Надежда Спирякова
План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора»
Цель:повышение своего профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагогов и родителей по развитию активной речи детей с помощью произведений русского народного фольклора.
Задачи:
1. Приобретение систематических знаний в области речевого развития детей раннего возраста.
2. Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей.
Публикация «План по самообразованию „Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
3. Развитие интереса детей к устному народному творчеству, развитие речи через песенки, потешки, прибаутки, колыбельные.
4. Обогащение чувств детей, воображения и речи.
5. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности детей.
6. Приобщение детей к национальной культуре.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 1 до 2 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Поэтому, главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.
План работы по самообразованию
Учебный
год Содержание работы Результат
2017-
2018г. 1. Пополнение, усовершенствование знаний, повышение своего профессионального мастерства и компетентности. Изучение необходимой методической литературы.
Подбор художественного материала.
Использование интернет-ресурсов для ознакомления с опытом коллег.
2. Работа с детьми. Составление плана работы с детьми по данной теме на учебный год.
Изготовление методических пособий, подбор русских народных потешек, песенок, сказок, колыбельных. Использование русского народного фольклора в процессе образовательной деятельности.
3. Работа с родителями. Консультации для родителей. Предоставление необходимой информации по данной теме на сайте ДОУ, на сайте pchelka18.jimdo.com.
Участие родителей в изготовлении материала к дидактическим и театрализованным играм,
4. Обобщение опыта. Обобщение опыта педагогической деятельности на педагогическом совете ДОУ; на сайте pchelka18.jimdo.com.; на родительском собрании; на личных страницах сайтов МААМ, ПРОДЛЁНКА, РАССУДАРИКИ.
Этапы работы:
1 этап- Диагностический
Тема «Возрастные особенности речевого развития детей 2 года жизни, особенности восприятии детьми фольклорных текстов»
Задачи
1. Изучить требованияОО Программы ДО «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Отбор диагностического инструментария для определения уровня речевого развития детей 2 года жизни.
3. Определение условий успешного развития активной речи посредством русского народного фольклора.
Пути реализации и формы работы:
1. Наблюдение за детьми, оценка уровня речевого развития в соответствии с возрастными особенностями речевого развития детей 2 года жизни. (В соответствии с ОО Программой ДО «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
2. Изучение педагогической литературы по данной теме.
3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями.
Способы оформления материала для использования в практической работе :
1. Составление перспективного плана,
2. Составление картотеки игр - потешек на все случаи жизни,
3. Составление рекомендаций для родителей по использованию фольклора дома.
2 этап- Практический
Тема «Развитие речевой активности детей через использование фольклорного материала в режимных моментах»
Задачи
1. Использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста;
2. Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Пути реализации и формы работы:
1. Совместная с воспитателями реализация воспитательно-образовательной работы детьми раннего возраста.
2. Мероприятия с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредствомрусского народного фольклора.
3. Знакомство воспитателей с технологией использования русского народного фольклора в жизни детей раннего возраста.
4. Отслеживание промежуточного результата по развитию речи и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возрастапосредством русского народного фольклора.
Способы оформления материала для использования в практической работе :
1. Сбор материала по данной теме (методические пособия, детские книжки с потешками, развивающие игры и упражнения, передовой педагогический опыт)
2. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете, на сайте ДОУ.
3.«Песенки, потешки и пестушки – как одна из форм развития активной речи детей раннего возраста». Показ презентации.
3 этап- Обобщающий
Тема «Использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой деятельности»
Задачи
1. Анализ, обобщение и распространение результатов деятельности по самообразованию : выступление на педагогическом совете, размещение материалов в сети Интернет, на сайте ДОУ, на сайте pchelka18.jimdo.com., публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.
Пути реализации и формы работы
1. Проведение сравнительного диагностического уровня речевого развития детей группы. (В соответствии с ОО Программой «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
Способы оформления материала для использования в практической работе
1. Презентация картотеки игр-потешек на все случаи жизни на уровне ДОУ.
2. Изготовление атрибутов, масок, костюмов для использования в играх – драматизациях, развлечениях, играх – забавах.
Перспективный план на 2017-2018 учебный год
Месяц Формы работы
Самореализация С детьми С родителями
октябрь Постановка целей и задач по данной теме.
Составление
перспективного плана по
самообразованию. 1. Использование потешек в
режимных моментах.
Знакомство с
родителями,
выявление
творческих
способностей
родителей.
ноябрь Подбор методической
литературы по теме.
Изучение методической
литературы.
1. Использование потешек в
режимных моментах.
2. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток.
3. Слушание
колыбельных песен перед сном. Консультация
«Роль русского народного фольклора в развитии речи детей».
декабрь Создание картотеки потешек, песенок, пестушек. 1. Использование потешек в
режимных моментах.
2. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных.
3. Слушание
колыбельных песен перед сном.
4. Чтение детям русских
народных сказок. 1. Консультация «Роль потешки в воспитании ребёнка».
2. Помощь в создании картотеки потешек, песенок, пестушек.
январь Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей. 1. Использование потешек в
режимных моментах.
2. Разучивание и
проговаривание потешек.
3. Слушание
колыбельных песен перед сном.
4. Чтение детям русских народных сказок.
5. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных.
6. Рассматривание иллюстраций в детских книгах с потешками для детей.
7. Игры-имитации отдельных действий человека и звукоподражаний животных, птиц. 1. Консультация «Почему важно петь колыбельные песни детям».
2. Пополнение библиотеки красочных книг с потешками для детей.
февраль
Оформление
папки –
передвижки
«Спальчиками
играем, речь
развиваем».
1. Использование потешек в
режимных моментах.
2. Разучивание и
проговаривание потешек.
3. Слушание
колыбельных песен перед сном.
4. Чтение детям русских народных сказок.
5. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных.
6. Использование дидактической игры «Узнай
потешку на картинке
(иллюстрации)».
7. Игры-имитации отдельных действий человека и звукоплдражаний животных, птиц. 1. Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут русские народные потешки»
2. Участие
родителей в
изготовлении
перчаточного
театра к
пальчиковой игре
«Моя семья».
март 1. Составление
рекомендаций для
родителей по
использованию
театрализованной
деятельности
дома.
2. Создание театрализованного
уголка в группе (обновить
имеющие виды театра,
пополнить новыми
видами).
1. Использование потешек в
режимных моментах.
2. Разучивание и
проговаривание потешек.
3. Слушание
колыбельных песен перед сном.
4. Чтение детям русских
народных сказок.
5. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных.
6. Использование дидактической игры «Узнай
потешку на картинке
(иллюстрации)».
7. Игры-имитации отдельных действий человека и звукоплдражаний животных, птиц.
8. Использование настольно-печатных игр по
мотивам потешек, русских народных сказок (разрезные
картинки, лото). Консультация
«Театрализованные игры как средство развития речи детей»
2. Помощь в создании
театрализованного
уголка в группе.
апрель Обновление и
пополнение картинок на фланелеграфе (потешки,
сказки). 1. Использование потешек в
режимных моментах.
2. Разучивание и
проговаривание потешек.
3. Слушание
колыбельных песен перед сном.
4. Использование настольно-печатных игр по
мотивам потешек, русских народных сказок (разрезные
картинки, лото).
5. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток.
6. Использование дидактической игры «Узнай
потешку на картинке
(иллюстрации)».
7. Использование настольно-печатных игр по
мотивам потешек, русских народных сказок (разрезные
картинки, лото).
8. Игры-имитации отдельных действий человека и звукоплдражаний животных, птиц.
9. Обыгрывание
знакомых русских народных сказок, потешек (игры-
драматизации). 1. Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через русские народные сказки».
2. Предоставление
родителям
рекомендаций
по
использованию
театрализованной
деятельности
дома.
май Самоанализ плана по самообразованию
1. Использование потешек в
режимных моментах.
2. Разучивание и
проговаривание потешек.
3. Слушание
колыбельных песен перед сном.
4. Использование настольно-печатных игр по
мотивам потешек, русских народных сказок (разрезные
картинки, лото).
5. Прослушивание
аудиозаписей сказок, песенок,
потешек, прибауток,
колыбельных;
6. Использование дидактической игры «Узнай
потешку на картинке
(иллюстрации)».
7. Использование настольно – печатных игр
по русским народным сказкам
(разрезные картинки, лото).
8. Обыгрывание
знакомых русских народных сказок, потешек (игры-
драматизации). 1. Консультация
«Почитай мне
мама сказку».
2. Оказание
помощи в
изготовлении
настольного
театра на стаканах по русской народной сказке «Теремок».
Используемая литература
1. ОО Программа ДО «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико
/Дошкольное воспитание. – №5. – 2009. – с. 111-115
3. Программная разработка образовательных областей в ясельной группе (1,5-2 года) практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей под редакцией Карпухиной Н. А. 2013г.
4. Журнал «Дошкольное воспитание» : №10,1990г. «Фольклор для маленьких»,с. 51
5. Журнал «Дошкольное воспитание» : №9,1995г «Русский фольклор в жизни малышей»,с. 9