Светлана Дубина
Нравственно-патриотическое воспитание. Знакомство с декоративно-прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственно - патриотического воспитания и общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с декоративно – прикладным искусством
Народное творчество - источник чистый и вечный.
Душа народная добра и красива…
Одним из основных направлений работы в детском саду является работа по приобщению детей к русской народной культуре и знакомство с декоративно – прикладным творчеством, как частью этой культуры.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание, Знакомство с декоративно-прикладным искусством» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Декоративно - прикладное искусство, которое есть у каждого народа – это неотъемлемая часть жизни не только самих ремесленников, но и всего русского народа. Дети, знакомясь с декоративно - прикладным искусством познают прекрасное, дошкольное детство – это самое лучшее время для того, чтобы заложить в душу ребенка светлое, чистое. Искусство наших мастеров пробуждает душу ребенка, воспитывает в нем чувства красоты, любознательность, а так же любовь и гордость за свою страну, свой город. Приобщение к народной культуре поможет детям с самого раннего возраста понять, что они являются частью нашего великого русского народа. Именно в этом возрасте ребенок видит окружающую действительность через призму эмоций, тем самым привязываясь к тому месту, где он родился и растет.
Поскольку у детей возник интерес к народному декоративно - прикладному искусству, то мной был разработан методический материал, соответствующих возрасту и интересам детей. Были составлены и реализованы несколько проектов: «Русская матрешка», «Чудесные узоры», «Сказочная гжель», «Чудо нашего города», «Русская изба». Целью проектов стало воспитание любви к Родине, к своему народу, вызвать интерес к ее истории, культуре. Передо мной были поставлены задачи: развивать интерес детей к русским традициям и промыслам, познакомить детей с искусством народной росписи, декоративно – прикладным искусством (Гжельская роспись, Хохломская роспись, Дымковская роспись, Городецкая роспись, Каргопольская роспись, роспись Тагильских подносов, развивать творческое воображение и фантазию, привлечь детей к творческой деятельности, воспитывать у них чувство гордости и любви к Родному краю, к его народной культуре и людям, создающим ее.
Работая над этими проектами, я использовала разные методы и приемы: наглядность, метод обследования, словесный, практический, проблемно - мотивационный, метод «подмастерья», сотворчество.
Во время совместной образовательной деятельности с детьми была освоена техника папье-маше для выполнения заготовок для росписи, а затем дети самостоятельно расписывали готовые изделия, проявляя свое творческое воображение, мастерство, наблюдательность, полученную раннее.
В нравственном, духовном, патриотическом воспитании большое значение имеют те взрослые, близкие люди, которые окружают ребенка. Поэтому важно, чтобы родители были активными участниками образовательного процесса. В связи с этим, во время подготовки и реализации проектов каждый родитель вносил посильный вклад. Предварительная работа с родителями проводилась в разнообразных формах: собрание «Развитие творческой личности дошкольников через знакомство с народными промыслами России», были организованы консультации: «Гжельские чудеса», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; досуги «Самый семейный праздник», «Народные праздники и традиции»; рекомендации «Десять шагов на пути к творчеству», «Игрушки прошлого века»; проведены мастер-классы «Роспись дымковских игрушек», «Хохломские росписи»; оформлены фотовыставки «Городецкие узоры…», «Волшебная гжель», «Филимоновская и каргопольская игрушка».
На заключительных этапах проектов были проведены детские, родительские выставки, мастер-классы, вечера развлечений. Дети и родители принимали активное участие в наших проектах, с интересом, охотно взаимодействовали со всеми участниками проектов.
Приобщая детей к русской народной культуре, мы развиваем духовную личность каждого ребенка, который в дальнейшем станет носителем народных черт русского характера, так как настоящее и будущее не может быть без прошлого.
Очень хочется всем – родителям, воспитателям, всем нам, заглянуть в будущее и увидеть своих любимых детишек счастливыми, добрыми, умными - настоящими патриотами нашей Родины, услышать слова, сказанные с гордостью: «Я - Россиянин! Я люблю свою страну! Я - горжусь Россией!»