Галина Кальченко
НОД «Эта волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Номинация Познавательно-экспериментальная деятельность
Тема «Эта волшебная соль».
Цель Создать условия для реализации детского исследования, развивать познавательно-исследовательский интерес, выполняя занимательные опыты; развивать свободное общение детей со взрослым. научиться находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.
Задачи приоритетной образовательной области познакомить детей со свойствами соли и способами её использования, её значении в природе, в жизни человека;
уточнить знания детей о способах добычи соли, познакомить с видами соли (поваренная, каменная, морская)
Публикация «НОД „Эта волшебная соль“» размещена в разделах
воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления;
воспитывать любознательность и интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи, реализуемые в интеграции образовательных областей развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
развивать творческие способности детей;
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развивать связную, грамматически правильную речь, расширять словарный запас;
Виды и формы деятельности с воспитанниками Игровая, здоровьесберегающая, речевая, коммуникативная (общение и взаимодействие
со взрослыми и, экспериментирование, изготовление продукта детского творчества.
Итоговый образовательный результат У детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности повысилась познавательная активность; мыслительные процессы, повысилась способность сравнивать, делать выводы,
высказывать свои суждения, анализировать.
дети смогли провести элементарные опыты и эксперименты самостоятельно;
развивались коммуникативные навыки;
у детей появился интерес к познавательной литературе;
Оборудование Ноутбук, проектор, слайдовая презентация на тему: «Добыча соли», 3 мешочка с разными видами соли, яйца, стаканы с водой, мелки цветные, ложки, тарелки, 2 емкости с пресной и соленой водой, детские энциклопедии с информацией про соль, карточки с символическими изображениями «методов исследования», детские энциклопедии с информацией про соль, детский микрофон, баночка с окрашенной солью
Предварительная работа Беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание соли, чтение художественной литературы (сказки, загадки, стихи, знакомство с пословицами и поговорками)
Ход:
Ребята,сегодня утром я обнаружила в группе шкатулку. Открывать ее не стала,решила дождаться вас. (дети открывают шкатулку,там лежит 3 мешочка)
В. Какие-то мешочки в ней ( три мешочка: соль мелкая, поваренная, морская крупная). Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек? (Ответы детей.). А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек - что же это может быть?
Что же это может быть?
Дети предполагают.
А помочь нам в этом сможет загадка
«Без нее, ребята, повар как без рук,
И становится вся пища не съедобной вдруг!
Если в ранку попадет - испытаешь боль
Вы, конечно, догадались. Что же это? Правильно, это соль.
(Высыпаю соль на тарелки)
Воспитатель. Соль – это пищевой продукт, приправа к блюдам. Это единственное минеральное вещество, которое в чистом виде люди употребляют в пищу.
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Из-за соли разгорались войны. Отсюда народная примета: соль рассыпал – к ссоре, к неудаче. В честь соли названы города: Солигалич, Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье, реки – Усолка и Солёная и многие другие.
Соль ценилась на вес золота,поэтому ее ииназывали «белое золото». К ней всегда относились бережно и уважительно. В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.
Соль-это символ дружбы. Беречь хлеб и соль-значит, дружить.
Не зря дорогих гостей встречали хлебом и солью и говорили «Хлеб да соль» - это пожелание добра. Соль – символ дружбы. Беречь хлеб и соль – значит дружить.
А хотите побольше узнать о соли и провести самостоятельное исследование,
Что нужно сделать, чтобы провести исследование?
Дети. Получить как можно больше информации.
Воспитатель. Где мы можем получить необходимую информацию?
Дети. Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого, посмотреть в интернете
(воспитатель выставляет карточки с названием этапов исследования)
I этап.
Воспитатель. Верно, существует много способов сбора информации. Но с чего мы начнем?
Дети. Подумать самостоятельно.
(картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)
Нужно вспомнить, что мы знаем о соли.
Соль вещество белого цвета, на вкус соленая
игра «Что можно посолить»
Да, дорогие мои, мы с вами знаем, что соль – это сыпучее кристаллическое вещество белого цвета, без запаха, на вкус солёная и передаёт этот вкус продуктам, в которые её добавляют.
Воспитатель. Предлагаю вам продолжить наше исследование. Следующий этап - (обращает внимание детей на картинку-изображение следующего этапа)
Дети. Спросить у взрослых.
Воспитатель. Подумайте, у кого из взрослых мы можем получить нужную нам информацию? Чьему мнению вы доверяете?
Спасибо,что вы мне доверяете.
Присаживайтесь.
Рассказ воспитателя о соли.
Соль-это минеральное вещество,которое благотворно влияет на наше здоровье. Недостаток соли может привести к заболеванию сердца,работу мышц,нервной системы. Соль помогает нашему пищеварению. В нашем желудке находится соляная кислова,которая помогает переваривать пищу.
Однако это не значит,что соль можно много принимать в пищу. Слишком большое употребление соли так же плохо влияет на наше здоровье. В сутки для организма человека необходимо не более 1 чайной ложки.
С помощью соли люди лечат простудные заболевания. Полощут горло соляным раствором при ангине,заложен нос-промывают соляным раствором,при ушибах прикладывают соляные компрессы,
Болит ухо,прикладывают мешочек с теплой солью. Существуют соляные пещеры,в которых люди дышат соляным воздухом,тем самым лечат органы дыхания. КАРТИНКУ ПОКАЗЫВАЮ
Очень полезны ванны с морской солью.
Но соль нужна не только человеку,но и растениям,которые получают соль через воду и животным. Животные любят ее лизать. Поэтому соль так и называют-лизунец. КАРТИНКА
III этап.
Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?
Дети. Прочитать в книге.
Воспитатель: В нашем книжном уголке есть разные книги.
В какой книге мы можем узнать о соли?
Дети. Словарь, энциклопедия, книга знаний.
Воспитатель. Давайте вместе выберем книгу, в которой можно прочитать о соли.
(Читает о применении соли).
Поваренная соль используется в промышленности – она нужна для производства различных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.
Соль способствует таянию снега и льда. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью обледенелые дорожки, так соль растворяет лед. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни.
Ценность соли еще и в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранить выращенные летом овощи – вы знаете, что на зиму всегда запасают квашенную капусту,солёные огурцы и помидоры. А также заготавливают и другие продукты (мясо,сало)
Кроме того,соль является прекрасным чистящим средством. С помощью соли можно очистить любую посуду.
Д/и «Соленый,соленая,соленый»
В. Ребята,давайте немного разомнемся
Физминутка
Соли в речку брошу я,выйдет море у меня
Чайки в небе закружат,черепахи зашуршат,
И веселые дельфины из воды покажут спины,
И огромный синий кит под фонтаном запыхтит.
Соли в речку брошу я,выйдет море у меня
Только где же по пути столько соли нам найти.
В Следующим этапом нашего исследования найти информацию в интернете
Ребята,что мы уже знаем о соли
Дети. Нужна нашему организму,где применяется,а чего мы не знаем еще.
Предлагаю узнать эту информацию из интернета.
Презентация «Как добывают соль?»
И последний этап нашего исследования: узнать о свойствах соли. Где это мы можем сделать?
Д. В лаборатории.
В. Что такое лаборатория?
Д. Помещение,где проводят опыты.
А вы знаете правила поведения в лаборатории?
Д.
Напоминаю.
На столах ничего без разрешения не брать.
Соблюдать тишину,не мешать друг другу.
Бережно обращаться с оборудованием.
Быть аккуратным в работе.
Опыт «Растворение соли»
Ребята,про соль говорят : «В воде родится, а воды боится». Так ли это, действительно ли соль боится воды? Как мы можем это проверить?
У нас на столах есть все необходимое для проведения этого эксперимента, пожалуйста, экспериментируйте!
Педагог задает детям вопросы:
- Что стало с солью?
- Что стало с водой?
- Какая вода теперь на вкус?
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.
- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи.
Дети зарисовывают в блокноты.
Опыт «Плавающее яйцо»
Воспитатель. Есть у соли такой секрет – соленая вода выталкивает предметы. Хотите проверить?
Опускаем яйца в емкости.
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: Соль делает жидкость плотнее. Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.
Дети зарисовывают в блокноты.
Ребята, а ведь соль – не только Волшебница, она ещё и Художница. При помощи соли можно создавать интересные и красивые творческие работы.
Воспитатель: свойство кристаллов соли окрашиваться и передавать свой цвет друг другу можно использовать при создании вот такого интересного сувенира – воспитатель демонстрирует детям декорированную цветной солью бутылочку.
.Я предлагаю вам тоже попробовать сделать радужную баночку. А помогут нам в этом мелки. Посмотрите как это делается. Я насыплю соли на лист бумаги и буду тереть мелком о соль, она становится цветной.
Я предлагаю для удобства разделиться на группы, кто с кем хочет работать
Работа детей
В. Какие замечательные сувениры у вас получились.
Вот и подходит к концу наш исследовательский час. Я предлагаю поделиться полученными знаниями. Давайте сделаем «круг открытий» и с помощью микрофона расскажем о своих открытиях.
Дети рассказывают.
В. Ребята,вам было интересно?
Что именно, интересно?
Вас что-то удивило здесь?
Что было сложного для вас на занятии?
О чем бы вы рассказали своим друзьям или родителям?
В знак того, что вы сегодня все молодцы, пожмите друг другу руки! А гостям скажем до свидания, до новых встреч!