение.

В потешках, в которых имеется звукоподражание голоса животных, и конкретно, описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Прибаутки – небольшое смешное произведение или просто отдельное выражение, часто рифмованное. Прибаутка динамична, наполнена деятельностью персонажей. Она характеризует период взросления ребенка, когда уже закончилась пора созерцания и пришла пора действовать. Она подготавливает детей к учебе, к труду.

Все эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.

Пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На НОД пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций (Iушыр мэупчIэжьы, Iоф мыублэм блэ хэс, Iэхъогъу зэдэзыштэмкIэ тыгъужъыри щынагъоп и т. д.).

Пословицы и поговорки адыгского народа – зеркало его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.

Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т. д.).

Все вышеперечисленные фольклорные жанры должны иметь важное место в деятельности педагогов ДОУ.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в детском саду №1. С января 2014 года введен Федеральный Государственный.

Развитие речи детей посредством устного народного творчестваРазвитие речи детей посредством устного народного творчества Перед воспитателем стоит задача-это заложить в детях семена любви и уважения к книге, художественному слову, фольклору. Я пришла к выводу,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Современная жизнь и современные требования к профессии требуют поиска новых форм и методов в работе с детьми. Но, по-моему мнению, одна.

Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки,.

Консультация для педагогов «Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно.

Консультация для воспитателей и родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Искусство, в частности музыка, является сильнейшим средством воздействия на душу человека, воспитания его чувств. Велика роль музыкального.

Консультация на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Консультация «Роль устного народного творчества в воспитании у детей доброжелательного отношения к окружающему миру» Уважаемые родители, мы с вашими детьми-нашими воспитанниками, продемонстрировали пальчиковый театр «Колобок», который был итогом проводимого.

Развитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных формРазвитие речи младших дошкольников посредством малых фольклорных форм Данная тема на сегодняшний день очень актуальна. Развитие компьютеризации, низкопробной литературы, безграмотное говорение с экранов телевизора,.

Влияние устного народного творчества на формирования КГН у дошкольников С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством малых форм устного народного творчества»
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 11:34
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством малых форм устного народного творчества»» (включая файлы) размещена пользователем Мира Чуяко (УИ 345076) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД