Елена Сонина
Нормы речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые трудности у детей
1. Ребёнок не говорит совсем.
ОТСУТСТВИЕ РЕЧИ В ТРИ ГОДА – НЕ ПРОСТО
ЗАПАЗДЫВАНИЕ – ЭТО СИГНАЛ О
РЕЧЕВОМ НАРУШЕНИИ!
Необходимо обратиться к ЛОГОПЕДУ за консультацией!
2. Задержка на стадии называния.
Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого, долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т. п.
3. Говорит, как маленький.
4. Невнятная речь.
5. Не хочет говорить.
Публикация «Нормы речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
6. В речи появились запинки.
Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть поставлен диагноз. Родные и близкие ребёнка могут помочь в этом специалистам.
Ребёнок и речь
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Речь ребёнка отражает социальную среду, в которой он растёт. Дети с нарушением речи входят в группу риска адаптации в школе.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определённые условия психического развития. Прежде всего, необходимо, чтобы у ребёнка:
- достигли определённой степени зрелости различные структуры головного мозга;
- правильно и координировано работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
- были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
- формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
- способность говорить;
- способность понимать сказанное.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает:
- самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
- звуковой формой слов;
- значением слова;
- грамматическим строем речи.
Помимо правильного оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребёнка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи – чтению и письму.
Как ребёнок учится говорить?
Слушая речь взрослых и повторяя то, что он услышал? Это,
несомненно, необходимое условие: ребёнок слышит речь окружающих, её ритм, интонацию, запоминает, а каких ситуациях употребляются те или иные слова, выражения, и по их аналогии начинает пользоваться ими в своей речи. Но ребёнок не только имитатор, он – творческий участник овладения языком. Иначе невозможно объяснить, каким образом он не просто использует в своей речи готовые заученные образцы, а открывает законы, по которым сам создаёт новые уникальные высказывания.
НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ОТ 1 ГОДА ДО 4 ЛЕТ
После года развитие речи идёт стремительно. В это возрасте дети нередко разговаривают с игрушками, картинками, домашними животными. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов, по сюжетным картинкам. К полутора годам в самостоятельной речи ребёнка насчитывается около 20 слов, а в 2 года – 50 слов. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие из двух и трёх слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.
На третьем году жизни дети рассматривают в книгах картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают слова большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трём годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. К этому времени активный словарь ребёнка включает до 1500 слов. Вместо простой двусложной фразы он начинает использовать развёрнутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка.
К трём годам ребёнок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения. На основе общения речь начинает выполнять функцию организации его действий. Начальное грамматическое оформление речи на третьем году жизни подготавливает становление монологической речи, развивается связное высказывание. Возникают первые модели словообразования. Появляются характерные признаки речевого обобщения, речь начинает становиться регулятором поведения.
НОРМАТИВЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ
В 4 года фразовая речь ребёнка включает уже предложения, состоящие из 5 – 6 слов. В этом возрасте дети начинают сопровождать свою игру речью, что свидетельствует о формировании регулирующей функции. Словарный запас достигает к четырём годам примерно 2000 слов.
К пяти годам ребёнок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т. д. Развитие любознательности заставляет ребёнка ставить перед собой всё более сложные вопросы, которые требуют ответа, либо оценки его размышлений со стороны взрослого. Ведущей формой общения становится познавательная.
В 4,5 – 5 лет заканчивается формирование фонетической системы родного языка, что в значительной мере создаёт готовность к овладению письменной речью. К концу пятого года высказывание ребёнка по форме короткий рассказ. К шести годам происходит овладение значением производных слов и словообразовательной деятельности. Снижается интенсивность словотворчества, развиваются навыки самоконтроля и критическое отношение к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, анализа «в уме». Формируется анализ сообщений, отношение к речи других и к собственной речи. На седьмом году жизни человек начинает осознавать себя как социально не зрелого, у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности. Становится возможным установление причинно – следственных отношений в социальных, познавательных, языковых и других процессах. Язык может стать предметом изучения.