Резеда Ильясова
Родительское собрание «Нравственное воспитание детей через сказку» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки, используя и знакомя детей с живописными произведениями на сказочные сюжеты.
Задачи:
1. Вовлекать родителей в активную познавательную деятельность.
2. Показать приёмы работы со сказкой.
План проведения собрания :
Публикация «Родительское собрание „Нравственное воспитание детей через сказку“ в старшей группе» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
1. Вход в группу по пригласительным билетам (ответы на вопросы).
2. Сообщение воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка».
3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».
4. Презентация слайда «Дерево сказок».
5. Игровые ситуации: «Красочный конкурс», «Загадки от Колобка».
6. Мастер-класс: «Тестопластика».
7. Подведение итогов собрания. Памятки для родителей.
Ход собрания
1. Уважаемые родители, Вам необходимо приобрести билеты, приобрести их можно ответив на вопросы:
• Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?
• Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды.
• Сказочный персонаж долгожитель – это…
• Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?
• Кто исполнял все желания Емели?
• Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом?
• Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка?
• Назовите место рождения Колобка.
• Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да…»
• Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?
2. Вступительное слово воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка»
Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.
Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».
У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому хочется его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы).
А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки. Я хочу пригласить всех вас в мир сказки, волшебства и творчества.
Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка» - «Сочини новое окончание сказки» ( Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).
В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
«Загадки от Колобка»
«Узнай сказку по её отрывку» :
1. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, простившись с зелёной кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка.
4. Мастер – класс: «Тестопластика»
Цель: закреплять знания о героях народных сказок, передавать в лепке образы и характеры персонажей; развивать мелкую моторику, воображение, мышление.
(воспитатель предлагает родителям вылепить из теста любого сказочного персонажа)
5. Подведение итогов собрания : «Сказка – это маленькая модель мироздания»
Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»
• Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
• Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
• До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
• Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
• Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.
Рекомендации «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»
1. Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:
- «Отгадай название сказки»;
- «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;
- «Что лишнее?».
2. Игры со сказками дома :
- «Сочини новое окончание сказки»;
- «Звукорежиссёры»;
- «Пропущенный кадр».
3. Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:
- «Найди выход»;
- «Новые сказки»;
- «Сочини сказку».
4. Игры со сказками перед сном :
- «Сказочная цепочка»;
- «Встреча героев»;
- «Пересказ сказки по первым слогам».
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки,
музыки, фантазии и творчества.
Без этого он – засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский
А сейчас мы проверим, как Вы хорошо знаете сказки. Для этого Вам надо разгадать кроссворд.
Вопросы
По горизонтали:
4 Из какой посуды угощала Лиса Журавля?
5 Кто помог Снегурушке, вернуться домой?
6 Кто нёс пирожки бабушке и дедушке?
7 Что использовал волк для ловли рыбы?
9 Куда упала стрела младшего сына?
10 Чьи желания исполняла щука?
14 Кто поселился в теремок третьим?
15 К кому ходил свататься Журавль?
16 Кто помогал Василисе Прекрасной в трудную минуту?
17 Во что превратилась Снегурочка, перепрыгнув через костер?
По вертикали:
1 В каком государстве живут герои русских народных сказок?
2 Сестрица Иванушки?
3 Сказочный корнеплод?
8 Какая нога у Бhttps://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvlechenija-den-materi-868938.htmlабы-Яги?
11 С чем справилась мышка, а дед с бабкой не смогли?
12 В кого превратил Кощей Василису Премудрую?
13 Кто помогал Ховрошечке?
Ответы:
по горизонтали - тарелка, лиса, медведь, хвост, болото, Емеля, заяц, цапля, кукла, облачко.
по вертикали - тридевятое, Аленушка, репка, костяная, яйцо, лягушка, корова.
Ну, вот мы и выяснили, как хорошо Вы знаете сказки. После всего сказанного можно сделать вывод. Читать детям сказки надо, так как они помогают нам воспитывать в детях положительные качества.
Хочу закончить собрание словами Василия Александровича Сухомлинского «Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».