Приложение МААМ

Новые формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Елена Валерьевна Хасанова
Новые формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Новые формы взаимодействия

семьи и дошкольного образовательного учреждения

в современных условиях

Публикация «Новые формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современных условиях» размещена в разделах

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации», ст. 64, «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие. Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Стало необходимым, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. Родители являются первыми педагогами с самого раннего возраста детей и поэтому одной из задач педагогического коллектива МБДОУ работа над повышением педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания. В ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является партнерство Организации с семьей, что является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Это и послужила необходимостью создания муниципальной инициативной площадки «Социальное партнерство ДОУ и семьи как основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО». Устанавливая взаимоотношения с семьей, наше дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса воспитания ребенка-дошкольника. На современном этапе обновления дошкольной политики важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность учреждения, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями. Педагогами нашего дошкольного учреждения было апробировано несколько инновационных форм взаимодействия с родителями. Основной целью всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей, педагогический коллектив ставит – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Перед коллективом встала задача – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Планируя ту или иную форму работы с семьями воспитанников, мы исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность. Наш коллектив использует разнообразные современные формы работы с родителями, хочу представить вашему вниманию некоторые из них:

В группах созданы телефоны доверия, родители проинформированы о возможности задать любой вопрос, сообщить о любой проблеме, поделится своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей, заместителю заведующего, психологу и т. д. Данная форма пользуется большим спросом, так как не каждый родитель может при личном контакте раскрыться специалисту, многие недоразумения решаются, не доходя до конфликта.

Создана гостевая книге сайта, где любой родитель может задать интересующийся его вопрос и в течение некоторого времени получит на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета и т. д. Консультирование родителей иногда может содержать даже ссылки на другие источники: сайты, литературу.

Введена в практику открытая форма взаимодействия с родителями как демонстрация достижений детей. Достижение-это безусловны успех ребёнка в чём-либо, значимые для его родителей. Воспитатели – люди творческие, наделены изобретательными способностями, креативны, так что варианты оформления достижений детей неисчислимы: в виде цыплят, лучиков солнца, цветов, автопортретов детей, к которым или рядом с которыми крепятся записки с описанием достижений на информационном стенде. Так же активно используем трансляция видео фильмов о жизни детей в дошкольном учреждении. Данные две формы показывает родителям замечательные мгновения жизни ребёнка в детском саду (скрытые от их глаз, у родителей формируются позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в детском саду, и меняются представления о родительской роли в обучении и развитии ребёнка.

Форма оповещение родителей о запросе – детей (считаем, что данная форма в полном объеме решает вопрос вовлечения родителей в образовательное пространство ДОУ). Здесь мы используем модель трёх опросов, в любое свободное время воспитатель может, поговорит с детьми о том, что они знают или хотят узнать, например, по теме недели домашние животные, о кошках (космосе, динозаврах). Все высказывания детей записываются, около каждого высказывания ставиться имя автора и сопровождается обязательным написанием объявления. В результате такого опроса родители увидят сферу интересов своих детей и получат представления о том, какими способами они готовы получать новые знания. Это, без сомнения, мотивирует родителей, подключится к обсуждению темы с детьми и помочь необходимым материалом.

Активно используем метод проектов, здесь родители подключаются к выполнению определенной части общего задания. В детском саду проходил проект «Моя малая Родина - Мончегорск». Родители совместно с детьми собирали информацию, об архитектуре, названиях улиц. Делали зарисовки, фотографии, мультимедийные представления по данной теме. Затем представляли свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствовал сближению родителей, детей и педагогов.

В течение года коллектив дошкольного учреждения реализовывал проект «Сказка для детей», цель которого была вовлечение родителей (законных представителей) в театральные постановки. Совместная театральная деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни дошкольного образовательного учреждения, которому присущи зарегламентированность и искусственная изоляция детей, ограниченный спектр их общения друг с другом и взрослыми. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом сообщества. Следует отметить, что подобная организация совместной деятельности способствует не только самореализации и взаимообогащению каждого ребенка, но и взрослых, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, родители лучше узнают своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

При подготовке к родительским собраниям, беседам, консультациям педагоги используют «Волшебный цветок мудрости» – на информационном стенде размещается цветок, лепестки цветка пустые, в сердцевине цветка обозначена проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме. Собрания стали проводить в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок. Педагоги используют видеозаписи, презентации деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Вырос процент посещения собраний родителями.

В ДОУ создан и действует клуб «Родительские вечера». В течение учебного года проходят 3 заседания. Педагоги проводят встречи с родителями в увлекательной, интересной форме. Темы подбираются с учетом пожеланий родителей это такие как: «Как сохранить здоровье», «Здоровый ребенок - талантливый ребенок», «Скоро в школу», и т. д. Организация родительского клуба связана с необходимостью соответствовать запросам современных родителей и оперативно реагировать на трудности, возникающие у них в процессе воспитания детей, повышением их педагогической культуры. Заседания клуба для родителей – это всегда интересные педагогические беседы с родителями. Целью встреч в родительском клубе является обмен мнениями по тому или иному вопросу, их особенность заключается в активном участии и педагога и родителей. Педагог продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. В результате непринужденного общения родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Стараемся, вовлекать детей в заседания клуба, включаем практическую часть или мастер- класс. В заключении каждый родитель получает буклет по теме. Это форма взаимодействия способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и дошкольного учреждения к воспитанию детей.

Очень интересно, увлекательно проходят выставки совместного творчества родителей, детей, педагогов. Это выставки рисунков «Дорога - это опасно!», «Огонь-друг, огонь-враг!», «Волшебница осень», выставки фотографий «Моя семья на отдыхе», «Папа, мама, я - спортивная семья», выставки поделок из природного материала и овощей, изготовленные руками взрослых и детей «Лукошкино», «Животный мир», «В гостях у бабушки в деревне»

Популярны в ДОУ совместно проведенные с родителями акции. Акции проводим разного характера: экологические, оздоровительные, познавательные. В ходе акции «Первоцветы» педагоги, родители и дети познакомились и узнали о первых весенних цветах, приняли участие в благоустройстве цветников на участке детского сада, любовались красотой первых весенних цветов. В ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать помощь в строительстве зимнего городка, общение друг с другом, увидеть своего ребенка в общении со сверстниками. Плодотворно, интересно прошла акция «Осторожно - дорога!». Родители, дети получили большое удовольствие, знания от общения со «Светофорчиком». Родители совместно с детьми, педагогами мастерили макеты улиц, изготавливали дорожные знаки, была собрана выставка книг, игр по правилам дорожного движения. Такая форма работы, как акция завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы не только группы, но и учреждения. Акция «Чисты город, чистый- детский сад»- ее название объясняется тем, что наряду с задачами, которые решаются в ходе широко известных рекламных акций, родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребенку положительного отношения к природе.

В ДОУ уже несколько лет функционирует для родителей, чьи дети пока еще не посещают детский сад – консультационный центр. Разработано положение, план работы. Родители имеют возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ДОУ, стилем общения воспитателей с дошкольниками, получают необходимую информацию или консультацию.

Квест - и игровая педагогическая технология, и форма взаимодействия педагога, детей и их родителей. Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым, а так же создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, что обеспечивает открытость дошкольного учреждения.

Такие формы работы побуждают родителей более активно участвовать в образовательном пространстве учреждения и создают в учреждении необходимые условий для развития ответственных и взаимно дополняемых отношений с семьями воспитанников с целью разрешения проблем, интересов и нужд ребенка, способствующих всестороннему развитию личности дошкольника.

Публикации по теме:

Воспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОСВоспитательная среда образовательного учреждения дошкольного образования в аспекте современных ФГОС Автор: Мажова Светлана Александровна - воспитатель детей дошкольного возраста МОУ "Анишинская СШ им. Героя Советского Союза А. С. Гостева".

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖФотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ Слайд №2 «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого.

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ» Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в условиях ДОУ «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерамиВзаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами» Современное дошкольное образовательное учреждение не может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Новые формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современных условиях
Опубликовано: 9 января 2023 в 20:03
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Новые формы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в современных условиях» (включая файлы) размещена пользователем Елена Валерьевна Хасанова (УИ 3102471) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД