Елена Павлихина
Нравственное воспитание дошкольников посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №23 «Золотой ключик»
142003, Московская область, город Домодедово, микрорайон Западный, улица Дружбы, стр. 4а
E-mail : zolotoykluchik23@mail.ru, Тел: 8(496)794-54-57
Сообщение на тему:
«Нравственное воспитание дошкольников
посредством музыки»
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников посредством музыки» размещена в разделах
(Муниципальное методическое объединение музыкальных руководителей
«Формирование нравственных качеств личности у дошкольников в
Музыкальной деятельности»)
Подготовил:
Воспитатель
Павлихина Е. В.
г. Домодедово - 2018г.
Нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка.
Современная концепция дошкольного образования признает большое влияние на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: доброты и красоты. Большие возможности для этого заложены в содержании работы по музыкальному воспитанию. Музыка позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке. В процессе обучения он начинает более глубоко осознавать себя и активно стремиться к добру и любви. Под влиянием хорошей музыки «дух возносится», как сказал еще Ломоносов.
Педагоги МАДОУ детского сада №23 «Золотой ключик» ведут активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов музыкального образования и воспитания, где на первый план выдвигается формирование нравственно-личностных качеств ребенка, его духовного мира.
Основными принципами решения поставленной задачи являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к духовно-нравственным ценностям, её взаимосвязь со всеми видами деятельности.
Целенаправленная работа начинается уже с раннего возраста необходимо отметить, что музыкальное искусство – едва ли ни единственный вид, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Он задолго до развития речи реагирует на звуки музыки, поэтому с детьми этого возраста слушаем произведения, которые вызывают у них положительные эмоции: спокойствие, радость, нежность, просветленность. Как показывает практика, дети с раннего возраста с удовольствием слушают музыку старинных композиторов: И. С. Баха, А. Вивальди, В. Моцарта.
Как показывает мой опыт, слушание классической музыки должно быть по-разному активным, с включением движения, творческой игры с инструментами, пением, звучащими жестами. Музыка для детей не может быть другой, иначе она не сможет выполнять свое педагогическое предназначение: служить средством первоначального музыкального воспитания. В ней есть все то, что близко ребятам: своя веселая поэзия; простейшее движение, доставляющее им ни с чем не сравнимую радость; пение, переходящее в речь, когда петь надоест, и речь, переходящая в пение от избытка чувств. Детский мир един, в нем можно и естественно то, что нам, взрослым, кажется нелепым и ненужным.
Дети, подражая взрослым, танцуют под звучащую музыку и делают это намного интересней, изобретательней, придумывая танец с радостью, бьющейся через край. Ребята очень отзывчивы на движение и возможность общения без слов, когда подобное приглашение исходит от самой музыки. Многочисленные примеры показывают, насколько органична внутренняя взаимосвязь музыки и движения, которую так естественно чувствуют дети и теряют со временем взрослые.
Поэтому в музыкальном воспитании движение должно присутствовать как важнейший и обязательный компонент. «Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи» - все эти формы преподавания вызывают восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, созидателями, а не сторонними наблюдателями и слушателями. Они внутри музыки, а не вне ее.
Понимая, что духовный мир русского человека можно лучше понять, обращаясь к истокам народной культуры, педагоги нашего ДОУ знакомят детей с песенным и устным фольклором, как важнейшей частью духовной жизни народа, объективными законами красоты. Для удовлетворения рано возникающей у детей младшего возраста потребности в художественном слове, ритмичных движениях педагогами используются в работе с детьми потешки, пестушки, прибаутки, колыбельные песни.
Детей старшего возраста знакомим с русской лирической песней, демонстрируя как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразились жизнь русского человека, ее горести и радости.
С целью воспитания у дошкольников любви к малой родине, в перспективный план по музыкальному воспитанию включен региональный компонент - современная и старинная музыка русского народа, как образец высокой духовной и одновременно очень простой музыки, дошедшей до нас из глубины веков, игровой и танцевальный фольклорный материал. Формирование у детей целостного представления о культуре русского народа происходит как на занятиях, так и в часы самостоятельной игровой деятельности. Педагоги моделируют общение детей с фольклором в разнообразных формах, учитывая их желания, интересы, индивидуальные склонности и потребности.
Одним из средств реализации задач духовно – нравственного воспитания стало проведение совместных (детей, педагогов, родителей) таких праздников, как Рождество, Пасха, встреча весны «Жаворонки», яблочный и медовый Спас. По своей направленности работа является светской. Наряду с традиционными средствами воспитания и обучения она предполагает широкое использование богатого духовного опыта русского православия, но без введения религиозного образования детей как такового.
Музыкальные руководители знакомят детей с красотой обряда, рассказывают о том, как бабушки и дедушки встречали весну, какими способами умели красить яйца, и о том, что из яйца появляется всё живое, как важно любить друг друга и уважать старших, как нужно радоваться богатому урожаю и щедрым дарам природы, как важно добросовестно трудиться. Это делает ребят лучше, чище, духовно богаче.
В настоящее время, когда человек испытывает постоянное воздействие агрессивной, разбалансированной в ценностном отношении окружающей среды, любой повод для неформального внимания к ребёнку, его внутреннему состоянию, переживаниям, ожиданиям, надеждам не может стать лишним. Поэтому, педагогами ДОУ, совместно с родителями, регулярно проводятся досуговые мероприятия, посвящённые поздравлению детей с днём рождения и именинами, праздники семейного общения, «День матери», «День семьи, любви и верности», которые стали для всех любимыми, ожидаемыми, трепетными, сокровенными.
Последнее время часто приходится наблюдать проявления таких качеств у детей, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним его успехам, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Поэтому важной задачей по воспитанию социально-коммуникативных отношений мы выделили включение во все виды деятельности дошкольников коммуникативные танцы и игры.
Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Коммуникативные танцы и игры мы используем в самых разнообразных формах работы с детьми – и на занятиях, и на праздниках, и на развлечениях с участием родителей.
В творческой копилке педагогов нашего ДОУ разнообразный опыт лучших педагогов-музыкантов, отечественных и зарубежных, собственные педагогические находки для создания позитивного микроклимата в детском коллективе: мирилки, игры на сплочение, на развитие чувства ответственности друг за друга, музыкальные минутки вхождения в день, которые стали доброй традицией позитивного начала дня, песенки, которыми дети объясняются в любви к родителям и друг другу.
В результате планомерной работы у дошкольников воспитано положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.
Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
И поэтому мне хочется вспомнить восточную мудрость:
«Если хочешь обеспечить будущий сад, сей просо.
Если рассчитываешь на десятилетия, сажай деревья.
Если же твои планы охватывают целое столетие, воспитывай людей».