Кочнева Оксана Александровна
Нормы речевого развития детей. Для информационного стенда (уголка логопеда в группах)
▼ Скачать + Заказать документы
3- 4 года. Данный возрастной этап смело можно назвать младшим дошкольным возрастом. Позади три года активной познавательной деятельности окружающего мира. Главной задачей этого периода становится развитие речи ребенка. Словарный запас составляет уже примерно 2000 слов, и он неумолимо растет. Ребенок может уже группировать предметы по одному признаку (форма, цвет, размер, назначение, в речи появляются обобщающие слова (овощи, фрукты, одежда, обувь, игрушки и т. д.). Малыш все чаще употребляет наречия, числительные и местоимения (твой, мой, тут, там, ваш, наш, использует более сложные относительные прилагательные (мамина, тетина, медвежий). Дети видят теперь не только куклу, а могут детализировать ее (руки, ноги, туловище, голова). В этом возрасте присутствует фразовая речь, состоящая из предложений 4-5 слов. Несмотря на развернутую речь, ребенку еще трудно правильно согласовывать слова в предложении, он допускает массу грамматических ошибок (красная платье, много ведров, нет окнов и т. д.). У многих детей в данном возрасте наблюдаются проблемы звукопроизношения, что связано с физиологической особенностью. Чаще всего это различного рода замены звуков один на другой, опускание звука, либо дефектное его произношение. Часто встречаются перестановки или опускания целых слогов. Но пока это не должно сильно вас пугать, если речевое развитие ребенка протекает без каких-либо особенностей, со временем это пройдет.
Публикация «Нормы речевого развития детей, Для информационного стенда (уголка логопеда в группах)» размещена в разделах
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Оформление детских садов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Для того, чтобы ускорить процесс формирования правильной речи ребенка, постоянно находитесь «рядом» с ним. Вовлекайте его в разговор, используя как диалогическую, так и монологическую речь, читайте больше книг, предлагая ребенку стать героем и продолжить дальше сюжет. Используйте различные игры и деятельность для развития пальцевой моторики. Помогайте составлять ребенку предложения верно, по своему примеру. Учите стихи и скороговорки, что будет способствовать правильному звукопроизношению. Процесс обучения должен постоянно проходить в игровой форме. Например: давай сначала соберем игрушки только красного цвета, или давай я большая буду называть предмет большой, а ты маленькая – маленький (чашка - чашечка и т. д., давай соберем сюда только обувь, в эту стопочку – одежду. Обратите внимание на развитие речевого дыхания, которое как известно отличается от физиологического длиной и силой выдоха, так как все наши звуки и слова получаются именно на выдохе. Для этого полезно надувать воздушные шары, дуть в дудочку или губную гармошку, поддувать ватные шарики с гладкой поверхности и т. д.
Исследуйте окружающий мир играя в разные игры. Не забывайте хвалить и поощрять ребенка. Не ругайте за неудачи, предложите через какое- то время попробовать еще раз. Радуйтесь его успехам вместе с ним.
4 - 5 лет. Данный возрастной этап все еще является младшим дошкольным возрастом. Позади четыре года активной познавательной деятельности окружающего мира. Главной задачей этого периода все еще остается развитие речи ребенка. Словарный запас в 4 года составляет уже примерно 2500 слов, а к 5-ти годам 3000 слов. Ребенок уже более полно и точно строит свои высказывания. Словарь прилагательных, обозначающих качество и признак предметов, значительно богатеет. Относительные прилагательные в речи используются все чаще и уже без ошибок (лисий хвост, беличья шубка, волчьи уши). Прилагательные, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (металлическая кастрюля, пластмассовый стакан) не доставляют ребенку особого труда. Все шире используются наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за, около и др.). Обобщающие слова тоже становятся более сложными (посуда, одежда, мебель, обувь, транспорт). Ребенок знает уже не только основные цвета, но и оттенки (голубой, розовый, оранжевый, коричневый, а также геометрические формы.
Высказывание ребенка состоит из 2-3 простых распространенных предложений. Формируется интонационная сторона речи, различение интонации говорящего. Многим детям удается пересказ прочитанного взрослым, хотя многие прибегают пока к помощи. Наличие аграмматизмов в речи все еще присутствует (красная платье).
Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4-ем годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5-ти годам появляются звуки Л, Р. В 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей оно остается еще неустойчивое.
На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Обычно работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводится в детском саду воспитателем.
Особое внимание следует уделять связной речи диалогической и монологической.
Для того, чтобы ускорить процесс формирования правильной речи ребенка, постоянно общайтесь с ним. Вовлекайте его в разговор, используя как диалогическую, так и монологическую речь, читайте больше книг, предлагая ребенку стать героем и продолжить дальше развернуть сюжет, просите пересказать услышанное. Учите ребенка описывать простые картинки. При этом, помогайте составлять предложения верно, по своему примеру. Учите больше стихов и скороговорок - это будет способствовать правильному звукопроизношению. Процесс обучения также должен постоянно проходить в игровой форме. Например: игра «скажи ласково» с употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка – чашечка, дом-домик, давай опишем твою любимую игрушку, «один-много» (стол-столы, воробей-воробьи, пусть ребенок станет артистом и покажет вам известную сказку. Предложите придумать предметы, про которые можно сказать мой, моя, мое, мои; образовать глаголы с помощью приставок (убежала, прибежала, подбежала, забежала, образовать от существительного прилагательное (сок из апельсина-апельсиновый, стул из дерева-деревянный и т. д., показывая свой образец. Не забывайте про развитие пальцевой и общей моторики, используя различные игры и приемы.
5 - 6 лет. Ребенок 5-6 лет находится в старшем дошкольном возрасте. Несмотря на это ведущей деятельностью все еще является игра. Словарный запас если к 5-ти годам составлял 3000 слов, то к 6-ти 3500 слов. Ребенок уже более полно и точно строит свои высказывания. Словарный запас растет не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет образования слов при помощи приставок, суффиксов. Ребенок более тонко различает обобщающие слова, например, не только называет слово животное, но и может сказать дикое или домашнее, а транспорт – водный, воздушный, наземный и подземный. Больше использует прилагательных, наречий. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный. К 6-ти годам жизни грамматический строй речи уже сформирован правильно, ребенок пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет имена существительные по числам и падежам, согласовывает числительное с существительным, прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, притяжательные прилагательные, правильно по смыслу употребляет все части речи. Простые предложения становятся более распространенными, количество сложных предложений растет. При формировании фразы ребенок использует все части речи. Всё же многие дети допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных во множественном числе (ножов, ведров).
В этом возрасте дети уже могут владеть силой голоса, говорить тише, громче. В повседневной жизни темп речи умеренный, но при рассказах речь часто замедленна за счет пауз, хотя при эмоциональном возбуждении, наоборот, речь громкая и ускоренная.
На шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков и Л, Р. В этом возрасте дети производят слова различной слоговой структуры. Если же и есть какие-то проблемы в трудных и мало употребляемых словах, то достаточно хорошо несколько раз проговорить и подучить ребенка.
Уже к 5 годам ребенок должен слышать наличие определенного звука в слове, подобрать слово на заданный звук - это ему дается природой. Обычно работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводится в детском саду воспитателем.
Неправильное произношение звуков сопровождается недоразвитием фонематических процессов. Но это бывает и у правильно говорящих детей. Дети недостаточно различают звуки, не способны узнавать отдельные звуки в слове. Можно поиграть с ребенком в игру «Узнай звук». Ребенок должен подобрать слово на определенный звук. Умение слышать и выделять звуки на слух, предупреждает многие трудности в школе при обучении письму.
На 6-ом году жизни связная речь ребенка уже становится монологической. Дети способны самостоятельно пересказать сказку или рассказ, при этом используя до 40-50-ти предложений.
Для того, чтобы ускорить процесс формирования правильной речи ребенка, постоянно общайтесь с ним. Вовлекайте его в разговор, используя как диалогическую, так и монологическую речь, читайте больше книг, предлагая ребенку стать героем и продолжить дальше развернуть сюжет, просите пересказать услышанное. Пусть ребенок опишет свои впечатления от увиденного мультфильма или поездки. Учите ребенка составлять описательные рассказы по картинкам. При этом помогайте составлять предложения верно, по своему примеру. Учите больше стихов и скороговорок - это будет способствовать правильному звукопроизношению. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
Процесс обучения также должен постоянно проходить в игровой форме. Например: игра «скажи ласково» с употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка – чашечка, дом-домик, давай опишем твою любимую игрушку, «один-много» (стол-столы, воробей-воробьи, «скажи наоборот» (высокий-низкий, пусть ребенок станет артистом и покажет вам известную сказку. Предложите придумать предметы, про которые можно сказать мой, моя, мое, мои; образовать глаголы с помощью приставок (убежала, прибежала, подбежала, забежала, образовать от существительного прилагательное (сок из апельсина-апельсиновый, стул из дерева-деревянный и т. д., показывая свой образец. Не забывайте про развитие пальцевой и общей моторики, используя различные игры и приемы.
Насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего ребенка. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь и об интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления и предпосылкой успешного обучения в школе.
6-7 лет Ребенок 6-7 лет находится в старшем дошкольном возрасте. Это период активного усвоения разговорной речи, становления всех ее сторон: лексической, фонетической, грамматической. Словарный запас составляет 3500-4000 слов.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения со сверстниками, что требует полноценного овладения средствами общения, главное из которых - речь. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Первоклассники с богатым активным словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Ребенок в возрасте 6-7 лет уже более полно и точно строит свои высказывания. Словарный запас растет не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет образования слов при помощи приставок, суффиксов. Ребенок более тонко различает обобщающие слова, например, не только называет слово животное, но и может сказать дикое или домашнее, а транспорт – водный, воздушный, наземный и подземный. Больше использует прилагательных, наречий, овладевает словарем антонимов и синонимов. Многие слова из пассивного словаря переходят в активный. К 6-ти годам жизни грамматический строй речи уже сформирован правильно, ребенок пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет имена существительные по числам и падежам, использует союзы и союзные слова, согласовывает числительное с существительным, прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, притяжательные прилагательные, правильно по смыслу употребляет все части речи. Простые предложения становятся более распространенными, количество сложных предложений растет. При формировании фразы ребенок использует все части речи. Всё же многие дети допускают ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных во множественном числе (ножов, ведров).
В этом возрасте дети уже могут владеть силой голоса, говорить тише, громче. В повседневной жизни темп речи умеренный, но при рассказах речь часто замедлена за счет пауз, хотя при эмоциональном возбуждении, наоборот, речь громкая и ускоренная.
Уже на шестом году жизни ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к 6-7 годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. С этими детьми проводится работа по сопоставлению звуков, выделению их отличительных признаков. В этом возрасте ребенок должен слышать наличие определенного звука в слове, подобрать слово на заданный звук - это ему дается природой. Обычно работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводится в детском саду воспитателем. Произнесение слов различной слоговой структуры теперь не доставляет особого труда.
Неправильное же произношение звуков сопровождается недоразвитием фонематических процессов. Но это бывает и у правильно говорящих детей. Дети недостаточно различают звуки, не способны узнавать отдельные звуки в слове. Можно поиграть с ребенком в игру «Узнай звук». Ребенок должен подобрать слово на определенный звук. Умение слышать и выделять звуки на слух, предупреждает многие трудности в школе при обучении письму.
На 6-ом году жизни связная речь ребенка уже становится не только диалогической, но и монологической, контекстной (вне данной ситуации). Дети способны самостоятельно пересказать сказку или рассказ, составить описательный рассказ по картине или серии сюжетных картин, при этом используя до 40-50-ти предложений.
Для того, чтобы ускорить процесс формирования правильной речи ребенка, постоянно общайтесь с ним. Вовлекайте его в разговор, используя как диалогическую, так и монологическую речь, читайте больше книг, предлагая ребенку стать героем и продолжить дальше развернуть сюжет, просите пересказать услышанное. Просите его описать свои впечатления от увиденного мультфильма или поездки. Учите ребенка составлять описательные рассказы по картине и серии сюжетных картин, выделяя главные и второстепенные детали. Пусть ребенок «очутится на картинке» и расскажет о своих фантазиях. При этом помогайте составлять предложения верно, по своему примеру. Учите больше стихов и скороговорок - это будет способствовать правильному звукопроизношению. Не торопитесь все рассказать и объяснить сами (взрослые это очень любят). Дайте ребенку возможность самому рассказать, объяснить, не торопите его. Взрослый может подсказать необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребенку и поучиться внимательно его слушать, не перебивая, не торопя, не отвлекаясь.
Мотивируйте ребенка, нацеливая на успех. Процесс обучения также должен проходить в игровой форме. Например: игра «скажи ласково» с употреблением уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашка – чашечка, дом-домик, давай опишем твою любимую игрушку, «один-много» (стол-столы, воробей-воробьи, «скажи наоборот» (высокий-низкий, пусть ребенок станет артистом и покажет вам известную сказку. Предложите придумать предметы, про которые можно сказать мой, моя, мое, мои; образовать глаголы с помощью приставок (убежала, прибежала, подбежала, забежала, образовать от существительного прилагательное (сок из апельсина-апельсиновый, стул из дерева-деревянный и т. д., показывая свой образец. Учите ребенка употреблять образные слова и выражения, следите, чтобы он сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет ни заря и др., употреблял пословицы и поговорки, понимая их смысл.
Не забывайте про развитие пальцевой и общей моторики, используя различные игры и приемы.
Насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего ребенка. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь и об интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления и предпосылкой успешного обучения в школе.