Евгения Климентьева
Нравственно-патриотическое воспитание на логопедическом занятии «Моя семья-моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям -к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание на логопедическом занятии „Моя семья-моя малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям –отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов. Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Эта проблема касается и узких специалистов ДОУ, в частности, учителей-логопедов.
Содержание коррекционного дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков обучающихся, оказание помощи детям в освоении основной программы.
Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с задачами, направленными на нравственно-патриотическое воспитание детей планируются коррекционно-речевые задачи.
Благодатную почву дают занятия на тему “ Семья”.
• Задачами являются: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и
ответственности за родных и близких.
На логопедических занятиях (и не только) происходит развитие мелкой моторики. Существует много пальчиковых игр про семью : все вы прекрасно знаете игру «Этот пальчик – дедушка…»; «Дружная семья» и др. Можно проводить как простые пальчиковые игры, так и с использованием пальчикового театра, рисовать на пальчиках забавные рожицы, использовать перчатки. Сейчас мы с Лёшей покажем Вам игру «Моя семья».
Как у нас семья большая хлопаем в ладоши
Да весё лая:
Два у лавки стоят, загибаем пальчики
одновременно на двух руках
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются,
Две Дашки у кашки
Питаются,
Две Ульки в люльке
Качаются,
Одна Маша не наша, разводим руки в стороны и
пожимаем плечами
Да и та хороша.
Т. ж выполняются мимические упражнения: например-изобразить маму (огорченную, печальную, радостную); строгого дедушку; жадную сестрёнку, капризного ребёнка, злого папу, добрую бабушку. Для развития восприятия и понимания основных эмоций ребё нка знакомим со следующими эмоциями: радость, печаль, гнев, удивление и пиктограммами, которые их обозначают. Посмотреть на человечков: показать, где человечек грустный, веселый, злой, удивленный. У Маши день рождения: дорисовать лицо так, чтобы было видно, что она радуется, что ты нарисуешь?
У Маши день рожденья. Кто больше надует шар- развитие направленного плавного выдоха (вдохнуть через нос, задержать дыхание, выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара).
Основной элемент логопедических занятий-артикуляционная гимнастика. Лёша сейчас нам опять поможет. Артикуляционное упражнение «У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые – лишь кожа да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись.
Поцеловать они всех потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы,
Чистим мы свои верхние зубы
Вправо и влево, внутри и снаружи,
С нижними зубками тоже мы дружим.
Губы сожмем мы и рот прополощем
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим – положат блины нам.
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.
Блинчик жуём, завернём и прикусим
Блинчик с вареньем малиновым вкусным.
Чашки поставим, чтобы чаю налили,
На нос подули – мы чай остудили.
Чаю попили – никто не обижен.
Вкусные был завтрак, мы губки оближем.
Бабушка шила, а Барсик с катушкой
Бегал, как будто с живою зверюшкой.
Бабушке нашей всегда помогаем:
Нитки в иголки мы ей продеваем.
Бабушка швы на машинке строчила
И на зигзаг её переключила.
Петли иголкой она обметала,
Пуговки круглые попришивала.
Дедушка сделал для внуков качели.
Все мы на них покачаться успели.
После качелей мы в прятки играли
Прятались на чердаке и в подвале.
Дедушка скачет на лошади ловко,
Звонки вязнут на глине подковки.
Вот замедляет лошадка шажочки,
Вот на опушке мы видим грибочки
Вот из сарая индюшка пришла,
Важно сказала: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (Надуваем щёки.)
(Втягиваем щёки.)
(Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы.)
(Губы тянутся вперёд.)
(Снова широкая улыбка.)
(Широкий язык за верхними зубами.)
(Соответствующие движения широким языком.)
(Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами.)
(Поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух.)
(Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы.)
(Широкий язык лежит на нижней губе.)
(Подуть на широкий язык.)
(Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы.)
(Облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад.)
(Широкий язык загибаем кверху чашечкой,
(Подуть с «чашечки» вверх.)
(«Чашечка» двигается вперёд-назад.)
(Кончик языка облизывает губы по кругу.)
(Кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад.)
(Узкий язык вытянут вперёд.)
(Узкий язык двигается вперёд-назад.)
(Узкий язык двигается влево-вправо.)
(Кончик языка описывает круг за губами.)
(Кончик языка упирается то в одну, то в другую
щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот.)
(Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы.)
(Широкий язык убирается под верхнюю губу.)
(Широкий язык - под нижнюю губу.)
(Щёлкаем языком.)
(Цоканье на верхней губе.)
(Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки.)
(Присасываем язык к нёбу и открываем рот.)
(Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом.)
На своих логопедических занятиях я использую разнообразные словесные игры:
•“Подбери признак”/ Какая у вас семья? –большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др. /;
•“Обязанности в семье”
/Что делает папа? Что делает мама?
Какие обязанности у сестры, у брата?/
*Закрепление в речи антонимов «Скажи наоборот»;
*Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
• Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам.
Т. ж на занятиях развиваем речевое дыхание и голос: бабушка поднимается по лестнице и ей тяжело: «О-О-О-О-ох! У-у-у-у-ух!». Учим маленького брата говорить слоги: кА-га,ко-го, ку-гу, кто-кты, кта-кту».
На логопедических подгрупповых и групповых занятиях можно использовать физминутки и подвижные игры. Давайте мы с вами встанем и сделаем «Семейную зарядку».
Осенью, весной,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встаём в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
(выполнять соответствующие движения)
И поиграем в игру «Помирились».
Плохое настроение у нас в семье с утра,
И потому в семье у нас не ладятся дела.
(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина,
(наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки у старенькой кружится голова,
(круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал
(стучим кулачком друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал
(смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмемся
(взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся!
(семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).
Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитания и дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире. Спасибо за внимание.