Лариса Иванова
Конспект познавательной НОД «Знакомство со свойствами воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
г. Аркадак Саратовской области
Конспект
непосредственно организованной деятельности
по теме: «Знакомство со свойствами воды»
Воспитатель:
Иванова Лариса Анатольевна
2015 г.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект познавательной НОД „Знакомство со свойствами воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Цель: Создание условий для проведения элементарных опытов по формированию у детей представлений о свойствах воды.
Задачи:
формировать у детей представления о роли воды в жизни людей, животных, растений («познавательное развитие») ; продолжать обогащать словарь детей, совершенствовать умение строить высказывание, использовать разные части речи в соответствии с их значением, согласовывать слова в предложении («познавательное развитие», «речевое развитие»);
развивать у детей опытническую деятельность (познавательное развитие, воображение и творческие способности («социально-коммуникативное», «художественно-эстетическое развитие»); познакомить с некоторыми свойствами воды : жидкость без цвета, запаха, не имеет формы, потому что текучая. Дать элементарное представление о превращении воды в пар («познавательное развите»);
приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам отношения людей к водным ресурсам в природе («социально-коммуникативное развитие»). Развивать воображение и творческие способности (художественно-эстетическое развитие).
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование.
Оборудование: картинки с изображением рыбы, рака, кита; по два стакана на каждого ребёнка с чистой и мутной водой, по две пуговицы, стакан с молоком, белый лист бумаги, чайник с горячей водой, кусочек стекла, салфетка бумажная, заготовки для изготовления экологических знаков.
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Вводная часть
Дети с воспитателем стоят в кругу
- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, на котором мы узнаем много интересного. Прислушайтесь… Вы слышите, за дверью раздаются какие-то звуки.
(Слышится звук льющейся воды)
- Что это за звук?
- Выйду, посмотрю, что там происходит.
(Воспитатель выходит за дверь и возвращается с игрушкой – Капелькой в руках.
- Это Капелька. Она живёт в городе Водограде и приглашает нас к себе в гости
Там мы познакомимся со свойствами воды, проведём опыты с водой и узнаем много интересного о воде.
Ну, что ж, Капелька, в путь, веди нас в свой город.
Дети отвечают.
Дети перемещаются в другое место группы, где размещены картинки с изображением рака, рыбы, кита и некоторые другие.
2 Основная часть
- Вот мы и очутились в Водограде. В этом городе любят и умеют отгадывать загадки. Вот и сейчас Капелька предлагает нам рассмотреть вот эти картинки и найти среди них те, которые станут отгадками на следующие загадки. Мы слушаем тебя, Капелька.
(Звучит аудиозапись)
- Не кузнец, а с клещами.
-Вильнёт хвостом туда-сюда – и нет её и нет следа.
- Через море-океан плывёт чудо-великан, Прячет ус во рту, растянулся на версту.
-Что объединяет рыбу, рака и кита?
Дети отгадывают загадки и находят соответствующие отгадкам картинки.
Они живут в воде.
- Где можно увидеть воду?
- Как человек использует воду?
- Вода нужна всем: и человеку, и животным, и растениям. Люди знают это и сочинили об этом стихи. Расскажи, Саша.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего. мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… Ответы детей.
Ребёнок читает стихотворение.
Дети:… воды
Проведение опыта: имеет ли вода цвет, запах, вкус.
- Давайте вспомним, что мы знаем о воде. Имеет ли вода форму?
- Правильно. А почему?
- Капелька нам предлагает узнать ещё и другие свойства воды и приглашает нас в их городскую лабораторию для проведения опыта.
-Здесь в лаборатории мы проверим, имеет ли вода цвет, запах и вкус.
- Посмотрите, на столах у вас стоят стакан с водой и стакан с молоком, а ещё лежит лист бумаги.
- Какого цвета молоко и бумага?
- Можно ли о воде сказать, что она тоже белого цвета?
- Значит, вода бесцветная. Возьмите стакан с водой и понюхайте в нём воду. Чем она пахнет?
- Попробуйте воду на вкус. Какой у неё вкус?
- Значит, вода не имеет вкуса, цвета и запаха.
Физминутка.
- А сейчас Капелька предлагает нам покататься на лодочках. Вставайте парами.
Друг друга за руки берём
И качаемся, плывём.
С пятки на носочек –
К солнышку разочек.
Руки поднимите,
На солнце посмотрите.
- Вернёмся, ребята, в лабораторию и продолжим опыты.
Ответы детей.
- Потому что вода жидкая. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Дети проходят и садятся за столы.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети становятся парами лицом друг к другу.
Дети произносят текст вместе с воспитателем и выполняют движения согласно тексту физминутки.
Проведение опыта: вода прозрачная.
- Одинаковая ли вода в баночках у вас на столах?
- Чем она отличается?
- Возьмите две пуговицы и бросьте одну – в баночку с чистой едой, а другую – в грязную.
- В какой баночке видна пуговица? Почему?
- Да. Чистая вода прозрачная, в ней видны предметы, а грязная – мутная, непрозрачная.
- Капелька спрашивает, а есть ли у нас в группе прозрачные предметы?
-Ребята, представьте, если бы у нас в аквариуме была бы грязная вода… Что бы тогда случилось с нашими рыбками?
- Да, нам обязательно следует следить за чистотой воды в аквариуме.
- А что было бы, если бы текла грязная вода из крана?
- Поэтому, чтобы не заболеть, следует пить только чистую воду. Необходимо, чтобы чистая вода была в морях, реках, озёрах, океанах, потому что там живёт много живых существ.
Проведение опыта: превращение пара в воду.
- А теперь Капелька предлагает нам сходить в то место этого чудесного города где его жители любят отдыхать: пить чай, просто разговаривать.
- Здесь нас ждё т сюрприз: мы узнаем ещё одно свойство воды.
- Кто видел пар, поднимающийся над кастрюлей с горячей водой?
- Посмотрите, какая вода в чайнике?
- Как вы догадались?
- Сейчас я налью в стакан горячей воды из чайника. Посмотрите, как идёт пар. Накрываю стакан кусочком стекла. Посмотрите, на стекле появляется пар, оно отпотевает, пар превращается в капельки воды. Посмотрите, я вытираю стекло салфеткой, и она становится мокрой.
Значит, вода может находиться не только в жидком, но и в парообразном состоянии.
- Ну что ж, Капелька, спасибо тебе за такое познавательное путешествие.
Аппликации «Не засоряй водоёмы», «Береги воду»(по подгруппам)
- А ещё Капелька предлагает нам сделать экологические знаки о воде. Рассмотрите, что нам понадобится для этого и какие экологические знаки мы можем сделать. Чтобы у нас ладилась работа, давайте разогреем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои,
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработали немного,
Но дадим им отдохнуть.
Эти знаки мы поместим в определённых местах нашего города, чтобы люди всегда помнили о правильном отношении к воде.
- До свиданья, милая Капелька. А мы глазки закрываем, в детский сад вновь попадаем.
В одной баночке вода чистая, а в другой – грязная.
Дети выполняют задание.
Ответы детей.
Ответы детей.
Рыбки погибли бы.
Ответы детей.
Дети подходят к столику, где на скатерти стоит на подставке горячий чайник, стакан, стекло, чайные приборы.
Ответы детей.
Идёт пар из носика чайника.
Дети наблюдают проведение опыта.
Это знаки : «Береги воду», «Не засоряй водоёмы».
Дети выполняют аппликации.
Дети выполняют движения соответственно содержанию.
Дети закрывают глаза.
3Заключительная часть
- Что нового сегодня вы узнали о воде? Ответы детей.