Наталья Холкина
Новые формы работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
По требованиям ФГОС дошкольного образования, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Темочки:
Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество ОО с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Важное внимание вопросу взаимодействия семьи и образовательного учреждения уделяется и в Программе развития БОУ «Колосовская средняя школа» на 2016-2021 годы.
Семейное образование играет особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте происходит первоначальное становление личности. И очень важным, согласно Национальной стратегии действий в интересах детей, является «обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения».
По наблюдениям педагогов выяснилось, что у родителей недостаточно свободного времени для занятий с детьми дома, они неуверены в своих возможностях; многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания детей; родители заняты повседневными житейскими заботами, многие воспринимают дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, игрушкам, компьютеру.
С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.
Таким образом, анализ состояния данной проблемы взаимодействия специалистов дошкольных групп с родителями и определили актуальность темы проекта, над которой мы работаем : «Организация работы с родителями БОУ «Колосовская средняя школа» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
Идея проекта:
-внедрение инновационных, нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников, позволяющих установить эффективное и целенаправленное взаимодействие дошкольных групп и родителей в условиях реализации ФГОС ДО.
Цель проекта:
Вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс дошкольных групп БОУ «КСШ».
Задачи проекта:
-установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
-объединение усилий для развития и воспитания детей;
-создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-формирование у родителей практических умений в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;
-привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребенка.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что совместная работа с родителями по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство общеобразовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Объект исследования:
Педагогический процесс в дошкольных группах БОУ «Колосовская средняя школа»
Предмет исследования:
Система взаимодействия дошкольных групп БОУ «Колосовская средняя школа» с семьями воспитанников.
Участники проекта:
Воспитанники младшей дошкольной группы;
Воспитанники старшей дошкольной группы;
Воспитанники подготовительной дошкольной группы;
Воспитатели;
Родители.
Сроки реализации проекта : проект рассчитан на 5 лет (2016-2021)
Предполагаемый конечный результат:
1. Повысится уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
2. Сформируется мотивация родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом дошкольных групп БОУ «КСШ», а также участию в образовательном процессе;
3. Установится единство стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между дошкольными группами, семьей и школой.
4. Возрастет открытость и доступность деятельности дошкольных групп для родителей и общественности.
Концепция проекта
Основой концепции проекта является организация работы с родителями БОУ "Колосовская средняя школа".
Для реализации идей созданы и внедряются инновационные формы работы с семьями воспитанников, позволяющие установить эффективное и целенаправленное взаимодействие дошкольных групп и родителей в условиях реализации ФГОС ДО.
Педагоги каждой возрастной группы младшей, старшей, подготовительной визуально разделили родителей на подгруппы :
-родители – лидеры, активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
-родители – исполнители, но заинтересованные и желающие помочь в решении проблем;
-родители – критические наблюдатели - равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Зная особенности каждой группы, педагогу стало легче планировать работу с родительским коллективом.
Работа с родителями планируется заранее. Начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольных группах. Проводим анкетирование, личные беседы, все это помогает правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать новые, интересные формы взаимодействия с семьей.
В своей работе стареемся использовать нетрадиционные формы и методы работы.
Мы ушли от понятия «родительское собрание» и перешли к нетрадиционной форме его проведения. Встречи с родителями у нас называются «Родительский вечер», «Душевный разговор», «Гостиная для родителей».
К форме душевного разговора приглашаются те родители, чьи дети имеют проблемы: агрессивны, не умеют общаться со сверстниками, плохо справляются с развивающими задачами.
Родительский вечер начинается с выступления детей: это может быть показ кукольного спектакля или театрализованной сценки, мини - концерта, а затем проводится встреча по теме.
В гостиной для родителей присутствующие делятся опытом воспитания и образования детей.
Также проводятся мастер-классы, где не только педагоги обучают родителей различным приемам рисования, лепки, аппликации, но и родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и образования детей. Мы стараемся создать атмосферу взаимопонимания через общие интересы.
Все это помогает нам лучше понять как родителей, так и детей, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в общеобразовательном учреждении и дома. Психологическим условием такого успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.
Прежде всего, мы стараемся расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями.
Апробируется много различных форм работы с родителями.
Например, формы познавательной деятельности - это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, Дни открытых дверей и т. д. Предмет, тему, методику проведения родители и воспитатели определяют совместно. А также при составлении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части, формируемой участниками образовательных отношений, родители приняли активное участие в выборе парциальных программ.
Для поддержки образовательной деятельности дома родители активно используют пособия как для детей раннего возраста (2-3 года, так и для детей дошкольного возраста (3-7 лет, предложенные педагогами из серии «Школа семи гномов», которая охватывает все образовательные области и направления развития детей. На информационной доске воспитатель указывает разделы, которые следует использовать для занятий на текущей неделе дома.
Активно используются формы трудовой деятельности. Родители помогают создавать и пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы, участвуют в трудовых десантах по благоустройству и озеленению территории, посадках аллей в связи со знаменательными событиями в жизни детей и их родителей, принимают активное участие в субботниках, санитарных днях, ремонте групп, в пополнении книжного фонда библиотеки.
Развиваем формы досуга – это подготовка и проведение мероприятий, утренников и спектаклей, праздников, соревнований, спортивных мероприятий, конкурсов, различных кружков.
Применяем формы активизации – ведём дискуссии, диалоги, обсуждаем ситуации, анализируем детские высказывания, ищем применение детскому творчеству, используем метод игрового моделирования.
Используем наглядность - создаём папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, буклеты, детские или совместные рисунки, поделки с родителями, фотовыставки, семейные газеты и уголки для родителей.
Из сравнительно новых форм работы с родителями следует отметить видеолекции, которые показываются по определенной тематике, например, «Родителям будущих первоклассников», «Как научить ребенка решать конфликты».
Интересной формой сотрудничества является выпуск семейных стенгазет «Новогодние истории нашей семьи», «На страже мира», «Семейные традиции», «Спорт в нашей семье». В создании газеты участвуют воспитатели, родители и дети.
Постоянно ищем новые формы поощрения детей.
Каждый воспитатель в своей группе придумал и разработал благодарности родителям за оказанную помощь или работу. В младшей группе на шкафчик ребенка за любой вид помощи, оказанной родителями, приклеивается звезда. В старшей группе это смайлик, а в подготовительной группе оформляется стенд из фотографий и благодарственных писем.
Родители стараются быть примером как для своего ребенка, так и для остальных родителей. Дети строго ведут подсчет «наградам», при этом подталкивая родителей на оказание помощи. Даже пассивные родители начали активно принимать участие в жизнедеятельности дошкольных групп.
Считаем, что эти формы являются наиболее эффективными, мы постарались найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем.
Промежуточные результаты достижения целей проекта:
Привлечение родителей к жизни дошкольных групп БОУ «КСШ» еще недавно казалось такой большой проблемой. Уже спустя год обстановка изменилась.
* Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
*Педагоги стали инициативнее, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь, стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям.
*Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в дошкольных группах. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах дошкольных групп.
*Новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно при добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс.
*Изменилось общение педагогов и родителей : взаимоотношения стали партнерскими. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Формальное общение исчезло.
*Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников:
-дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о группе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
-ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в центре всех мероприятий.
*Выпускники подготовительной группы хорошо адаптировались в начальной школе, родители не потеряли интереса к вопросам обучения и воспитания своих детей.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников дошкольных групп даёт положительные результаты, позволяя организовать совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи более эффективно.
Всей своей работой сотрудники дошкольных групп доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Используемая литература:
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
3. Программа развития БОУ «Колосовская средняя школа» на 2016-2021 годы.
4. Проект ««Организация работы с родителями БОУ «Колосовская средняя школа» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (2016-2021 годы).
5. Интернет-ресурсы.