Папки-передвижки

Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки

Петрова Ольга
Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Заведующий ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Петрова О. К.

Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Статинова М. В.

Одной из важнейших гуманитарных проблем в настоящее время является преодоление последствий разлада, возникшего в духовной жизни российского общества и вызванного сменой систем нравственных ценностей на рубеже XX-XXI веков. В этой связи особую актуальность приобретает тема гармоничного взаимодействия человека и культурной среды.

Толерантность:

Публикация «Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки» размещена в разделах

• Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности;

• Гармония в многообразии (моральный долг и политическая правовая потребность);

Добродетель, которая делает возможным достижение мира;

Воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиции равного.

Целостная система воспитания толерантности формируется из:

Воспитанности

• Позитивного взаимодействия с людьми

• Терпимого отношения к другим

• Уважения, принятия

• Отношения к другому с позиции равного.

Таким образом, цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам.

Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное образование – это процесс, в котором происходит усвоение подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры, духовное обогащение и развитие его планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.

ПОЛИ – много, многое.

ЛИЧНОСТЬ – человек, как носитель каких-либо свойств.

КУЛЬТУРА – всё, что создано человеческими руками, умом.

ПОЛИКУЛЬТУРА – принцип мировой гармонии, единство народов, культур, цивилизаций.

При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует обратить внимание на

направления развития поликультурного воспитания :

• Доброжелательность, вежливость, терпение

• Социальная ответственность

• Критичность мышления

• Мобильность поведения

• Коррекция тревожности, страха

• Коммуникабельность

• Автономность поведения

• Социальная адаптированность

• Социальный оптимизм

• Умения выражать положительные эмоции.

Отношение ребёнка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Поэтому уже в дошкольном учреждении у детей необходимо :

• Формировать представления о многообразии человеческих отношений.

• Формирование культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов.

• Формирование опыта межнационального общения.

Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие. Её содержание находится в зависимости от поликультурной среды детской группы.

Поликультурная образовательная среда ДОУ, будет эффективно развиваться, если:

• Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающий различные культуры.

• В условиях Детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости.

• В содержание образования ДОУ включены эмоциональный, духовный, интеллектуальный модуль, связывающий между собой изучение культур разных народов.

С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре реализуются разные СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

• Расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия

• Знакомство с произведениями искусства. Предметами быта и фольклора

• Празднование национальных праздников и знаменательных дат в истории разных стран и народов

• Устное народное творчество

• Художественная литература

• Общение с представителями разных национальностей

• Экскурсии в музеи (музыкальных инструментов, этнографический и т. д.)

• Использование культурного пространства города

• Создание благоприятных условий для расширения круга общения с детьми и взрослыми других национальностей

• Организация выставок и мини-музеев

Восприятие музыкальных произведений

• Постановка танцев народов мира

Основой комфортного полноценного развития личности ребёнка в ДОУ, является включение в педагогический процесс дополнительного этно-календаря:

ЭТНО-КАЛЕНДАРЬ.

1 сентября – Здравствуй Детский сад!

27 сентября – День дошкольного работника.

1 октября – Всемирный день музыки.

24 ноября – День МАТЕРИ.

16 ноября – Международный день ТОЛЕРАНТНОСТИ.

27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

21 марта – Всемирный день поэзии.

22 марта – Всемирный день воды. День Балтийского моря.

24 – 31 марта – Неделя «Культура – детям».

27 марта – День театра.

1 апреля – Международный день птиц.

2 апреля – Международный день детской книги.

28 апреля Всемирный день породнённых городов.

18 мая – Международный день музеев.

27 мая – День города.

1 июня – День защиты детей.

Применяя в практике работы с детьми перечисленные средства, формы и методы, мы помним, что поликультурное воспитание дошкольника осуществляется в процессе:

• Формирования любви к своей семье,

• Ознакомление с детским садом и ближайшим к нему окружением,

• Формирования чувства уверенности в себе,

• Развития у детей способности критически мыслить, самостоятельно делать выводы,

Воспитания социальных навыков,

• Развития элементарных представлений об истории и культуре России, о людях других национальностей.

Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников будет протекать наиболее успешно.

Цель нашей деятельности:

Способствовать развитию познавательного интереса, формированию представлений о жизни своих предков и человечества в целом, специфике бытования народной культуры в России и других странах, Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкального искусства, и, как следствие, формированию поликультурности, как одного из важнейших личностных качеств Ребёнка-дошкольника.

В современном обществе все чаще говорят о воспитании человека «мира», то есть человека толерантного, умеющего жить в многокультурной полиэтнической среде и принимать этот мир со всеми его сложностями и многообразием. Как вырастить, воспитать такого человека? Известные ученые, педагоги, общественные деятели говорят о необходимости формирования личности через культуру. В богатствах культуры передается опыт, который каждый должен «освоить и усвоить», подключаясь таким образом к уровню, достигнутому развитием социума. Проблема воспитания культурного человека сложна. Она всегда стояла в обществе и никогда не была решена на 100%. Музыкальное искусство, как часть общей духовной культуры, играет важнейшую роль в развитии гармоничной личности. Именно музыка ориентирована на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра и красоты.

Известно, что главная задача образования помочь ребенку войти в окружающий его сложный мир, а окружающий мир – это звуки, среди которых самые гармоничные (после пения птиц) музыкальные. Это и предметы (среди которых музыкальные инструменты, это и слова (тексты песен, то есть мир, который является неотъемлемой частью человеческого бытия. И музыка, являясь самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, исполняет роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и невидимое, расширяя границы интеллекта и чувства. Если же мы вводим ребенка в музыкальный мир, то хотелось бы, чтобы этот музыкальный мир таким образом влиял бы на ребенка, чтобы будил в нем положительно-нравственные эмоции, побуждая к хорошим поступкам. Я считаю, главной целью музыкального образования сегодня является воспитание творческой толерантной личности, способной ценить, сохранять и приумножать ценности национальной и мировой культуры. Следовательно, музыка, как самое духовное искусство, способно зажечь в душе каждого ребенка потребность в красоте и доброте, умение сочувствовать другим, стремление к познанию и творчеству, уважение к людям и открытость Миру.

Для выполнения этой сложной задачи необходимо правильно спланировать и построить работу так, чтобы не лишить ребенка радости восприятия окружающего мира, детства…

Мой перспективный план состоит из тематических блоков, включающих следующие формы работы:

• Учебно-игровые занятия;

• Тематические занятия по слушанию музыки;

• Интегрированные учебно-игровые занятия по музыке и изобразительной деятельности:

• Встречи в музыкальной гостиной;

• Тематические праздники и развлечения.

Работа планируется в трех направлениях:

С детьми через:

- проведение тематических блоков занятий, интегрированнных занятий;

- праздников и развлечений, музыкальных гостиниц;

создание предметно-развивающей среды.

С педагогическим коллективом через:

- планирование интегрированных тематических учебных циклов;

- практические и теоретические консультации;

- семинарские занятия.

С родителями дошкольников:

- консультирование по интересующим проблемам

- включение родителей в педагогический процесс (в совместные с детьми выступления, экскурсии и т. д.);

- совместное изготовление костюмов, реквизита, декораций;

Создание актуальных информаторов для родителей: «В мире музыки», «Папа, мама, я – музыкальная семья», «Пойте с нами» и т. д.

В своей работе по освоению поликультурного музыкального наследия дошкольников я опираюсь на развитие слуховой культуры детей. Репертуар по слушанию музыки сформирован мною с точки зрения культуры Петербурга и основан на использовании шедевров музыкальной классики (как русской, так и зарубежной). Дети с интересом слушают музыку П. Чайковсокго, М. Глинки, Н. Римского-Корсокова, А. Хачатуряна, В. Моцарта, К. Сен-Санса, Э. Грига и других. Слуховое развитие помогает детям активно проявлять свои творческие способности в других видах музыкальной деятельности : музицировании, пении, движении.

Очень хорошие результаты дает работа по развитию вокальных навыков у детей, обучение культуре и пения. В репертуаре по пению, я использую народные песни, а так же музыку современных композиторов-песенников. На протяжении многих лет в детском саду существует вокальный ансамбль «Домисолька», который выступает на различных праздниках, районных и городских конкурсах и даже международных детских фестивалях. Одним из ярких примеров является поездка воспитанников и их родителей в 2013 году в Чехию, город Прага на международный детский конкурс «Пражский звездопад», на котором наши воспитанники стали лауреатами первой степени. Это еще раз подтверждает высказывание, что музыка не знает границ и язык музыки понятен всем людям любой культуры.

Результатом всей совместной работы педагогического коллектива по данной теме стало проведение следующих мероприятий:

• Комплексное занятие экологической направленности «Земля – наш общий дом»

• Проект «Музыка Петербурга»

• Интегрированное занятие «Город твой и мой»

• Проект «Волшебный мир искусства»

• Интегрированное занятие «Путешествие в Лукоморье»

• Интегрированное занятие «Ярмарка» по приобщению к русской народной культуре и художественным промыслам

• Праздничный концерт для ветеранов-блокадников «Мы помним» (проводятся в январе и в мае)

• Праздник «Все мы любим музыку», посвященный всемирному дню музыки

• Праздник, посвященный Дню единства народов «Мир и дружба всем нужны»

В настоящее время мы работаем над новым проектом «Музыка всюду живет».

В заключение необходимо отметить следующее: использование в работе шедевров народного и классического искусства в поликультурном воспитании обеспечивает высокий уровень компетентности дошкольников в музыкальном образовании и способствует развитию толерантности детей.

Публикации по теме:

Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС до «Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Старший воспитатель.

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста посредством развития восприятия во время слушания музыки Содержание. 1. Пояснительная записка. Обоснование актуальности и значимости проблемы. 3 2. Теоретическая часть. 3 3. Практическая часть.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изобразительного искусства Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших.

Патриотическое воспитание дошкольников посредством изоискусства 2слайд «Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная». Ж. Ренар Педагогами нашего учреждения, в связи с требованиями Образовательной.

Проект «Развитие речи детей посредством классической музыки» Проект по теме: «Развитие речи детей посредством классической музыки» Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности.

Проект «Русское ремесло» в рамках реализации программы «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Проект «Русское ремесло» первый этап реализации программы: «Поликультурное воспитание дошкольников в условиях ДОУ» Этап дошкольного детства.

Развитие потребности в красоте, воспитание культуры посредством музыки «От сладкой музыки всегда мне грустно Тот, у кого нет музыки в душе, Кого не тронут сладкие созвучья, Способен на грабеж, измену, хитрость.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки “Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. В. Луначарский В.

Экологическое воспитание у дошкольников посредством моделированияЭкологическое воспитание у дошкольников посредством моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки
Опубликовано: 16 мая 2018 в 17:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Ольга (УИ 1384879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД