Петрова Ольга
Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Заведующий ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Петрова О. К.
Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 17 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Статинова М. В.
Одной из важнейших гуманитарных проблем в настоящее время является преодоление последствий разлада, возникшего в духовной жизни российского общества и вызванного сменой систем нравственных ценностей на рубеже XX-XXI веков. В этой связи особую актуальность приобретает тема гармоничного взаимодействия человека и культурной среды.
Толерантность:
Публикация «Поликультурное воспитание детей-дошкольников посредством музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
• Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности;
• Гармония в многообразии (моральный долг и политическая правовая потребность);
• Добродетель, которая делает возможным достижение мира;
• Воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиции равного.
Целостная система воспитания толерантности формируется из:
• Воспитанности
• Позитивного взаимодействия с людьми
• Терпимого отношения к другим
• Уважения, принятия
• Отношения к другому с позиции равного.
Таким образом, цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальностей, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам.
Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.
Поликультурное образование – это процесс, в котором происходит усвоение подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры, духовное обогащение и развитие его планетарного мировоззрения, формирование готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде.
ПОЛИ – много, многое.
ЛИЧНОСТЬ – человек, как носитель каких-либо свойств.
КУЛЬТУРА – всё, что создано человеческими руками, умом.
ПОЛИКУЛЬТУРА – принцип мировой гармонии, единство народов, культур, цивилизаций.
При рассмотрении психолого-педагогических предпосылок детских взаимоотношений следует обратить внимание на
направления развития поликультурного воспитания :
• Доброжелательность, вежливость, терпение
• Социальная ответственность
• Критичность мышления
• Мобильность поведения
• Коррекция тревожности, страха
• Коммуникабельность
• Автономность поведения
• Социальная адаптированность
• Социальный оптимизм
• Умения выражать положительные эмоции.
Отношение ребёнка к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. Поэтому уже в дошкольном учреждении у детей необходимо :
• Формировать представления о многообразии человеческих отношений.
• Формирование культуры у подрастающего поколения, утверждение идей толерантности и дружбы народов.
• Формирование опыта межнационального общения.
Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, в условиях которой достигаются взаимосвязь и взаимодействие. Её содержание находится в зависимости от поликультурной среды детской группы.
Поликультурная образовательная среда ДОУ, будет эффективно развиваться, если:
• Процесс воспитания детей будет проходить в окружении предметно-развивающей среды, учитывающий различные культуры.
• В условиях Детского сада воспитательный процесс осуществлять в духе толерантности и терпимости.
• В содержание образования ДОУ включены эмоциональный, духовный, интеллектуальный модуль, связывающий между собой изучение культур разных народов.
С целью систематизации знаний детей о людях разных национальностей, их деятельности, культуре реализуются разные СРЕДСТВА, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
• Расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия
• Знакомство с произведениями искусства. Предметами быта и фольклора
• Празднование национальных праздников и знаменательных дат в истории разных стран и народов
• Устное народное творчество
• Художественная литература
• Общение с представителями разных национальностей
• Экскурсии в музеи (музыкальных инструментов, этнографический и т. д.)
• Использование культурного пространства города
• Создание благоприятных условий для расширения круга общения с детьми и взрослыми других национальностей
• Организация выставок и мини-музеев
• Восприятие музыкальных произведений
• Постановка танцев народов мира
Основой комфортного полноценного развития личности ребёнка в ДОУ, является включение в педагогический процесс дополнительного этно-календаря:
ЭТНО-КАЛЕНДАРЬ.
1 сентября – Здравствуй Детский сад!
27 сентября – День дошкольного работника.
1 октября – Всемирный день музыки.
24 ноября – День МАТЕРИ.
16 ноября – Международный день ТОЛЕРАНТНОСТИ.
27 января – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
21 марта – Всемирный день поэзии.
22 марта – Всемирный день воды. День Балтийского моря.
24 – 31 марта – Неделя «Культура – детям».
27 марта – День театра.
1 апреля – Международный день птиц.
2 апреля – Международный день детской книги.
28 апреля Всемирный день породнённых городов.
18 мая – Международный день музеев.
27 мая – День города.
1 июня – День защиты детей.
Применяя в практике работы с детьми перечисленные средства, формы и методы, мы помним, что поликультурное воспитание дошкольника осуществляется в процессе:
• Формирования любви к своей семье,
• Ознакомление с детским садом и ближайшим к нему окружением,
• Формирования чувства уверенности в себе,
• Развития у детей способности критически мыслить, самостоятельно делать выводы,
• Воспитания социальных навыков,
• Развития элементарных представлений об истории и культуре России, о людях других национальностей.
Поскольку музыка является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, мы предположили, что именно через общение с музыкой процесс формирования поликультурности дошкольников будет протекать наиболее успешно.
Цель нашей деятельности:
Способствовать развитию познавательного интереса, формированию представлений о жизни своих предков и человечества в целом, специфике бытования народной культуры в России и других странах, Содействовать всестороннему развитию личности дошкольника средствами музыкального искусства, и, как следствие, формированию поликультурности, как одного из важнейших личностных качеств Ребёнка-дошкольника.
В современном обществе все чаще говорят о воспитании человека «мира», то есть человека толерантного, умеющего жить в многокультурной полиэтнической среде и принимать этот мир со всеми его сложностями и многообразием. Как вырастить, воспитать такого человека? Известные ученые, педагоги, общественные деятели говорят о необходимости формирования личности через культуру. В богатствах культуры передается опыт, который каждый должен «освоить и усвоить», подключаясь таким образом к уровню, достигнутому развитием социума. Проблема воспитания культурного человека сложна. Она всегда стояла в обществе и никогда не была решена на 100%. Музыкальное искусство, как часть общей духовной культуры, играет важнейшую роль в развитии гармоничной личности. Именно музыка ориентирована на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра и красоты.
Известно, что главная задача образования помочь ребенку войти в окружающий его сложный мир, а окружающий мир – это звуки, среди которых самые гармоничные (после пения птиц) музыкальные. Это и предметы (среди которых музыкальные инструменты, это и слова (тексты песен, то есть мир, который является неотъемлемой частью человеческого бытия. И музыка, являясь самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством, исполняет роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и невидимое, расширяя границы интеллекта и чувства. Если же мы вводим ребенка в музыкальный мир, то хотелось бы, чтобы этот музыкальный мир таким образом влиял бы на ребенка, чтобы будил в нем положительно-нравственные эмоции, побуждая к хорошим поступкам. Я считаю, главной целью музыкального образования сегодня является воспитание творческой толерантной личности, способной ценить, сохранять и приумножать ценности национальной и мировой культуры. Следовательно, музыка, как самое духовное искусство, способно зажечь в душе каждого ребенка потребность в красоте и доброте, умение сочувствовать другим, стремление к познанию и творчеству, уважение к людям и открытость Миру.
Для выполнения этой сложной задачи необходимо правильно спланировать и построить работу так, чтобы не лишить ребенка радости восприятия окружающего мира, детства…
Мой перспективный план состоит из тематических блоков, включающих следующие формы работы:
• Учебно-игровые занятия;
• Тематические занятия по слушанию музыки;
• Интегрированные учебно-игровые занятия по музыке и изобразительной деятельности:
• Встречи в музыкальной гостиной;
• Тематические праздники и развлечения.
Работа планируется в трех направлениях:
С детьми через:
- проведение тематических блоков занятий, интегрированнных занятий;
- праздников и развлечений, музыкальных гостиниц;
создание предметно-развивающей среды.
С педагогическим коллективом через:
- планирование интегрированных тематических учебных циклов;
- практические и теоретические консультации;
- семинарские занятия.
С родителями дошкольников:
- консультирование по интересующим проблемам
- включение родителей в педагогический процесс (в совместные с детьми выступления, экскурсии и т. д.);
- совместное изготовление костюмов, реквизита, декораций;
Создание актуальных информаторов для родителей: «В мире музыки», «Папа, мама, я – музыкальная семья», «Пойте с нами» и т. д.
В своей работе по освоению поликультурного музыкального наследия дошкольников я опираюсь на развитие слуховой культуры детей. Репертуар по слушанию музыки сформирован мною с точки зрения культуры Петербурга и основан на использовании шедевров музыкальной классики (как русской, так и зарубежной). Дети с интересом слушают музыку П. Чайковсокго, М. Глинки, Н. Римского-Корсокова, А. Хачатуряна, В. Моцарта, К. Сен-Санса, Э. Грига и других. Слуховое развитие помогает детям активно проявлять свои творческие способности в других видах музыкальной деятельности : музицировании, пении, движении.
Очень хорошие результаты дает работа по развитию вокальных навыков у детей, обучение культуре и пения. В репертуаре по пению, я использую народные песни, а так же музыку современных композиторов-песенников. На протяжении многих лет в детском саду существует вокальный ансамбль «Домисолька», который выступает на различных праздниках, районных и городских конкурсах и даже международных детских фестивалях. Одним из ярких примеров является поездка воспитанников и их родителей в 2013 году в Чехию, город Прага на международный детский конкурс «Пражский звездопад», на котором наши воспитанники стали лауреатами первой степени. Это еще раз подтверждает высказывание, что музыка не знает границ и язык музыки понятен всем людям любой культуры.
Результатом всей совместной работы педагогического коллектива по данной теме стало проведение следующих мероприятий:
• Комплексное занятие экологической направленности «Земля – наш общий дом»
• Проект «Музыка Петербурга»
• Интегрированное занятие «Город твой и мой»
• Проект «Волшебный мир искусства»
• Интегрированное занятие «Путешествие в Лукоморье»
• Интегрированное занятие «Ярмарка» по приобщению к русской народной культуре и художественным промыслам
• Праздничный концерт для ветеранов-блокадников «Мы помним» (проводятся в январе и в мае)
• Праздник «Все мы любим музыку», посвященный всемирному дню музыки
• Праздник, посвященный Дню единства народов «Мир и дружба всем нужны»
В настоящее время мы работаем над новым проектом «Музыка всюду живет».
В заключение необходимо отметить следующее: использование в работе шедевров народного и классического искусства в поликультурном воспитании обеспечивает высокий уровень компетентности дошкольников в музыкальном образовании и способствует развитию толерантности детей.