Черкасова Наталья Сергеевна
Мастер-класс для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс для педагогов
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество»
Цель: расширение знаний участников о потешке, как средстве духовно-нравственного воспитания и вариативности применения потешек в воспитательно-образовательном процессе для детей раннего возраста.
Аудитория: педагоги.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Духовно-нравственное воспитание дошкольников через народное творчество“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Оборудование: столы, стулья, магнитная доска, магниты, бумажные полоски с текстом, мел или маркер, цветные картонные листы формата А5 с тексом потешек на оборотной стороне, атрибуты для обыгрывания (кукольный театр, резиновые игрушки, картинки, мягкие игрушки); заготовки из ниток, нитки, ножницы, заготовки частей личика для солнышка.
Структура:
Приветствие
1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста.
2. Определение сущности потешки.
3. Работа с потешкой.
4. Физминутка для педагогов.
5. Изготовление игрушки-атрибута для потешки.
6. Сочинение авторской потешки о солнышке.
7. Рефлексия.
В ходе МК участники приобретут (актуализируют и закрепят) следующие знания, умения, навыки, качества:
-закрепят знания о применении потешекв режимных процессах;
-приобретут знания о вариативности использования потешек;
-актуализируют знания о потешках и возможности их обыгрывания;
-актуализируют умение составлять авторскую потешку,
-попрактикуются в изготовлении атрибута для визуализации потешки.
ХОД:
Приветствую вас, коллеги! Как приятно видеть всех вас сегодня на моем мастер-классе, посвященном духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста через чтение и обыгрывание потешек.
(Пустить лист регистрации участников).
Но, прежде чем мы начнем активно работать, давайте поприветствуем друг друга и немного познакомимся.
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Сложилась удачно ваша судьба,
В игрушки играете вечно вы? (да)
Так вы педагоги, вот ваша стезя?
А девиз ваш: «Учиться везде и всегда?» (да)
Скажите, хотели прийти вы сюда,
Чтоб что-то узнать, что-то взять для себя? (да)
А может нам просто устроить обед?
Заманчиво было бы? Скажем мы (нет)
Сейчас хочу слышать честный ответ,
Детей вы любите или нет? (да)
Чтоб деткам своим быть подмогой всегда
Нужно быть всегда в тренде, правильно? (да)
Кошмар нам знаком со студенческих лет,
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
1. У вас на столе лежат бумажные полоски с текстом. Прочитайте их про себя. Это возрастные особенности детей. Сейчас предлагаю нам всем вместе отфильтровать те из них, что подходят для деток раннего возраста (до 3 лет).
(Далее педагоги по очереди зачитывают тезисы и, в процессе обсуждения, отбирают более подходящие. Ведущий мастер-класса крепит «одобренные» тезисы на доску, чтобы получился список).
• Хорошо управляет своим телом, бегает, прыгает, кувыркается.
• Запоминает и анализирует информацию.
• Речь состоит из предложений, способны вести простейший диалог.
• Характерно спонтанное выражение эмоций.
• Изучает качество предметов и действий.
• Любит играть в среде сверстников.
• Эгоцентричен (считает, что весь мир крутится вокруг него)
• Внимателен и наблюдателен.
• Стремится к самостоятельности.
• Позиционирует себя с точки зрения гендера (девочка или мальчик).
В результате мы получили следующий словесный портрет ребенка раннего возраста:
• Хорошо управляет своим телом, бегает, прыгает, кувыркается.
• Запоминает и анализирует информацию.
• Речь состоит из предложений, способны вести простейший диалог.
• Характерно спонтанное выражение эмоций.
• Изучает качество предметов и действий.
• Любит играть в среде сверстников.
• Эгоцентричен (считает, что весь мир крутится вокруг него)
• Внимателен и наблюдателен.
• Стремится к самостоятельности.
• Позиционирует себя с точки зрения гендера (девочка или мальчик).
Исходя из этого списка, мы подразумеваем, что дети эмоционально восприимчивы, любят действовать с предметами, требуют индивидуального к себе внимания, умеют наблюдать и хотят что-то делать самостоятельно. Какие из названных характеристик явялются задачами духовно-нравственного воспитания (Ответы педагогов)
Отсюда делаем умозаключение, что потешки – это средство приобщения детей к духовно-нравственным ценностям. Вы со мной согласны?
2. Сейчас мы вместе составить определение такому ценному средству развития ребенка, как «ПОТЕШКА». Но делать это будем без всяких словарей, поскольку мы все педагоги, все эрудиты, теоретики и практики одновременно – мы профессионалы!
Я буду задавать параметры, а вы давайте им определения, характерные для потешки.
(Участники называют, ведущий – записывает на доске).
• Сущность, классификационный признак – жанр фольклора
• Объем – короткая
• Форма - стихотворная
• Цель – развлекательно-обучающая работа с детьми
• Сопровождение – движения, манипуляции, действия.
А теперь из всех записанных параметров составьте определение.
Итак, потешка – это… (короткий стихотворный жанр фольклора (или УНТ, призванный научить детей движениям, манипуляциям с предметами, определенным действиям в развлекательной форме.
Замечательно! Вы действительно профессионалы!
3. Сейчас предлагаю вам поработать с текстами потешек. На столе лежат листы формата А5, переверните их, там написаны потешки. Прочитайте потешку про себя и определите алгоритм работы с ней по следующей схеме:
• В каком режимном моменте возможно использовать?
• Предпочтительная форма работы (групповая, подгрупповая, индивидуальная?
• Цель потешки?
• Какая дополнительная атрибутика необходима?
• Какие навыки получат дети?
(Каждый педагог по очереди рассказывает алгоритм работы с потешкой).
4. Практически каждый из вас (или все) указали, что потешка развивает эмоциональность ребенка, повышает положительный эмоциональный фон. Ну, и чтобы повысить наш эмоциональный фон, поиграем и мы. Сегодня удивительное мероприятие, где мы, педагоги, можем поставить и реализовать образовательно-воспитательные задачи по отношению к самим себе.
А пришла я не одна,
Солнышко я принесла.
Нарисуем большой круг,
Много лучиков вокруг,
Это солнышко сияет
Все собою озаряет!
(Ведущий читает потешку и рисует солнышко)
Солнышко – колоколнышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Педагогам покажись!
(Этот отрывок проводится в соответствии с тем алгоритмом, который предложен педагогом ранее. Например: зовем солнышко – махи руками; показываем окошко – ставим ладони к лицу; показываем наряд – опускаем руки вдоль тела сбоку; показывается – руки ладонями вверх).
Скажите, а удобнее было бы использовать эту потешку с атрибутом «солнышко»? (ДА)
Поскольку в весеннее и летнее время это актуальный атрибут для игр, занятий и развлечений детей, то предлагаю вам изготовить его прямо здесь и унести с собой не только хорошее настроение, полученный опыт, но и игрушку собственного изготовления, которая пригодится в играх с детьми и будет напоминать вам об этом мастер-классе.
5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИГРУШКИ.
Пока мы делаем игрушку, поиграем в словесную творческую игру «По цепочке», а составлять по цепочке мы будем авторскую потешку про солнышко. Итак, начинаем!
Перед вами заготовки – обмотанные нитками картонные кольца диаметром 20 см.
Возьмите ножницы и аккуратно разрежьте нитки по контуру кольца, завяжите нитки.
Распрямите солнышко, как оно было на кольцах, поделитевесь круг на 8 секторов, обвяжите каждую часть короткой ниткой, чтобы получились лучики.
Лишнее обрежьте и украсьте его, сделав солнышко антропоморфным персонажем, т. е. создайте личико.
Это могут быть заготовки из фетра или готовые глазки, носик и губки, а могут быть пуговицы разного цвета и диаметра (глазки – голубые, ротик – маленькие красные, носик – большая черная).
6. А теперь, когда требуется меньше сосредоточенности и внимания, приступим к сочинению авторской потешки.
Я начну «Солнышко лучистое,
Яркое, искристое…»
(Далее педагоги по очереди добавляют по одной две строчки, ведущий записывает текст на доске. В конце вся потешка зачитывается).
7. Рефлексия.
Уважаемые педагоги, оцените пожалуйста мастер-класс (Раздать лист оценивания, либо лист для отзыва).
А с гостями я прощаюсь:
Будьте здоровыми,
Будьте счастливыми,
Будьте, как солнышко, красивыми.
До свидания! Спасибо за сотрудничество!