Олеся Александровна Вишнякова
Консультация для родителей «Нормы речевого развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Данные консультации размещаю в информационные уголки для родителей детей разных возрастных групп детского сада.
Консультация для родителей
Норма речевого развития детей первой младшей группы.
Уважаемые родители!
Публикация «Консультация для родителей „Нормы речевого развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам.
Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребенка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними. Окружающие люди начинают понимать речь ребенка, но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги «клой» - открой, «сото» - высоко, вставляют лишние звуки «таньканчик» - стаканчик.
Грамматический строй: На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. Он пользуется как однословными предложениями «Мосьно?» - Можно? так и предложениями из нескольких слов «Мама будет умываца» - Мама будет умываться. Речь детей несовершенна. Они допускают ошибки: -в роде существительных «Куда папа посола?» - Куда папа пошел? -числе и падеже «Вот лубасек» - Вот рубашка -не всегда употребляют союзы и предлоги «Миса сидит кусит» - Миша сидит и кушает, «Кису каду паток» - Кошку кладу в платок.
Звукопроизношение: Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ, губно-зубные (Ф, ФЬ, В, ВЬ, переднеязычные (Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ, СЬ, ЛЬ, заднеязычные (К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ). Свистящие (С, З, ЗЬ, Ц, шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ) и сонорные (Р, РЬ, Л) он обычно или пропускает или заменяет: С на СЬ,ФЬ; З – СЬ,В; Ц – ТЬ; Ш – СЬ,ТЬ; Ж – СЬ,ДЬ; Ч – ТЬ; Щ – ТЬ; Р – ЛЬ.
Основная задача для детей этого возраста – развивать артикуляционный аппарат (проведение артикуляционной гимнастики) и привлекать внимание к звучащему слову. С ребенком надо много разговаривать, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Надо избегать лишних длинных фраз, выделяя главные слова, произносить их громко и отчетливо. Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребенок говорить ясно и красиво или примитивно и грубо.
Консультация для родителей
Норма речевого развития детей второй младшей группы.
Уважаемые родители!
За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам.
Словарь: активный словарный запас ребенка составляет 1000-1500 слов, состоящий в основном из существительных и глаголов. Постепенно появляются прилагательные, наречия и др. Начинает формироваться понятие об обобщающих словах.
Грамматический строй: Дети овладевают грамматическими формами: мн. ч, В. п. и Р. п. сущ., изменяют основу глагола. Дошкольникам доступна простая форма диалога. Дети способны к пересказу хорошо знакомых сказок «Курочка-ряба», «Колобок».
Звукопроизношение: Звуки произносятся смягченно «зюк» - жук, «сярик» - шарик. Свистящие произносятся недостаточно четко, часто совсем не произносятся «абака» - собака, заменяются С – Ф «фонце» - солнце, З – В «ваяц» - заяц, С – Т «тобака» - собака, Ц – Т «тветок» - цветок. Шипящие произносятся недостаточно четко, заменяются свистящими: Ш – С – Ф «сапка», «фапка» - шапка, Ж – З – В «зук», «вук» - жук. Звуки Л и Р пропускаются или заменяются на другие «лямпа», «ямпа» - лампа.
Имеются особенности в словопроизношении: сокращение «тул» - стул, перестановки «шапля» - шляпа, добавление звуков «реблята» - ребята, уподобление одного звука другим «бабака» - собака. Используются трехсложные слова, но второй слог опускается («мокко» - молоко).
К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.
Консультация для родителей
Норма речевого развития детей средней группы.
Уважаемые родители!
За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам.
Словарь: К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков.
Грамматический строй: Дети 4 лет пользуются более усложненной и распространенной фразой. Речь становится более связной и последовательной. Дети учатся отвечать на вопросы, пересказывать хорошо известные сказки, рассказы, употреблять грамматически правильные формы слов. Ребенок различает формы настоящего и прошедшего времени.
Звукопроизношение: У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков: исчезает смягченное произношение согласных, пропуск звуков и слогов, особенно в многосложных словах. Недочеты звукопроизношения в этом возрасте у некоторых детей могут выражаться в неправильном, чаще в неустойчивом произношении свистящих и шипящих звуков, когда в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно. Дети испытывают затруднения в тех словах, где звуки встречаются одновременно: СтаруШка. Фразу «Саша сушила шубу на солнышке» дети среднего дошкольного возраста могут произнести так «Шаша шушила шубу на шолнышке». Такое произношение связано с тем, что недостаточно закреплены отдельные звуки или нет четкой дифференциации звуков в собственной речи. Обычно под влиянием обучения такие несовершенства звукопроизношения со временам исчезают. Овладение правильным звукопроизношением не у всех детей происходит равномерно и одинаково. Произношение отдельных звуков некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся нечетко, не все дети умеют произносить звуки Л и Р. До пятилетнего возраста такое неправильное произношение звуков является вполне закономерным. На пятом году жизни дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
К концу пятого года жизни все дети должны пройти обследование речи у логопеда.
Консультация для родителей
Норма речевого развития детей старшей группы.
Уважаемые родители!
За последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих речевые нарушения. Есть дети практически неговорящие и дети, имеющие незначительные отклонения в развитии речи. ПРИСЛУШАЙТЕСЬ К РЕЧИ ВАШЕГО РЕБЕНКА! Соответствует ли его речь возрастным нормам.
Словарь: К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000 слов. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений. В процессе употребления слов совершенствуется их произношение. В речи ребенка не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют малознакомые слова (эскалатор).
Грамматический строй: У детей возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.
Звукопроизношение: На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в собственной речи. Дети готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков языка. Но еще встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко, Р заменяется на Л или Й; Л заменяется на ЛЬ. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах сложной слоговой структуры. Затруднения в дифференциации звуков чаще всего выражаются в том, что дети не всегда верно произносят слова и особенно фразы, насыщенные определенными группами звуков, например, слова «сушка, шоссе» произносятся как «шушка, шошше». «Шла Саша по шоссе» как «Шла Шаша по шошше». Причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи у некоторых детей могут быть дефекты в строении речевых органов, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата или недоразвитие фонематических процессов, которые отвечают за узнавание, различение звуков родного языка.
К концу пятого года жизни все дети должны пройти обследование речи у логопеда. Некоторым детям после обследования речи логопед может поставить следующие диагнозы: ФФНР, ФНР, ОНР.
Что такое ФФНР? Фонетико-фонематическое недоразвитие речи довольно распространенное нарушение. Такое заключение ставится тогда, когда ребенок смешивает и заменяет звуки речи (шапка – «сяпка»). Он не имеет четких представлений о том, как должен правильно звучать заданный звук. При этом запас слов у ребенка достаточно большой и фразы он строит правильно.
Что такое ФНР? При фонетическом недоразвитии речи нарушается только звукопроизношение. Звук или искажается Р «велярный» или пропускается «…ыба».
Что такое ОНР? Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, когда у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм (неправильное построение фразы, дефекты произношения и фонематические нарушения.
Дети, имеющие подобные нарушения, чрезмерно возбудимы, непоседливы, неловки в движениях, быстро утомляются, у них беспокойный сон. После консультаций с медиками (отоларинголог, стоматолог, психоневролог) и логопедом ребенку рекомендуются специальные занятия в индивидуальном порядке.
Консультация для родителей
Норма речевого развития детей подготовительной группы.
Словарь: К шести-семи годам словарь ребенка увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождение между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.
Грамматический строй: К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам. «У меня нет перчатков». Исчезает аграмматизм (неправильное построение фразы, в речи используются пересказы. Ребенок владеет послоговым чтением.
Звукопроизношение. В условиях правильного речевого восприятия и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. В этом возрасте почти все дети готовы воспринимать работу по подготовке к обучению грамоте. Некоторым детям после обследования речи логопед может поставить следующие диагнозы: ФФНР, ФНР, ОНР.
Что такое ФФНР? Фонетико-фонематическое недоразвитие речи довольно распространенное нарушение. Такое заключение ставится тогда, когда ребенок смешивает и заменяет звуки речи (шапка – «сяпка»). Он не имеет четких представлений о том, как должен правильно звучать заданный звук. При этом запас слов у ребенка достаточно большой и фразы он строит правильно.
Что такое ФНР? При фонетическом недоразвитии речи нарушается только звукопроизношение. Звук или искажается Р «велярный» или пропускается «…ыба».
Что такое ОНР? Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, когда у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм (неправильное построение фразы, дефекты произношения и фонематические нарушения.
Дети, имеющие подобные нарушения, чрезмерно возбудимы, непоседливы, неловки в движениях, быстро утомляются, у них беспокойный сон. После консультаций с медиками (отоларинголог, стоматолог, психоневролог) и логопедом ребенку рекомендуются специальные занятия в индивидуальном порядке.