Получи документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок

Попова Людмила Викторовна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок» размещена в разделах

Приобщение детей к чтению сказок и традиционной русской культуре способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой, мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем возможность гордиться достижениями предков. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

Именно в детском возрасте у ребёнка закладываются первые представления о самом себе, образуются моральные и социальные нормы. Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, поэтому для него так важна сказка, которая не даёт прямых наставлений «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое взаимодействие с детьми по нравственному воспитанию мы разработали перспективный и календарный планы. Планирование осуществлялось в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы мы подбирали в соответствии с поставленными задачами, предусмотрели постепенное усложнение содержания работы с учетом достижений детей.

Определяя средства и методы воздействия на детей, мы руководствовались принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А. С. Макаренко. Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у детей основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.

Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, мы учитывали, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни.

Планируя работу, мы использовали принцип систематичность и последовательности, который последовательное усложнение задач воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых нравственных правил, опыта поведения).

В работе с детьми мы использовали сказки, рекомендуемые для чтения, этические беседы, театрализованные игры по сказкам, проблемные ситуации.

К среднему дошкольному возрасту у детей расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяются возможности детей и в восприятии художественной литературы. Дети эмоционально и целостно способны воспринимать текст, выделять героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки персонажей.

Для чтения детям мы подобрали сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Художественные произведения, используемые для чтения детям

Название сказки

Мораль

«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»

Победа добра над злом

«Репка», «Три поросенка»

Трудолюбие, взаимопомощь

«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь»

Наказ слушаться старших

«Теремок», «Зимовье зверей»

Дружба помогает победить трудности

«У страха глаза велики»

Высмеивание трусость, глупость

«Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Косточка» (Л. Н. Толстой)

Осуждение хитрости, обмана

«Петушок и бобовое зернышко»

Забота о ближнем

«Заяц-хваста»

Осуждение хвастовства

«Два жадных медвежонка», Я. Аким «Жадина»

Высмеивание, осуждение жадности

Э. Мошковская «Обида», Е. Благинина «Посидим в тишине», С Капутикян «Бабушкины руки»

Забота о ближнем

К. Чуковский «Муха-цокотуха»

Взаимопомощь

После прочтения мы проводили беседу. Анализ произведения мы организовывали так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор, который мы проводили путем постановки вопросов. Очень важно было правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Сначала это были вопросы «Кто? Что? Как? Где?», в дальнейшем они приобрели аналитический характер «Почему?», мы побуждали детей размышлять о прочитанном, сопоставлять, сравнивать. Мы формулировали вопросы так, чтобы их смысл был доступным для детей, а слова точными, оправданными.

Составляя вопросы, мы также записывали желаемые ответы на них и наводящие вопросы, чтобы использовать их в том случае, если ответы детей будут не верными.

Например:

Рассказывание детям русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: объяснить смысл сказки, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец).

Хорошей основой для закрепления понимания сказки является театрализованные игры, игры – драматизации, так как в этом возрасте восприятие художественного текста все еще опирается на «проживание» его содержания в практической и игровой деятельности:

Игра - драматизация "Теремок".

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, активизировать словарный запас, отражающий эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; стимулировать инициативу детей в организации театрализованных игр.

Читая и рассказывая сказки мы фиксировали внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений.

Также в своей работе мы использовали этические беседы. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе мы связывали правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

Также мы использовали и проблемные ситуации. Эти ситуации учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.

В основе каждой беседы лежало художественное произведение, с помощью которого мы знакомили детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Вынести «нравственный урок» из текста, понять его помогали вопросы воспитателя. Темы бесед были различны: «Зачем говорят «Здравствуй», «Праздник вежливости», «Как жить дружно, без ссор», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Не будь жадным», «Умей видеть тех, кому нужна помощь», «Почему нельзя дразниться», «Спасибо за правду», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «Каждой вещи свое место».

Даже в ежедневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, мы учим его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

Не менее важным мы считаем взаимодействие с родителями. Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Мы провели следующую работу:

беседы с родителями на тему «Стили воспитания в семье»;

оформление памятки на тему о воспитательно-образовательных возможностях художественной литературы «Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»;

создание театрализованного уголка в группе, оформление уголка книги, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам, участие в них.

Рекомендации родителям по использованию сказочной волшебной силы сказок в семейном воспитании даются родителям по окончании каждого занятия, посвященного конкретным темам воспитания определенных качеств у детей: благодарности, чуткости, трудолюбии и др. Но формирование позиции сотрудничества актуально для большинства родителей. Поэтому постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идет от принятия детских работ в виде подарков, до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников.

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

Публикации по теме:

Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание Елена Алексеевна Шувалова МКДОУ Д/С № 83 г. Россоши Воронежской области Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов» Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение их к творчеству русских композиторов. «Кем бы ни стал в дальнейшем.

Отчет о самообразовании «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа города Агидель Республики.

Пьесы о дружбе для старших дошкольников по мотивам русских народных сказок Репка. Действующие лица: Ведущий Дед Бабка Птички Внучка Жучка Кошка Мышка Материал: Большая коробка, в которую поместиться физкультурный.

План по самообразованию «Формирование духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством русских народных сказок» «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский) Пояснительная.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропоганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Проектная работа «Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 269» Проектная работа «Приобщение детей к истокам народной.

Развития речевой активности у дошкольников посредством русских народных сказок Развития речевой активности у дошкольников посредством русских народных сказокВ последние годы проблема повышения речевой активности детей.

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок
Опубликовано: 18 октября 2018 в 19:41
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок» (включая файлы) размещена пользователем Попова Людмила Викторовна (УИ 1459714) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД