Никольская Вера
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Проект по реализации национального компонента Мордовии
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с большой
Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно патриотического воспитания детей.
Основы формирования личности закладываются в детстве, а в процессе
взросления человека происходит дальнейшее развитие личностных качеств. В
детском возрасте закладывается базовая система ценностей, формируется
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, Проект по реализации национального компонента Мордовии» размещена в разделах
- Мордовия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
мировоззрение, национальное самосознание, вырабатывается нравственно патриотическая позиция. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Человек учится различать добро и зло, у него
развиваются чувства милосердия и сострадания. Приобщение к русским
традициям особенно способствует формированию указанных качеств, так как
русская культура, русская цивилизация имеет нравственное содержание и
духовно-нравственный стержень. Комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России –
является главным направлением моей работы, что способствует развитию
познавательных способностей детей, воспитывает любовь к Отечеству, интерес к самобытной русской культуре. Способы приобщения к русским традициям просты: знакомство с фольклором (сказками, пословицами, поговорками, песнями) и историей русского народа, изучение основных событий русской истории и культуры.
Мною разработан проект «С чего начинается Родина?». Разработан
тематический план, где запланированы мероприятия с педагогами, детьми,
родителями. Создана предметно-развивающая среда для организации работы,
картотеки с иллюстрациями «Моя маленькая Родина», «Мордовская изба»,
«Мордовская национальная одежда», а так же работа по региональному модулю «Мы в Мордовии живем». Проводятся инсценировки русско-народных сказок, развлечения на воспитание духа патриотизма «День России», «День Флага», «Триколор», «День народного единства» и т. д. направленные на социализацию детей.
Создание проекта направлено на пробуждение у детей чувства причастности к наследию прошлого. Патриотическое воспитание старших дошкольников
осуществлялась при соблюдении следующих условий:
– возрастные и индивидуальные особенности детей старшего
дошкольного возраста;
– созданы условия, способствующие развитию патриотического
воспитания.
Проект включает в себя следующие задачи:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому,
городу, улице;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским традициям и промыслам;
– расширение представлений о Мордовии и России;
– знакомство детей с символами государства – гербом, флагом, гимном;
– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
Цели и Задачи поставленные решаются во всех видах деятельности – во время
образовательной деятельности, в игре, в беседах, трудовой
деятельности.
Проект состоит из четырёх основных взаимосвязанных блоков.
Первый блок «Мой край- Мордовия Моя». Включает в себя виртуальную экскурсию по достопримечательностям нашего города, путешествие по городу Саранску, изучение символики республики, родного города, национальности.
Второй блок «Мой дом моя семья – это Родина моя» включающих в себя беседы, тематические занятия, игры, праздники. Далее блок «Мордовские традиции и культура», здесь с воспитанниками ближе знакомимся с мордовской избой,предметами старины, национальной кухней и одеждой, с колоритом народных праздников таких как «Осенины. Покров», «День матери», «Новый год», «Рождество», «Крещение», «Масленица» и т. д. это в течении всего проекта проводим праздники.
Последний блок «Моя родина –Россия» здесь тема охватывает символику РФ гимн, герб, флаг, столицу России и все уголки необъятной нашей страны.
Работа с детьми несет разный характер по всем блокам это беседы, рассматривание иллюстраций, виртуальные экскурсии, викторины, ООД, народные игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы и инсценировки, художественно-эстетическая деятельность, ручной труд из природного материала. Пополнили предметно-развивающую среду тематической литературой, предметами старины, различными картотеками.
Такой вид работы помогают воспитать дух патриотизма и любовь к малой Родине; пробудить интерес и стремление узнать о Мордовии; ознакомить воспитанников с почетными, известными людьми Мордовии, с отдельными эпизодами истории республики.
Особенно важным аспектом является работа с родителями вначале проекта я провела анкетирование родителей по данному вопросу с целью развития интереса к данной теме, результаты анкетирования показали, что для родителей эта очень важная тема и они вместе с детьми примут активное участие в проекте.
Родителям были представлены различные консультации по патриотическому воспитанию «Как воспитать юного патриота?», «Патриотическое воспитание старших дошкольников», папка передвижка «Моя Мордовия-мои истоки», а так же совместно с детьми рисовали геологическое древо и посетили краеведческий музей им. И. Д. Воронина. Вся совместная деятельность с родителями решает многие поставленные задачи. В детях не только в саду,но и дома воспитывается нравственно патриотические чувства.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. На этом работа по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста не заканчивается, она будет продолжена.
Библиографический список
1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
2. Агапова Д. Ю. «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций»