тамара васильева
Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Проект развитие физических качеств детей посредством физического воспитания используя русский фольклор
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект по развитию физических качеств детей посредством физического воспитания с использованием русского фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Великая ценность каждого человека – здоровье, оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями.
Наши дети много сидят дома у телевизоров и компьютеров. Они мало двигаются и редко играют на свежем воздухе. Это плохо сказывается не только на физическом, но и на их духовном развитии, снижает тонус их нервной системы. Подвижные игры, активный отдых с семьей – «канули в лета», а ведь именно они гармонично развивают организм в целом. Из-за отсутствия физической активности наши дети предрасположены к лени. Им не интересно на улице, у дошкольников отсутствует интерес, желание заниматься физическими упражнениями.
Актуальность физического воспитания детей в нашем современном мире стоит на первом месте. Наше государство и область, в том числе уделяют большое значение этому вопросу. Утверждена государственная программа «Развитие физической культуры и спорта в Новосибирской области на 2015 - 2021 годы» от 23.01.2015 № 24- п.
Мы со своей стороны совместно с родителями являемся первой ступенью в формовании здорового, физически крепкого и активного ребенка. Мы должны приобщить ребенка к здоровому образу жизни, «заразить» желанием заниматься физическими упражнениями, стремиться к движению и получать удовольствие от него.
На основе программы «От рождения до школы» под редакцией
Н. Е Вераксы., Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой я разработала педагогическую диагностику, которая позволила определить уровень развития основных движений детей для средней группы.. Приложение №1
Диагностика помогла выявить уровень развития основных движений у каждого ребенка и группе в целом. Лучшие результаты были у детей в лазании по гимнастической стенке, воспитанники отлично выполняли упражнения по ползанию разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног и т. д. Ходить и бегать могли все, а вот соблюдать правильную технику движения оказалось трудным. Отбить мяч о пол не менее 5 раз подряд ни смог не один ребенок. Дети затруднялись выполнять упражнения демонстрируя выразительность, пластичность движений. Приложение №2
В ходе наблюдений я заметила, что у воспитанников отсутствует устойчивый интерес к занятиям физической культурой, дети быстро уставали, отвлекались.
Актуальность данной темы была обусловлена не менее важным фактором - это отсутствие инструктора по физическому воспитанию.
Проведённое педагогическое диагностирование позволило определить дальнейшее направление в работе по физическому воспитанию.
Для воспитания физически крепкого и психически здорового воспитанника поставила для себя цель: создание благоприятных условий для всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями в непосредственно образовательной деятельности по физическому воспитанию посредством русского фольклора.
Для реализации поставленной цели, определила следующие задачи:
• Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
• Разработать конспекты нетрадиционных физкультурных занятий для детей средней группы с использованием фольклора.
• Вовлечь родителей в процесс физического воспитания ребёнка.
• Развить взаимосвязь речевой деятельности с движениями.
• Создать интерес к физическим упражнениям и атмосферу эмоционального комфорта каждого ребенка, через «соприкосновение» к фольклору.
• Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие.
В ФГОС дошкольного образования говорится о том, что на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Движения грациозны, выразительны, сформирована правильная осанка. Способен к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развит интерес к спорту, к участию в подвижных и спортивных играх, и физических упражнениях, активен в самостоятельной двигательной деятельности.
Исходя, из требований Федерального государственного образовательного стандарта предполагаю, что у моих воспитанников :
• Будет развита крупная и мелкая моторика; воспитанник будет подвижен, вынослив, овладеет основными видами движений, через «внедрение» русского фольклора в физическое воспитание
• Дети будут знать, начальные представления о здоровом образе жизни. Движения станут грациозными, выразительными, сформируется правильная осанка.
• Ребенок сможет дать правильную самооценку при выполнении движений и будет способен к самоконтролю.
• Познавательный интерес к спорту, к участию в подвижных, спортивных играх, и физических упражнениях будет активен, ребенок сможет применить полученные знания в самостоятельной двигательной деятельности
• Родители станут нашими первыми помощниками и соратниками в непрерывном образовательном процессе
Определив цели и задачи работы по физическому воспитанию детей, наметила направления своей работы:
• Создать развивающую предметно - пространственную среду для оптимального физического развития дошкольника.
• Выбрать формы и методы организации совместной и самостоятельной деятельности детей для полноценного развития ребенка.
• Определить формы работы с семьей.
На основе программы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой «выбрала» потешки, сказки, заклички, стишки по возрасту детей. Старалась подбирать фольклор в соответствии с темой в календарно-тематическом планировании, соотнесла их с основными движениями по возрасту воспитанников.
Разработала, перспективный план совместной деятельности с детьми и родителями по физическому воспитанию с использованием русского фольклора. При составлении плана опиралась на разработки, предлагаемые Лайзане С. Я «Примерные планы физкультурных занятий», а так же работы Покровского Е. А. «Русские народные игры», «Игры на развитие ловкости».
Полноценная развивающая предметно- пространственная среда для детской деятельности – это по существу старт дальнейшего прогресса общества. Образовательное пространство должно принадлежать детям и взрослым – педагогам и родителям: всем должно быть удобно, уютно, интересно.
У меня возникли первые трудности:
• Как создать единое пространство для развития ребенка в семье и дошкольном учреждении?
• Как привить детям интерес к физическому воспитанию?
• Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как привлечь родителей и сделать их соратниками воспитательного процесса?
Все эти вопросы волновали меня. Хотелось вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы, хотелось сплочения в совместной работе по физическому воспитанию наших детей.
Ссылаясь на 44 статью «Закона об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. о том, что родители обязаны заложить основы физического нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, определила для себя формы совместной работы с родителями.
В октябре провела групповое родительское собрание на тему "Физическое воспитание детей в детском саду". Познакомила родителей с первоначальными показателями детей в беге, метании, лазаний, прыжках и др. Предоставив родителям информацию об актуальности физического воспитания для развития ребенка. Познакомила родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении и непосредственно с работой нашей группы, по внедрению русского фольклора в физическое воспитание, для повышения интереса к физическим упражнениям и как следствие – хорошие показатели физического развития в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями, и способностями детей. Рассказала об ожидаемых результатах, обсудила план работы по созданию условий для развития физических способностей в спортивном зале, группе. Пришли к единому мнению о приобретении спортивной формы для детей (чешки, белая футболка, черные шорты, отдельного портфеля под одежду. Приложение №3
Использовала наглядные формы работы: библиотеки, папки-передвижки, памятки-рекомендации, фотовыставки.
Проводила совместные эстафеты, соревнования с родителями и детьми: «Мама, папа я – спортивная семья», «Наши папы удальцы, наши папы молодцы!», «Веселый старт!» и др. Приложение №3
Прежде, чем перейти непосредственно к внедрению фольклора в непосредственно-образовательную деятельность по физическому воспитанию я запланировала поход в «русскую горницу», «В гости к тете Ане». Для ознакомления с бытом русского народа, его культурой, традициями. Приложение №4
В дошкольном блоке силами родителей и воспитателей создана комната, внутреннее убранство которой полностью обеспечивает детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний в изучении традиционной культуры русского народа. Приложение №5
Все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей у нас есть : В спортзале создана физкультурно-оздоровительная среда с разнообразным спортивным оборудованием: мягкие модули, массажные мячи, кольцебросы, мячи разного диаметра, валики для перекатывания и т. д. Благодаря родителям появились вязаные клубочки, массажные дорожки для босоногохождения, набивные мешочки, маски, эмблемы для подвижных игр, обручи, и др. Приложение №6
Для привития детям интереса к физическим занятиям, обучения доступным двигательным умениям и навыкам с помощью нестандартного оборудования в группе создан «Спортивный уголок». В уголке имеются мешочки для метания с разными наполнителями: песок, горох, соль,; флажки, ленты, обручи, мячи разного размера, массажные дорожки и др. Приложение №7
Физическое здоровье малышей неразрывно связано с их здоровьем эмоциональным благополучием, поэтому в групповой комнате организовали «Уголок уединения». Приложение №7
В «Центре театрализованной деятельности» дети с помощью различных видов театра, масок, костюмов могут перевоплотиться в любого животного (лиса и заяц, серый волк и др.) имитировать их повадки, способы их передвижения. Приложение №7
Внимание ребенка привлекает новизна, нестандартный взгляд на привычные предметы.
Первую неделю занятий запланировала по сюжету хорошо знакомой сказки «Колобок». Сказка знакома детям с младшего возраста и вызывает всегда бурю положительных эмоций.
Первое занятие провела под названием: «Мы веселые ребята- превратимся –ка в зверяток!». Знакомились с персонажами сказки их повадками. На протяжении занятия дети отгадывали загадки, перевоплощались в медвежат, прыгали на двух ногах как зайцы, сохраняя равновесие, помогали лисе собрать геометрические фигуры и т. д.
Выявила, что детям непросто передавать характерные для некоторых животных движения. Для решения этой проблемы старалась, как можно больше рассказать и показать повадки животных, вместе с детьми смотрели мультфильмы, театрализованные спектакли. Мастерили необходимые для подвижных игр атрибуты: клеили, вырезали, раскрашивали маски. Упражнение с использованием самостоятельно подготовленных атрибутов дети выполняют более качественно, образно. Приложение №8
Второе занятие по сюжету сказки «Колобок». Все звери, в которых перевоплощались дети на прошлом занятии снова «ждали» нас в сказке! Занятие получилось интересное, эмоционально насыщенное, дети с удовольствием участвовали, старались выполнять все упражнения. Активно работали прежде всего из-за их эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно, с радостью. В этом помогают образные названия упражнений: например, ребенок идет твердым шагом – “волк идет”, с гордой осанкой – “лиса – всему краса”.». «Колобок покатился по тропинке» – катание мячей двумя руками и т. д. Приложение №8
Раз в неделю, если позволяют климатические условия, провожу занятие на улице. Они более эффективны. Посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают их работоспособность, способствуют развитию знаний о природе. Занятие «Осень в лесу», проходило на свежем воздухе. Дети кружились осенним листиком, плавно опускаясь на землю, то тут же «подскакивали и неслись гонимые сильным ветром» и т. д. Все это оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности.
Так же проводила:
1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества –загадках, сказках. Так, например, Отгадав загадку про белку: дети с удовольствием выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Использовала небольшие отрывки из сказок о животных, например «Теремок», «Гуси – лебеди», и волшебные сказки.
2. Сюжетные физкультурные занятия проводила в форме «двигательного» рассказа или сказки.
3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений. Инсценировок и игр – драматизаций. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; и т. д.
4. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями. Формируемые на занятиях игровые действия могут быть перенесены в самостоятельную игру детей, что способствует повышению двигательной активности малышей в сюжетно-ролевых играх.
5. Занятия соревновательного типа: эстафеты, спортивные праздники, например: «Веселый стадион.», «Зима снежная». Приложение №9
Включая фольклор в процесс физического воспитания, старалась чтобы:
• Фольклорный материал был хорошо знаком детям;
• Народные подвижные игры, выбирала в соответствии с задачами по физическому воспитанию, которые реализовывала в данный момент;
• Учитывала уровень двигательных умений и навыков детей;
• Заготавливала символы для обозначения ролей, которые помогали им быстро и легко войти в роль. Разные роли для детей - это разные двигательные задачи.
При проведении физкультурных занятий помнила о том, что нельзя нарушать ход игры. Наблюдение за качеством выполнения движений, оценка деятельности детей – всё это проводила через роль, от лица игрового персонажа, через воображаемую ситуацию. Поглощённость игрой помогала увидеть в черте, проведённой мелом, настоящее препятствие, в гимнастической скамейке –пригорок, за который можно спрятаться от волка.
Наблюдения за детьми, посещающих нашу группу «Солнышко» показали, что за период с октября по февраль 2014 гг. у детей повысился интерес к участию в физкультурных занятиях. Особенно понравились детям занятия, построенные с использованием сюжетов знакомых сказок, потешек.
Приложение №10
По мере овладения двигательными действиями увеличивается скорость их осуществления, происходит автоматизация. Выполнение основных движений вызывает у детей положительные эмоции. Мониторинг уровня развития основных движений детей, показал следующие результаты: большинство детей научились соблюдать правильную технику движения при беге, ловить мяч кистями рук, выполнять упражнения, демонстрируя выразительность. Затруднения в отбивании мяча о пол испытывали больше половины группы. Приложение №11
Я решила продолжать работу в этом направлении.
Совместно с детьми участвовала в спортивных играх, творческих конкурсах, повышая свое самообразование, а так же познавательную, творческую, физическую активность детей.
Анализируя проведенную работу и проведя «контрольную» диагностику, с уверенностью могу сказать, что воспитанники бегают, соблюдая правильную технику движения, у большинства детей хватает выносливости. Дети умело ловят мяч кистями рук. Большинство детей выражают грациозность, пластичность в движении. С большим интересом и энтузиазмом посещают физкультурные занятия, учувствуют в соревнованиях, эстафетах.
Несмотря на достигнутые результаты, еще остаются нерешенными некоторые проблемы:
• Не все дети выражают грациозность, пластичность в движении;
• Затруднения вызывает отбивание мяча о землю;
• Дети с трудом переносят поражения в эстафетах;
• Не у всех детей сформированы двигательные умения и навыки в соответствии с возрастом.
Для усовершенствования физических навыков детей поставила следующие задачи:
• Сохранять и укреплять здоровье детей, обеспечивать их полноценное физическое развитие.
• Разработать конспекты нетрадиционных физкультурных занятий для детей возрастной группы с использованием произведений о животных.
• Привлечь родителей для совместных спортивных соревнований и досугов: «Весёлые старты», «Навстречу друг другу» и др.
• Продолжить развивать взаимосвязь речевой деятельности с движениями.
В процессе работы с удовольствием делюсь опытом работы с коллегами, провожу мастер - классы, открытые занятия. Принимаю активное участие в методической работе.
Данное направление моей работы гарантирует высокий уровень физического воспитания дошкольника, двигательные умения и навыки, полученные в процессе обучения, позволят им адаптироваться к новым условиям и требованиям, предъявляемым к учебной деятельности, помогут более успешно усваивать школьную программу не только на первых, но и на последующих этапах обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957г.
2. Антонов Ю. Е., Кузнецова М. Н., Саулин Т. Ф. «Здоровый дошкольник 21 века» М. 2000г.
3. Веракса Н. Е. ПООП дошкольного образования. От рождения до школы. –М. ,»Мозаика-синтез». 2010г.
4. Глазырина Л. Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. - Мн. ,1997г.
5. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения. Крылова Н. И. – Волгоград: Учитель, 2009г.
6. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Борисова М. И. «Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении» – М., 2003г.
7. Лайзане С. Я. «Физическая культура для малышей». - М. : «Просвещение»,1978г.
8. Нормативная база современного дошкольного образования: Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. –М., «Просвещение». 2014г.
9. Пензулаева Л. «Физкультурно – оздоровительный комплекс». Ребенок в детском саду №4 2001г- стр. 4-12.
10. Покровский Е. А. «Игры на развитие ловкости. Коллекция русских народных игр» - СПб. : Речь, Образовательные проекты, 2010г.
11. Покровский Е. А. «Русские детские игры. Жребий, хороводы, символические игры.» - СПб. : Речь, Образовательные проекты, 2010г.
12. Фасыкова Э. Х. «Сюжетные занятия по физической культуре в ДОУ» инструктор по физкультуре №2 2009г с. 18-30.
13. Фомина Н. А. «Сказочный театр физической культуры» Волгоград; Учитель, 2011г.
14. Хрестоматия детской классики. От 2 до 6 лет М. :"Махаон", 2008, 250 с.