Светлана Лачина
Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Творческий проект
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!»
“ Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор. ”
Публикация «Фольклор, как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста, Творческий проект» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты
- Проекты творческие
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Объект проекта : формирование познавательного интереса к русскому и мордовскому фольклору.
Предмет объекта: влияние фольклора на развитие кругозора, нравственных качеств, творческих способностей детей.
Цель:
Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству; учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий; побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей интерес к детскому фольклору, обогащать словарный запас детей;
-знакомить детей с мордовским и русским детским фольклором.
Развивающие :
-развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора;
- развивать умение детей слушать произведения русского и мордовского устного народного творчества.
Воспитательные:
-воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского и мордовского народного творчества;
-воспитывать чувство уважения к народным традициям.
Этапы проекта :
1. Организационный.
-мониторинг (беседы, наблюдение, анкетирование родителей);
- создание предметной среды;
- подбор фольклорного материала;
- сподбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями;
- составление картотеки потешек ко всем режимным моментам.
2. Основной.
дата тема содержание
сентябрь мониторинг
октябрь «В гости к солнышку» Приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеств, развивать речь детей средствами фольклора.
Уточнить представления детей о таких жанрах фольклора, как закличка, загадка, сказка, скороговорка.
Продолжать учить интонационно, выразительно рассказывать потешку вместе с воспитателем.
Помочь отгадывать загадки, построенные на описании.
Активизировать речь детей, побуждая к высказываниям, к построению сложных предложений.
ноябрь «Матрешек русский хоровод» Познакомить детей с малыми русскими фольклорными формами (загадками, считалками, шутками - прибаутками, чистоговорками, играми).
Обогащать словарный запас детей; развивать связную речь; формировать интерес к русскому народному творчеству.
декабрь «Волшебный сундучок» Приобщение детей к истокам народной культуры.
Познакомить с фольклорными произведениями (устным народным творчеством. Приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведения.
Развивать любознательность; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.
Воспитать любовь к родному языку, доброе отношение к братьям нашим меньшим, расширять представления о добре, правде, красоте.
январь «Курочка ряба» Познакомить детей с русской народной сказкой «Курочка Ряба».
Совершенствовать мелкую и общую моторику; расширять словарный запас.
Продолжить развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение.
февраль «В гости к бабушке на оладушки» Развитие речи у детей через приобщение к русскому народному фольклору.
Продолжить знакомить детей с элементами русского народного быта, а также со словами – историзмами: изба, горница, чугунок, ухват, самовар;
Обогащать словарный запас детей. Воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми
март «Нарядные матрешки» Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.
апрель «Украшение салфетки мордовским орнаментом» Продолжить формирование у детей представлений об истории и культуре народов, населяющих Республику Мордовия.
Развивать художественные навыки, воображение, восприятие.
Знакомить детей с культурой мордовского народа, искусством, одеждой, украшениями.
Воспитывать интерес к творчеству мордовского народа, основы толерантного воспитания.
Развивать творческое мышление и воображение.
• Воспитывать интерес к мордовской народной культуре.
май «В гости к деду Фольклору» Познакомить с характерными чертами русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах русского народного творчества; совершенствовать умение детей отгадывать загадки, понимать их иносказательный смысл; развивать умение поддерживать беседу; активизировать в речи детей знакомые пословицы и поговорки; отрабатывать дикцию: учить внятно и отчетливо произносить слова в скороговорках.
3. Заключительный.
Ожидаемые результаты:
- дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
- будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.
- вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
- научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.
Работа с родителями.
-анкетирование «Нужно ли знакомить детей с фольклором?»;
- выставка книг (потешки, песенки, прибаутки, заклички);
- консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»;
- выставка книг – сказок;
- привлечение родителей к оформлению коллективных работ детей;
- привлечение родителей к пополнению библиотеки группы "Мои любимые сказки";
- совместный досуг «В гостях у Бабушки – Загадушки».
Методическое обеспечение:
-иллюстрации с изображением русских и мордовских костюмов, декоративно-прикладного искусства, музыкальных инструментов, народных кукол, природы, праздников и т. д.
-раскраски;
-русские и мордовские народные куклы;
-народные костюмы;
-изделия декоративно-прикладного искусства;
-музыкальные произведения;
-записи народных сказок;
-дидактические игры.
Список использованной литературы.
1.«От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. ; 2016.
2. Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования /О. В. Бурляева и др. ; Мордов. гос. пед. ин. -т. - Саранск, 2015.
3. Народное искусство в воспитании дошкольников. Под ред. Т. С. Комаровой, М. ,2006.
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам народной культуры.
5. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т. 7-8.