Олеся Гиниятуллина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в ДОУ посредством сказкотерапии»
Подготовила: Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 4 «Сандугач»
Гиниятуллина О. А.
2018 год
С. Сарманово
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств не ослабевал никогда.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду посредством сказкотерапии» размещена в разделах
В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на задний план, а их сменили телевизор, телефон, компьютер и планшет, и конечно же интернет, который своей липучей и огромной паутиной засасывает наших детей в бездонный, и порой очень жестокий мир. Мир – нереальности.
Персонажи современных сказок и мультфильмов не всегда отличаются душевностью и нравственной чистотой.
Родители покупают своим чадам красочные игрушки и игры, водят на всевозможные кружки, не жалея ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, чтение старых добрых сказок, на совместные игры и прогулки о времени не остается. Конечно, ведь сериал не посмотрен, ленты не пролистаны и лайки не проставлены. Люди сейчас больше времени уделяют на просмотр чужих фотографий в социальных сетях, чем на своих детей.
И поэтому, в настоящее время, как бы это ни было печально, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, справедливости, патриотизме. Многие из деток, даже не представляют себе смысл таких слов, как милосердие и великодушие.
Дошкольный возраст-это период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. В детстве, усвоение нравственных и социальных норм, происходит сравнительно легко. Поэтому мы – родители, и мы – педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно – нравственных ценностей.
Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу, принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Главная наша задача заключается в том, чтобы заложить ребенку базовые представления о добре и зле, воспитать уважение к окружающим, вырастить достойного члена общества. В современных условиях, когда на ребенка обрушивается поток различной информации через тот же телевизор и интернет, актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников возрастает.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность. Оно позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.
Такое воспитание дошкольников должно осуществляется совместными усилиями родителей, педагогов и близких.
Особенно важен процесс духовно-нравственного становления ребенка в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств растущей личности.
В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. Ведь позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт.
Как мы все знаем, игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Именно через игру детки осваивают новые для себя социальные роли, совершенствуют коммуникативные навыки, учатся выражать свои чувства, учатся понимать эмоции других людей, оказываются в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимопомощь.
Воспитывая нравственные качества растущей личности, я как психолог использую различные методы и приемы. Это и беседы и игры, занятия с элементами сказкотерапии. Ведь сказка, это где есть всё, представления о добре и зле, правде и лжи, храбрости, справедливости и конечно о любви.
Ведь и наши предки, воспитывая своих детей, не спешили их наказывать за проступки, а рассказывали им поучительные сказки, из которых ребенок сам понимал, в чем провинился, что сделал не правильно и в чем его проступок.
На своих занятиях я устраиваю дошколятам интересные путешествия по сказкам, где добро, всегда побеждает зло, а любовь побеждает ненависть.
И так приятно смотреть на них, когда они радуются этим маленьким победам и чувствуют гордость за себя.
По словам ученого Василия Ивановича Павлова, духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование её нравственных чувств (совести, долга, веры и ответственности, нравственного облика (терпение, милосердие, незлобивость, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви) и нравственного поведения (готовности служить людям и отечеству, проявление послушания и доброй воли).
Психологи отмечают, что дети, которые усвоили такие понятия как дружба, справедливость, доброта и любовь, имеют более высокий уровень эмоционального развития. Они испытывают меньше проблем в общении с окружающим миром и устойчивее переносят различные стрессовые ситуации. Поэтому очень важно закладывать ребенку основы духовно-нравственного воспитания уже с раннего детства, и в семье и в дошкольном учреждении. Ведь кто, если не мы!
Спасибо за внимание!